Сказка о царе Салтане
7.5
7.2
1966, фэнтези, семейный, детский
СССР, 1 ч 27 мин
В ролях: Владимир Андреев, Лариса Голубкина, Олег Видов, Ксения Рябинкина, Николай Бармин
и другие
Три девицы под окном пряли поздно вечерком... А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сказка о царе Салтане

год: 1966
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператоры: Игорь Гелейн, Валентин Захаров
композитор:
художники: К. Ходатаев, Анатолий Кузнецов, Ольга Кручинина
монтаж:
жанры: фэнтези, семейный, детский
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 января 1967 г.
на DVD: 1 сентября 1999 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, семейный, детский

Видео к фильму «Сказка о царе Салтане», 1966

Видео: Фрагмент (Сказка о царе Салтане, 1966) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Сказка о царе Салтане», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сказка о царе Салтане», 1966

Дивный мир Александра Птушко

Большой размах съёмок, много красивых костюмов, необычные пейзажи, суровое море в кадре и присутствие магии — всё это признаки того, что фильм снимал Александр Птушко. Уже набив себе руку на сказочном жанре, в 1966 году режиссёр берётся за «Сказку о царе Салтане», написанной Пушкиным. Даже странно, что до Птушко никто в СССР не пытался её экранизировать.

Фильм удался. И персонажи, и операторская работа великолепны. Сохраняя рифмованные диалоги, Птушко расширил количество героев, чтобы не было необходимости добавлять закадровый голос автора. Путь, возможно, не самый простой, но оттого и уважения к Птушко больше. Любимчик режиссёра Сергей Мартинсон снимался в его фильмах аж с 1930-х гг, и здесь у него уже привычный (особенно после «Сказки о потерянном времени») хитрый образ. У Пушкина такого персонажа не было, но в фильм он вписывает очень органично. Потрясающе выглядят тридцать три богатыря. Гиганты существуют в одном кадре с обычными людьми, и это поражает, особенно в сцене с кораблём. Впрочем, ещё больше поражает царевна-лебедь. Ксению Рябинкину можно считать главной звездой фильма. Причём, звездой буквально. Пожалуй, на момент выхода фильма её героиня была самой красивой и приветливой за всю историю сказочно-фэнтезийного жанра в стране.

Фильм Птушко сильнее, чем сказка Пушкина заставляет нас задуматься над географией происходящего. Упоминаемый остров Буян и восточное царство Салтана, а также остров, где укрепляются главные герои, наводят на мысли о Чёрном море, тем более что часть купцов приплывает откуда-то с Ближнего Востока. Как и в предыдущих фильмах Птушко, вода здесь — настоящий космос, таящий в себе много неразгаданных тайн. Но в этот раз режиссёр взял на себя смелость и попытался управлять водой при помощи монтажа. Если посмотреть на море, которое плещется между зрителями и островом, то встречные течения производят такое же сильное впечатление, как огромные богатыри.

Однако зрители, уже знакомые с другими лентами Птушко, удивятся кое-каким нововведениям. Очень часто (иногда даже слишком часто) в «Сказке о царе Салтане» происходит что-то комичное. Либо режиссёр так видел сказку Пушкина, либо… Комедийность присуща киносказкам Александра Роу. Неужели Птушко таким образом выражал своё почтение и признавал, что конкурента ему не превзойти? Для меня, честно говоря, это большая неожиданность. Вообще же надо признать, что сценарий, за который по сути отвечает сам Пушкин, в «Сказке о царе Салтане» местами странный. Царь, разгуливающий под окнами и выбирающий себе в жёны ту девицу, которая желает не накормить людей, а стать обычной матерью – персонаж не такой уж и справедливый. Везение князя Гвидона превращает последнего в бога из машины, а у царевны-лебедь недостаточно раскрытая предыстория. Всё это такие детали, над которыми задумываются только взрослые зрители, так что утверждение о недетской направленности писателя-классика ставится под сомнение. Но Птушко в этот раз обходился с первоисточником бережнее, чем в работе над «Садко».

«Сказка о царе Салтане» находится где-то на одном уровне с «Ильёй Муромцем». Хоть здесь и нет никаких чудовищ, но зрелищность всё равно поражает.

8 из 10

21 февраля 2023

Диво, право, не безделка…

- Белка песенки поёт да орешки всё грызёт…

Не станете же вы отрицать, что настоящее название пушкинской сказки звучит как «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?.. Но, разумеется, мы привыкли к более укороченному названию. Но привыкли ли мы к кинопостановке? Лично я знаю более мультфильм 1984 года, чем фильм года 1966-го. Но и детище Александра Птушко я тоже не игнорировал! Итак…

Я тут немножко процитирую главный ресурс, ведь мне это показалось бескрайне забавным: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком… А потом много чего было»… А ведь это только присказка. Сказка впереди!..

Вряд ли есть смыл мне сейчас браться за пересказ классика Александра Сергеевича Пушкина. Экранизация ведь в большинстве своём опирается на его рукопись. Ну, подслушал царь-отец, что третья молвила сестрица. Всё берёт начало от того, как государь заходит в светлицу. Первым двум девицам тоже находится роль: ткачихи и поварихи. Конечно, история имеет колоссальное значение для той сестрицы, которая родила б богатыря! (Так, всё-таки я пустился за пересказ; но оно как-то само так и слетает с языка и посылает сигнал пальцам печатать).

Интерпретация пушкинского произведения в кино всё же несколько вынуждает второстепенных массовых персонажей говорить от автора. Считаю, что создатели в киноверсии с честью и достоинством вышли из такого положения. (Вот, честно, будь я кинодеятелем, я бы не нашёлся; я бы рассказчика поставил!)…

Вот сколько в детстве не штудировал Александра Сергеевича Пушкина, только намедни уже после недавнего просмотра этой уже советской ленты задался вопросом: кто же такая сватья баба Бабариха и откуда она взялась! Теперь-то ясно, что ещё испокон веков тянутся отношения свекрови и снохи. Таким образом, Бабариха извести хочет молодую царицу. Считай, недовольна выбором своего сына — Салтана. Бабариха — бабушка Гвидона. Для меня открытием стало на ровном месте. А ведь строчки: «… жалеет он очей старой бабушки своей», — я даже не понимал. Но оставим Пушкина, вернёмся к Птушко.

Ну, просто сняли ведь очень близко к первоисточнику. Дополнили лишь песни. Но и с ними случилось точечное попадание в русский фольклор. Не всё и не везде, к слову, было как у классика. Например, город по сотворению Лебеди был, почему-то, с застывшими людьми. Не понял! «Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон»… Но это полбеды. Всё-таки фильм искусственно растянут… Лебедь-то, почему так скоро оборотилась девицей? Или то для зрителя? Сдаётся мне, это для упрощения самого производства… Но не хочется искать боле недостатки. Тем более, что достоинств не в пример больше.

Если же вплотную коснуться визуального восприятия, то кое-где понятно: как и что было отснято. Где-то графика была рисунком; что-то подменила декорация… Но до чего такого додумались киносъёмщики в 1966 году для создания исполинских богатырей и Черномора? Честное слово, я не понял…

Великим вдохновением при создании ленты обладал композитор Гавриил Попов!!! Он здорово подчёркивал моменты, где зрителю надобно было переживать (как, например, в сцене закатывания Гвидона и царицы в бочку…). В сцене же, когда молодой князь обернулся шмелём, естественно, не обошлось без «Полёта шмеля» Римского-Корсакова (вариации).

Что до артистизма, до главным лично для меня является здесь Олег Видов — Гвидон. Но и другие не спускали рукава. Владимир Андреев и Лариса Голубкина — в фильме: родители царевича также радуют глаз, как внешним видом, так и исполнением ролей. Вера Ивлева, Нина Беляева и Ольга Викланд — экранные ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха соответственно лично для меня являются такими же важными что артистками, что героинями.

Напоследок лишь хочется сказать: Смотрите советскую классику! Она — наши истоки…

10 из 10

30 мая 2016

«А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой…» (Сказка — ложь, да в ней намек)

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сразу догадаться, что это экранизация произведения Великого Мастера классической поэзии Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Когда я был маленьким и еще не умел читать, эту сказу мне читали мама и мои старшие сестры. Подросши, я читал эту сказку несметное количество раз. Но тогда еще, будучи маленьким, я на новогоднем утреннике в детском саду наряжался в сшитый моей мамой костюм князя Гвидона и рассказывал огромный отрывок с того места, где князь спас Лебедь от чародея-коршуна: «К морю лишь подходит он…». Стоит ли дальше говорить какое значение для меня имеет и какую роль в моей жизни играет «Сказка о царе Салтане»?

Экранизация «Сказки» удалась выше всяких похвал (я вообще склонен думать, что 60-е годы — это был рассвет и расцвет нашего отечественного кинематографа).

Замечательные костюмы и декорации, великолепная подборка артистов — все это в совокупности не могло оставить меня равнодушным и сейчас (по-моему, я впервые посмотрел «Сказку о царе Салтане» полностью).

Ну и как может быть оценка ниже самой максимальной?

10 из 10!

8 января 2011

На добра коня садяся…

Что-то в этом есть. Какие-то проблески истинного трагизма под лубком, моменты искренности, режиссерские находки… комбинированные съемки кое-где очень удались, кстати.

Царь, правда, уж больно неуравновешенный психически. Инфантильный. Я за такого особенно выйти замуж не стремилась бы на месте главной героини. Впрочем, девушка явно не любит напрягаться… когда приятельницы прядут, она с кошкой играет. Когда они мечтают о добрых делах (всех накормить и одеть), она — о сыне-богатыре. Впрочем, так как она красива, а на товарок ее без слез не взглянешь — выбор царя очевиден.

Гвидон… Гвидон мне все время внешностью напоминал Ильсора из «Тайны заброшенного замка». Уж больно футуристический на нем костюм. И с лебедью несостыковки.

Эти недостатки, как и некоторые скучные эпизоды, искупают многие удачные сцены. Например, та, где сценарист совершил невинный подлог, вставив строчку из другой сказки — «О мертвой царевне». Или та, где Гвидон с матерью оживляют чудесный город. Очень впечатляет и эпизод с бочкой — за бедных оклеветанных и правда страшно, как их со скалы прямо в море. Или финальная встреча царя с супругой… хватает хороших сцен, что уж тут говорить.

7 из 10

10 февраля 2010

Шедевр! Удивительная экранизация гениального произведения великого поэта!

Помню, как в детстве с трепетом ждала сказочного превращения лебедя в царевну. И вот она, царевна-лебедь, точно такая, какой я представляла себе её, когда впервые услышала от мамы эту чудесную сказку.

Как хорошо, что советский кинематограф оставил нам, нашим детям, внукам огромную шкатулку с кинодрагоценностями, ведь на современный кинематограф надежды мало.

24 мая 2009

Фэнтези Сказка о царе Салтане появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Александр Птушко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Андреев, Лариса Голубкина, Олег Видов, Ксения Рябинкина, Николай Бармин, Яков Беленький, Нина Беляева, Борис Битюков, Юрий Чекулаев, Александр Дегтярь, Владимир Ферапонтов, Сергей Голованов, Вера Ивлева, Артем Карапетян, Юрий Киреев.

Страна производства - СССР. Сказка о царе Салтане — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.