Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Библия |
английское название: |
The Bible in the Beginning... |
год: | 1966 |
страны: |
США,
Италия
|
слоган: | «...In the Beginning» |
режиссер: | Джон Хьюстон |
сценаристы: | Кристофер Фрай, Марио Сольдати, Орсон Уэллс, Джонатан Гриффин, Витторио Боничелли, Иво Перилли |
продюсеры: | Дино Де Лаурентис, Луиджи Лураски |
видеооператор: | Джузеппе Ротунно |
композиторы: | Тосиро Маюдзуми, Эннио Морриконе |
художники: | Марио Кьяри, Мария Де Маттеи |
монтаж: | Ральф Кемплен, Альберто Галлитти |
жанры: | драма, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 18000000 |
Сборы в США: | $34 900 023 |
Мировые сборы: | $34 900 023 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 сентября 1966 г. |
на DVD: | 26 ноября 2009 г. |
на Blu-ray: | 7 апреля 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 54 мин |
Сначала было слово. А потом пошло одно за другим и из пепла появился Адам. А чтобы тому скучно не было, лишнее ребро мужичка пошло на Еву. Потом сучий змей-искуситель завалил малину и пришлось жить в рабочих буднях. Все это вылилось в первую зависть и братоубийство Каина. Но люд скурвился и пришлось сделать перезагрузку через ковчег Ноя. Но и новая формация людей толку не дала. Во время строительства пафосной Вавилонской башни господь решил актуализировать языковый вопрос. А чуть позже Б-г выделил парнягу с семитскими корнями по имени Авраам и на его основе задумал создать избранный народ. Но там у его барышни-жены Сары как-то не клеилось с наследником. А пока он — наследник — долго-долго зарождался, решил господь раздолбать рассадник Содом, а вместе с ним и Гоморру. Но тут появился молоденький Исаак, и всевышний совсем рамсы попутал, дав сигнал Аврааму кокнуть единственного и неповторимого… Такая вот честная история из сотворения рода человеческого.
После многочисленных экранизаций жития Иисуса Христа, которые к 60-м годам как-то незаметно заменили жанр пеплума, заглохнувшим после «Клеопатры», естественным образом напрашивалось развитие в кинематографе религиозной тематики. И в этом плане замахнуться на истории из Ветхого Завета было логичным, но одновременно и запредельно сложным решением. Проблематика вопроса стояла в его широкой вариативности. Это все равно, как попытаться в одном полнометражном фильме экранизировать «Тысячу и одну ночь». Создатели «Библии» этот вопрос решили разрешить методом выборочного освещения историй. Но тут у Джона Хьюстона (кстати, несколько странный, как по мне, выбор режиссера на подобный проект) возникла другая проблема — отсутствие плавности в повествовании. И в результате мы получили разного порядка интересности истории, где скучновато-мифологическое бытие Адама и Евы заменялось на придурковато-веселую историю о Ное (последнего играл сам режиссер), а затем все это сменялось на перетянуто-семитскую пропаганду о жизни Авраама.
Удивляет также и заявленный 18-миллионный бюджет картины, который по меркам середины 60-х считался более чем солидным. Здесь есть недурственные декорации, вроде Ноева ковчега или Вавилонской башни, сравнительно приличные спецэффекты (как для своего времени), но эпичной картинки Хьюстон все же добиться не сумел, хоть режиссер и выезжал на натурные съемки по всему Ближнему Востоку. Не делал режиссер также и геройского кино, по крайней мере, звезды проекта — Стивен Бойд (царь Нимрод), Джордж К. Скотт (Авраам), Ава Гарднер (Сара) и Питер О’Тул (ангел, разрушивший Содом и Гоморру) — здесь не выпячиваются на первый план. Впрочем, также нельзя сказать, что Хьюстон снял совсем уж бестолковый проект. Кино в плане мифологическо-увлекательного самообразования смотрится достаточно живо, а для середины 60-х это и вовсе был проект, заменивший по своему визуальному эффекту обанкротившиеся пеплумы. А потому, главная проблема Хьюстона — это не форма, а отсутствие единой сценарной органики. Режиссер загнал себя за узкие флажки библейских канонов, и тем самым существенно проиграл. Но даже в узко-заданных рамках кино у Хьюстона вышло достаточно зрелищным.
Попытка охватить неохватное у Джона Хьюстона не сработала, однако минимальный эффект от этой масштабной постановки режиссер все же смог получить. По крайней мере, такая трактовка библейских историй заслуживает на внимание.
6,5 из 10
16 февраля 2020
Хоть я и считаю себя бывалым киноманом, но, похоже, я не такой продвинутый, в отличие от некоторых моих хороших знакомых, одна из которых поведала мне об этом фильме, заявив, что фильмографию Джона Хьюстона надо всю смотреть. А я никогда даже близко не знал такого режиссёра! Да и посмотреть данный фильм я решил скорее не из-за того разговора, а когда узнал, что вышел новый мини-сериал «Библия» в 2013 году, и с него смонтирована киноверсия «Сын Божий», и этот проект собрал противоречивые отзывы. Тогда я решил, что лучше сначала посмотреть старую экранизацию Главной Книги на Земле, а потом оценить новый проект. Тем более, как верующий человек, хотя далеко не праведник, я заинтересовался экранизациями Библии, поскольку Её детскую версию читал ещё в первом классе на одном дыхании.
Знакомая верно подметила, что Джон Хьюстон «здорово экранизировал кусочек Библии» — при просмотре стало понятно, что действительно не более чем кусочек, а то время как в новом мини-сериале при примерно таком же хронометраже более подробно описали библейские события — не без сцен насилия (об этом заботливые авторы предупреждали в начале каждой серии), но современному молодому человеку такая новая экранизация будет ближе. В старом фильме мы видим отнюдь не убогую съёмку, а напротив, весьма неплохую операторскую работу, красивые пейзажи (чего стоит один только Эдем, в котором поначалу жили Адам и Ева), нет только лихого экшна, нет батальных сцен, которые в те времена американцы уже умели делать в исторических фильмах — здесь обошлись более пассивным повествованием. Описаны истории тех же Адама и Евы, затем Каина и Авеля (причём, совершенно не изменяя слова Священного литературного первоисточника!), и, насколько я помню, описаны страсти Авраама и Лота, и, конечно, знаменитый Всемирный Потоп. Но согласитесь, что для трёх часов этого мало. Если назвали фильм «Библия», то это уже подразумевало, что будут истории как минимум про Моисея, про Самсона, и многие другие предания, но в сюжетной линии фильм неполноценен. Однако это не значит, что фильм плох! Без кровавых сцен, которых не сосчитать в новом сериале, обошлись вполне разумно, сняв такое кино, которое можно показать детям. Тем более для старого кино это действительно практически высший класс, если не считать того, что я уже сказал, и могу сказать другими словами — можно было подсократить некоторые эпизоды, и суметь показать ещё больше событий. Привередливым зрителям, любящим находить ляпы, ошибки и несоответствия с первоисточником, здесь ровно не к чему будет придраться, а вот в новой «Библии» как раз позволили себе кое-какие расхождения с Божьей Книгой. Фильм можно посоветовать всем любителям данной темы, даже неверующим, для которых такое кино — это фэнтэзи. А для истинных христиан это самый настоящий исторический фильм.
8 из 10
1 марта 2016
В 1966 г. на экраны вышел фильм Джона Хьюстона «Библия». Это — одна из первых попыток в истории кинематографа экранизировать известные библейские сюжеты, собрав их в одном фильме. До этого выходили отдельные фильмы о том, или ином сказании.
Чем поражает зрителя фильм «Библия»? Прежде всего, масштабностью. Тут нет, привычных для пеплумов эпичности, баталий, дорогих костюмов. Зато есть сюжеты, объединенные в единое повествование длиной в три часа. Цитируя Священное Писание, рассказчик (в данном случае эта роль отведена режиссеру фильма — Джону Хьюстону) помогает зрителю приблизиться к Библии, хотя бы посредством игрового фильма.
В центре внимания «Библии» сказания о Сотворении мира, Адаме и Еве, Каине и Авеле, Ное и его ковчеге, Вавилонской башне, гибели Содома и Гоморры, Аврааме. Одни истории были длинными, другие короткими. Но в то же время, все они несли определенную мораль, конкретный смысл.
«Библия» — один из тех случаев, когда мне не хотелось бы обсуждать игру актеров. Каждый из них достойно справился со своей задачей, но наиболее яркими получились образы Ноя (Джон Хьюстон) и Авраама (Джордж Скотт). Было приятно видеть в фильме известных современному зрителю актеров Питера О`Тулла (ангел) и Ричарда Харриса (Каин). Правда тогда, в 1966 г. их актерская карьера только начиналась.
Что касается визуальной составляющей, то спецэффекты, конечно, по сегодняшним меркам устарели. Однако красивая природа на экране просто радовала глаз.
Библейские сюжеты — одна из популярных тем в кинематографе. Раз в десять лет обязательно в поле зрения зрителя попадают фильмы данной тематики. К слову, на днях, на экраны вышел фильм Даррена Ароновски «Ной», а годом ранее — мини-сериал «Библия» (где удалось за 10 серий проиллюстрировать Ветхий и Новый Заветы, чего не получилось фильму 1966 г.)
Сама по себе Библия — книга важная, но сложная. Некоторым людям вообще удается прийти ко своей вере к Богу через нее лишь спустя годы. Так что снимать по Библии фильмы — дело непростое. Тут важен лишь подход к экранизации. Для одних режиссеров это возможность развить драматическую сюжетную линию в известных историях («Страсти Христовы», «Ной», «Моисей» и т. д.), либо передать тексты Священного Писания через киноязык. Фильм Джона Хьюстона как раз из этой категории фильмов, где литературный текст просто воплощается на экране. Поэтому как экранизация, этот фильм получился очень интересным, зрелищным и превосходным.
9 из 10
29 марта 2014
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Экранизовать книгу, священную для многих жителей планеты, — задача не из простых. Хьюстон, как человек незаурядного ума, решил ее в своей неповторимой манере, сгладив все (или почти все) возможные углы. Основное затруднение, сразу бросающееся в глаза, — Библия слишком велика для экранизации. Но сценаристы (в числе которых великий Орсон Уэллс) взяли в качестве основы первую книгу Ветхого Завета — Бытие, а уж из нее вычерпнули всё самое интересное: сотворение мира, изгнание Адама и Евы из рая, История Каина и Авеля, Всемирный потоп и спасение Ноя, строительство Вавилонской башни, истребление Содома и Гоморры, и, наконец, приключения Авраама и Сары. Скажу по секрету: мне больше всего понравилась история Ковчега, потому что она, несмотря на оригинальную эпичность повествования и мрачный тон, в фильме получилась самой забавной и живой. Один зверинец Ноя чего стоит! Самого благочестивого старца играет Джон Хьюстон, в очередной раз подтверждая, что актер из него ничуть не худший, чем режиссер.
Визуально понравилось практически всё. Уже с первых кадров настраиваешься на атмосферность и красоту: водопады, бурлящая лава, туман, причудливые деревья, золотые яблоки. Даже Майкл Паркс, напоминающий Баскова, не особо портит вид. Величаво и устрашающе выглядит Вавилонская башня, а Содом изображен хоть схематично, но зато при полном параде. Для шестидесятых годов декорации и спецэффекты, прямо скажем, впечатляющие.
По актерскому составу — опять-таки без нареканий. Кроме уже указанных лиц, отмечу Ричарда Харриса (молодняк наверняка помнит его по роли Альбуса Дамблдора) — отменный Каин; Эву Гарднер — она здесь, конечно, немолода (как и положено каноничной Саре), но ее красота поистине царственна; Питера О’Тула — этот человек запоминается, даже появляясь всего в паре эпизодов. Ну, а зверям отдельный поклон: где еще увидишь льва, лакающего молоко!
Конечно, очень хотелось бы увидеть и другие истории, особенно казни египетские с последующим исходом; царствование Соломона, строительство храмов… Библия — по большому счету интересная, захватывающая книга, это я вам как атеист говорю. В качестве культурного наследия она, безусловно, заслуживает огромного уважения, как и все, имевшие отношение к ее составлению.
Экранизовав лишь крошечную частичку айсберга, Хьюстон показал, что ему под силу очень многое. При скромном хронометраже — всего три часа — ему удалось снять удивительно ёмкий и насыщенный трагическими событиями фильм, при этом не лишенный созерцательности, медитативности. А еще (кто-то отнесет это к минусам, но для меня подобный подход является единственно верным) режиссер не стал производить собственную эмоциональную оценку изображаемых событий. Иными словами, его «Библия» — набор иллюстраций, краткий экскурс, а не личная трактовка текста. Зато действующих лиц он сделал гораздо более интересными: это не безликие персонажи, о которых из Библии мы знаем только, ходили они «пред Богом» или нет, но живые люди со своими маленькими особенностями и привычками.
В общем и целом то, что проделал Хьюстон, я характеризую как отличную и трудоёмкую работу.
16 ноября 2012
Персона Джона Хьюстона до настоящего мнения кажется мне по формальным основаниям не самым идельным выбором для экранизации Библии. Слишком уж противоречивым кажется сам Джон Хьюстон. Впрочем, вероятно именно благодаря такой противоречивости и получился шедевр, а создатель «Мальтийского сокола» и «Сокровищ Сьерра-Мадре» великолепно справился с заданием Дино де Лаурентиса.
Кино понравилось зрителям (что подтверждают сборы) и лестные отзывы критиков. Понравился фильм и мне.
Думаю, что умение снимать в рамках ограниченного бюджета очень помогло Хьюстону. Он старался избежать эпичности, добившись при этом очень простых и четких технических решений по каждому эпизоду.
Важно и то, что несмотря на участие звезд режиссер не стал их выделять. Крупных планов в картине почти нет. Благодаря этому можно сконцентрироваться на событиях фильма, а не на обсуждении Питера О`Тула, Авы Гарднера и Джорджа Си. Скотта.
Хьюстон снял фильм просто и четко. Сделав все требующееся от него он получил на выходе приятный результат. Поэтому безусловно, что его работа входит в число лучших режиссерских работ 66 года. Правда, в сравнении с ними он совсем не первый. Но в мою символическую пятерку лучших входит.
Лучшую режиссерскую работу создал в том году Джордж Рой Хилл. Его «Гавайи» представляют собой эталон экранизации эпического произведения. Нотки и ходы, затронутые Хиллом в том фильме — потом были неоднократно им использованы в его дальнейших работах. Хилл создал очень трогательную атмосферу и великолепно справился с хронологически длиной историей.
Далее в моем списке идут очень стильные и оригинальные работы Джона Франкенхаймера (Вторые) и Бернара Фрессона. А вот замыкают пятерку работы Серджо Леоне и Джона Хьюстона.
В 1966 году было много достойных режиссерских работ: Антониони (Блоу-Ап), Иштван Сабо (Отец), Пазолини (Птицы большие и малые),Роман Полански (Тупик), Фред Циннеманн (Человек на все времена), Лоузи (Несчастный случай), Аньес Варда (Создания). Между тем у Джона Хьюстона была поставлена весьма сложная задача и то с какой простотой и изяществом он ее решил, выдает его гениальность.
В итоге: этому фильму просто невозможно поставить оценку, ведь он кажется правдивым. «Так оно и было», — хочется сказать после его просмотра. Впрочем, я рискнул и оценил его,
10 из 10
19 сентября 2012
В качестве дополнения к предыдущему своему отзыву о фильме «Библия. начало» (именно так фильм называется в оригинале) хочу отметить сильную постановку и мощное эмоциональное воздействие сцен Всемирного потопа (уносящего по своим грозным волнам Ковчег с семейством благочестивого Ноя и животными) и, особенно, появление трёх Господних Ангелов, извещающих Авраама (Джордж К. Скотт) о том, что Господь послал их истребить Содом и Гоморру.
«Вопль содомский и гоморский, он силён весьма. Сошёл Я на Землю, чтобы посмотреть от ЧЕГО он? — впечатляюще говорит один из ангелов устами молодого Питера О`Тула. Джон Хьюстон по-своему интересно обыграл голубоглазую фактуру этого оригинального артиста, воплощавшего в этой ленте Святых Божьих посланников, — двое из трёх во время беседы с Авраамом сидят в ризах со склонёнными головами, а третий поднимает голову и пророчествует благочестивому герою Скотта о страшной грядущей участи оскотинившихся городов. Сказав, Он склоняет голову по примеру своих собратьев. Но поднимается голова другого Ангела (тоже с лицом харизматичного О`Тула) и продолжает мистический диалог с праведным человеком.
Вроде бы ничего особенного, но в душе во время просмотра почему-то возникает трепет, который можно передать только словами: «Вздрогни, грешный человек, пред тайной Всесвятого БОГА!».
11 октября 2005
Вероятно, лучшая экранизация некоторых глав Ветхого Завета: сотворение Господом мира, грехопадение Адама и Евы в Эдемском саду, убиение Каином своего праведного брата Авеля, Ноев Ковчег и Всемирный потоп, уничтожение Содома и Гомморы, Авраам и Сара и другие эпохальные события человечества переложены Джоном Хьюстоном на экран эмоционально величественно и тактично по отношению к Вечному первоисточнику.
Впервые я «случайно» посмотрел эту сакральную картину в 1998 году, в качественном переводе с итальянского (чувствовалось, что переводчик сверял постоянно речь с экрана с текстами самой Библии). И был поражён убедительным звучанием показанных в фильме историй. Пошёл к чёрту Дарвин с его параноидальными теориями о том, что человек, дескать, не более чем «говорящая обезьяна».
Все люди — и эта точка зрения убедительно отстаивается авторами — Божьи творения, проходящие своей земной жизнью «экзамен» на жизнь вечную (в зависимости от морального выбора, которого, кстати, уже не будет в нашей посмертной участи: будет лишь данность — либо блаженная радость в раю, либо вечные мучения в аду). Третьего по Закону Божию не дано!
6 октября 2005