Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отец — Дневник одной веры |
английское название: |
Apa |
год: | 1966 |
страна: |
Венгрия
|
видеооператор: | Шандор Шара |
композитор: | Янош Гонда |
художники: | Эржебет Миалковски, Карой Мольнар |
монтаж: | Янош Рожа |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 декабря 1966 г. |
на DVD: | 26 июня 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Послевоенная Венгрия. Главный герой — маленький мальчик, который растет представляя своего отца, погибшего на войне. На фоне этих метчаний проходит его детство, а на фоне детства — целая эпоха в жизни мадьярского этноса.
Очень достойное кино Иштвана Сабо. Очевидно, что фильм автобиографичен и искренен для Сабо. Очевидно и то, что Иштван очень старался снять хорошее кино.
Думаю, что фильм во всех отношениях получился очень хорошим. Нужно сказать, что в творчестве «раннего Сабо» практически нет академизма (присущего для его «германской трилогии» и последующих фильмов) — скорее его работа напоминает итальянский неореализм.
Ну, а если сравнивать, то мне кажется что фильм точно не слабее «Папы в командировке» Кустурицы и «Поездов под пристальным наблюдением» Менцеля. Исключительно в силу того, что Сабо всегда больше симпатии уделял СССР, фильм не стал сенсацией на западноевропейских фестивалях. А ведь, сравнивая картину с «Юным Тёрлесом» Шлёндорфа, получившего приз в Каннах, очевидно что венгерская картина на несколько порядков сильнее.
В итоге: очень достойное авторское кино Иштвана Сабо. Картина снята в самых лучших традициях известных автобиографий: «Зеркала» Тарковского, «Амаркорда» Феллини, «Папы в командировке» Кустурицы, «Поездов под пристальным наблюдением» Менцеля и т. д. Кстати, концовка снята просто как эталон
8 из 10
27 августа 2012
Одной из самых интересных составляющих жизни человека является мифологизация своего бытия и в частности — истории своей семьи. Ну действительно, кто из нас в детстве не героизировал отцов и матерей, кто не хотел сделать их «большими» людьми, кем-то более интересным, нежели просто обывателями? Иштван Сабо берёт за основу историю семьи Тако, рассказываемую сначала ребёнком, а во второй половине картины уже молодым человеком.
То, что события происходят в военной и послевоенной Венгрии, пожалуй, не так смыслообразующе, точно так же, как и непринципиально то, что этот фильм является составляющей трилогии Иштвана Сабо (в которую ещё входят «Пора мечтаний» и «Любовный фильм»), он не нуждается в неком дополнительном обрамлении. Я не смотрела остальные два фильма, но что-то мне подсказывает, что в них происходит такое же препарирование какой-либо из вех человеческой жизни.
Наблюдения за реконструкцией чужих биографий, даже если заведомо мы понимаем, что они несколько, мягко говоря, надуманы (на то это и мифотворчество) — дело занятное, и тут всё зависит от стиля и способностей рассказчика. Отважусь сказать, что я так до сих так и не поняла, понравилось ли мне данное изложение, совпадает ли оно с моими собственными представлениями, возможно, для этого и следует просмотреть оставшиеся части трилогии. Буду ли я их смотреть? Возможно, когда-нибудь это и произойдёт, но явно не в то же время, что было отведено для «Отца».
Мир фантазий мальчика Тако — этот калейдоскоп — вполне обычен, он нужен как плацдарм для будущей жизни, как ориентир. И этот ориентир должен быть хорошим. Отец рисуется нам то партизаном, то отважным врачом, спасающим жизни людей и прикрывающий — по возможности — от оккупантов. Всё это перемежевывается псевдодокументальными вкраплениями и стремительной камерой оператора, что придаёт фильму оттенок настоящести конкретно этой истории.
Со временем всё закономерно меняется, и вот мальчик вырастает, игра разума перестаёт походить на игры в солдатиков, на игры в чемпионов, наступает жизнь, где герои выглядят совсем по-другому, где важно становится просто жить, основываясь только на своём опыте, лишь памятуя и веруя в отвагу отцов и матерей (главный персонаж говорит об этом открыто: «всё выдуманное просто помогало ему жить, но настал момент остановиться»).
Так рушатся детские миры и декорации к ним.
Я писала, что тема фашистов и оккупации не так важна и смыслообразующа, но она есть, и это то, что мне не очень пришлось по душе, как апогей всего этого в фильме можно увидеть метафорический старый разбитый трамвай, который движим усилием и волей людей, на пути у которого попадается обломок самолёта, символично убираемый с дороги, что намекает нам на то, что всё преодолимо, что в итоге всё перемалывается. Ну да ладно об этом…
Не лишней будет и заметка об игре актёров, которая удивила и даже несколько смутила, потому что на игру детей (всё-таки их стихия), диалоги было смотреть интересно, а вот на взрослых — с трудом, возможно, сказался небольшой опыт режиссёра на момент съёмок (28 лет), не мне рассуждать о причинах…
Финальная сцена, где завершающим аккордом звучит монолог Тако, сводится к той сентенции, которую в различных вариациях многие из нас когда-нибудь да произносят в жизни: «Надо переплыть Дунай, и нужно это сделать самому, без чьей-либо помощи».
Такой вот фильм ещё молодого режиссёра Иштвана Сабо…
7 из 10
15 июня 2010