Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Красные поляны |
год: | 1966 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эмиль Лотяну |
сценарий: | Эмиль Лотяну |
видеооператор: | Влад Чуря |
композитор: | Сергей Лункевич |
художники: | Станислав Булгаков, Аурелия Роман |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 ноября 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Эмиль Лотяну внёс в кинематограф хэмингуэевскую тему — человек не для того рождён, чтобы терпеть поражение. Автор нескольких сборников стихов и рассказов, сценариев всех своих фильмов. Он был большой поэт. Он и говорил как поэт. И снимал как поэт. А сам режиссёр больше всего на свете любил свободу, был романтиком, поэтом и художником. Красота родной природы, женская красота, красота человеческих отношений — всё это Лотяну.
Эмиль Лотяну начинал блестяще: в 1964 году закончил ВГИК (в то время он был пленником Поэзии — уже не одна тетрадь была исписана стихами) и сразу получил на киностудии «Молдова-фильм» самостоятельную постановку — фильм на героико-революционную тему «Ждите нас на рассвете», которым заставил о себе говорить. Следующую работу «Красные поляны» ему доверяют делать в цвете. И в ней впервые молодой режиссёр заявляет о своей особой поэтике, сочетающей цвет, звук и выразительную пластику актёров, которая отличает его лучшие фильмы. В Светлане он разглядел не только внешнюю красоту и тонкость черт, которая поколениями генетически шлифуется и называется «породой», но силу духа, индивидуальность и гармонию сущности, — то, чему нельзя научить. Даже на актёрском факультете. Он как- то сказал: «Искусству просто необходимы люди чистые, рыцарственные. И я поверил в эту девочку, поверил, что она сыграет Иоанну».
Эмиль Лотяну и по сей день принадлежит к ордену рыцарей поэтического кино, пускай ни о каком поэтическом кино — давно и речи нет, по причине отсутствия такового. Уже ранние фильмы Лотяну являли собой в высшей степени характерные образцы кинематографа означенной школы, были сложены по её законам, первейший из которых — экспрессия своенравного изображения, не знающего особых обязательств по отношению к сюжету. Жанровые различия не имели существенного значения, молдавская производственная марка не определяла «национальность» этого кино: пожалуй, лишь «Красные поляны» состояли в родстве с местным фольклором, поскольку их сюжет был прописан на бессарабской земле. Этот крайне несложный сюжет (заезжий городской интеллигент и деревенский пастух влюблены в одну девушку и оспаривают друг у друга права на неё) был для режиссёра не слишком важен. Он сочинял пышный и беспечный праздник избыточной визуальности, каковой был сам себе закон и сам себе смысл. Таким праздником он представил и цыганскую волю вольную, которую живописал чуть ли не как утраченный рай в «Табор уходит в небо», имевшей огромный международный успех и любовь миллионов. Она была и является рекордсменом — картину купили 112 стран. До сих пор этот рекорд не побила ни одна из советских или российских кинолент.
По-разному пролагает художник путь к своей теме: кто-то заявляет её в первых работах, а кто-то не сразу обнаруживает свои художественные пристрастия, свой образный мир. Именно второй фильм Лотяну, созданный им по своему сценарию, знаменовал собой заявку на авторский кинематограф и ставший исходной точкой его поэтико-романтической линии в режиссуре. Кинематограф Лотяну впервые заявил о себе в триединстве режиссуры, изобразительного и музыкального решения. Причём, поэзия являла собой сердцевину авторского представления о мире. В творчестве мастера поэзия и киноискусство шли рука об руку. Лотяну говорил: «Рассказать поэзию невозможно. Кино — сплав чувств и звукозрительных образов. Любое поэтическое видение диктует мне… определённые кинометафоры». Его «фирменные» находки, использованные в других его фильмах, такие как: красное платье в дождь, ягоды на ладони и крупные планы — в «Красных Полянах» звучат очень свежо. Украшением фильма является сцена, в которой Андрей несёт на руках Иоанну под звуки удивительно красивой мелодии дойны. Творческая концепция режиссёра получила особенно яркое выражение благодаря синтезу зрительных образов и музыки. Музыкальность и поэтичность остались для Лотяну важнейшим элементом стиля и в его экранизациях.
«Красные поляны» — лирический рассказ о молдавских чабанах, об их любви, о юности. На экране возникает многосложный мир, искренний, импульсивный, со всеми оттенками молодости, её дыханием, победами и ошибками. Распоряжение, спущенное из района председателю молдавского колхоза, обязывает забить всех овец — лето засушливое, на колхозных угодьях отаре нечем прокормиться и овцы мрут. Председатель разводит руками — поделать ничего нельзя, наверху к чаяниям пастухов — безразличны. Чабаны, которые не знают и не хотят знать другой жизни, в обход приказа тихо уводят отару на далёкие сочные луга Днестра. За ними увязывается приехавший в колхоз по заданию газеты городской журналист Андрей — щеголеватый, но во всех остальных отношениях довольно приятный молодой человек. Вместе с мужчинами на Красные Поляны уходит в помощь старому деду Илуцэ — Иоанна (Светлана Тома), его божественной красоты дочь. На Иоанну давно положил глаз крепкий, ушлый и агрессивный пастух Савва (Григоре Григориу). Женскому сердцу предстоит сделать непростой выбор.
Крёстным отцом Григориу в кинематографе был Лотяну: в 1966 году он пригласил его в картину «Красные поляны», что стало переломным моментом в его жизни. А всесоюзная слава пришла к актёру с «Табором». Таким образом, в творческой судьбе актёра многое было связано с Лотяну. Бурные 90-е сопровождаются развалом и актёру больше не предлагают роли в кино. Он пробует заниматься бизнесом, но не очень удачно. Новость о том, что его друг — режиссёр Лотяну будет снимать новый фильм с Григоре Григориу в главной роли, принесли радость и вдохновение. 12 лет Лотяну искал меценатов (и нашел), чтобы по своему сценарию снять фильм «Яр» — потрясающую историю любви молодой цыганки и красавца-композитора. Всё было готово к съёмкам: костюмы, декорации. В апреле Лотяну улетел в Софию. Съёмки «Яра» должны были начаться сразу после его возвращения. В аэропорту столицы Болгарии Эмиль Владимирович неожиданно потерял сознание. Таможенники помогли ему сесть в самолёт, в Москве его сразу же доставили в реанимацию. А 18 апреля 2003 года Эмиль Владимирович Лотяну скончался. Работа над картиной прекращается и мечтам не удалось стать реальностью. Смерть друга и наставника стала для Григориу большой трагедией. Через восемь месяцев в автокатастрофе погибает и он сам.
27 июня 2016