Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Амрапали |
английское название: |
Amrapali |
год: | 1966 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Лекх Тандон |
сценаристы: | Омкар Сахиб, Arjun Dev Rashk, Балбир Сингх |
продюсер: | Ф.С. Мехра |
видеооператор: | Дварка Дивеча |
композиторы: | Джайкишан Дайябхай Панкал, Shankarsingh Raghuwanshi |
художники: | М.Р. Ачрекар, Бхану Атайя |
монтаж: | Пран Мера |
жанры: | фэнтези, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 сентября 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч |
Неделя просмотра ретро-кино. День 1-й.
Каждую весну, когда она окончательно вступает в свои права, я устраиваю себе неделю просмотра индийского ретро-кино. Это такой своего рода релакс для души и тела. Составляю себе отдельный список на просмотр именно старого кино, которого ещё не видела (а сколько его оказывается в Индии, смотреть не пересмотреть). Итак начнём…
Бывают моменты, когда Бог приходит и стучится в вашу дверь. Это и есть любовь — Бог, стучащийся в вашу дверь. Через женщину, через мужчину, через ребёнка, через любовь, через цветок, через закат или рассвет… Бог может стучаться миллионами разных способов.
Восхитительный фильм! Глубокий, красочный, сильный! На протяжении почти пятидесяти пяти лет этот фильм режиссёра Лекха Тандона признаётся многими мировыми кинокритиками лучшим историческим фильмом, созданным в Индии в XX столетии. В течении почти двух часов перед нами предстанет не только история любви и ненависти красивой и одарённой женщины Амрапали, но и история противостояния добра и зла, войны и мира во взаимоотношениях двух княжеств древней Индии — свободолюбивого Вайшали и воинствующего Магадха… Не знала красавица и любимица Вайшали танцовщица Амрапали, что раненный солдат, которого она спасла, а затем полюбила, окажется Аджашастрой — правителем кровного врага её родного княжества. Не знал и жестокий Аджашастра, что любовь к Амрапали сыграет с его империей такую злую шутку…
Красивая историческая картина, с прекрасной музыкой и танцами. Конечно фильм немного наивный, но приятный и смотрится легко, тем более, что идёт всего лишь 2 часа. Виджаянтимала не только очень красивая актриса, но и потрясающе танцует классические индийские танцы!
Как я читала об этом фильме, в момент выхода в прокат фильм не имел кассового успеха, но со временем стал одним из лучших исторических фильмов за всю историю индийского кинематографа. Фильм был выбран в качестве заявки от Индии на кинопремию «Оскар» на 39-ой церемонии вручения наград, но не был принят Американской киноакадемией.
История жизни Амрапали из Вайшали неоднократно вдохновляла индийских кинематографистов на экранизации. В 1945, 1959, 1966 годах были сняты кинофильмы, а в 2011 году — телесериал. История жизни Амрапали также неоднократно становилась основой для сюжета многих книг художественной литературы и исторических исследований.
Исполнительница главной роли Виджаянтимала является известной в Индии профессиональной танцовщицей классических индийских танцев в стиле бхаратанатьям, педагогом и киноактрисой. В фильме Виджаянтимала исполняет классические индийские танцы. Для индийского кинематографа тех лет, в этом фильме сравнительно мало песен. Несмотря на это, песни «Jao Re Jogi», «Tumhen Yaad Karte Karte», «Neel Gagan Ki Chhaon Mein» стали одними из лучших в многолетней карьере известной индийской певицы Латы Мангешкар. Фильм был номинирован на Оскар. Любителям исторического, музыкального кино — рекомендую к просмотру.
К стыду своему я посмотрела этот великий фильм лишь сейчас, впервые, хотя знала о нём давно и читала очень много об этой истории. Больше всего фильм понравился мне тем, что это единственный индийский исторический фильм того времени — цветной, красочный, с размахом поставленный, с большими сражениями и поединками. Сегодня бы его назвали блокбастером, хотя экран был обычный, а не широкий или широкоформатный.
Нельзя не отметить второго главного персонажа этой истории жестокого правителя Аджашастру, которого исполнил Сунил Датт. Это выше всех похвал. Я вообще впервые видела Сунила Датта в такой роли, по сути отрицательный персонаж, немного псих, помешанный на своей любви. Люблю Сунила-джи, на мой взгляд это лучшая его роль такого плана.
Потрясающий, очень интересный фильм. Вообще, исторический жанр — конечно не является моим любимым жанром. Но часто такие ретро-фильмы (как «Великий могол» например) настолько глубоко и откровенно погружают в историю страны, что посмотрев их, понимаешь, как ты по сути многого не знаешь. И сразу хочется найти все материалы по этой истории и изучить их досконально. Красивая история любви, потрясающая Виджиянтимала, классические танцы, красивейшая музыка не дают оторваться от экрана. Актриса такая красивая, женственная, весь фильм, без преувеличения, держится на ней. Такая сильная, даже сольная роль, я бы сказала. Интересно, что в дальнейшем, уже в наше время, героиня как бы отошла на второй план. Как она потрясающе танцует. Смотрела и думала, вот она, та самая волшебная Индия, которую ещё немного и мир потеряет. Более поздние актрисы Хема Малини, Рекха, Шридеви достойно несли традицию классической школы индийского танца. Затем носительницей традиции стала прекрасная Мадхури Дикшит. Сегодня это Айшвария Рай. И не потому, что это моя любимица, а потому что никто в современном Болливуде уже не помнит о классических танцах. Я очень жалею о том, что вот такое, настоящее искусство уходит. На мой взгляд, индийские фильмы без танцев — это уже не индийское кино. Как-то Айшвария сказала в интервью, что индийцы выражают свои чувства в танце, а европейцы и американцы поцелуями и объятиями. Лучше и не скажешь.
Я просто влюбилась в Виджаянтималу (в очередной раз, как и после незабвенного «Сангама»), просто совершенно очаровательная актриса. Мне почему-то казалось, что актрисы того времени всегда такие меланхолично-задумчивые как Мадхубала, например или Мина Кумари. Но оказывается, они тоже были живыми, яркими, с искрой в глазах.
А закончить хочется одним потрясающим стихотворением, которое я когда-то переписала из одного журнала об Индии:
Там стены древнейшие в мире, Расписаны вязью санскрита,
Там сладости к чаю в имбире, В отеле «Палас Маргарита».
Там в храмах спят древние боги, Измазаны пеплом аскеты,
Устав после дальней дороги, Купаются в Ганге рассветы.
Там хною расписано тело, Полузнакомой апсары,
Там Кама цветочные стрелы, Пускает по воле Ишвары.
Там птицы стремятся к Праягу — Священному месту в Бхарате.
Там чувствуешь тонкую влагу Небесной реки Сарасвати.
Там звёзды становятся ближе, А боги в простых одеяньях,
Судачат о моде в Париже, И ищут блаженство в деяньях.
Там всё совершенно иначе, Чем в нашей морозной Элладе,
И Путь, что тебе предназначен, Лишь карта в небесном раскладе…
10 из 10
22 апреля 2019
Однажды, разыскивая на youtube ретро-песни из индийских кинофильмов, я случайно нашла необыкновенной красоты медленную лирическую песню — Tumhe Yaad Karte Karte, раз и навсегда запавшую мне в душу и заворожившую своим необыкновенным очарованием. В этой видеозаписи показывали девушку нежную как цветок лотоса с огромными тёмными глазами в открытых светлых одеждах и с одухотворённым лицом.
Я снова и снова смотрела этот ролик и слушала эту песню, и она мне не надоедала несколько месяцев.
Это была песня из кинофильма Амрапали, а девушка, прекрасная как лотос — богиня индийского кинематографа 50—60-х гг. Виджаянтимала.
Это исторический фильм, события которого происходят на заре возникновения буддизма. Здесь потрясающие декорации, очень интересная игра светотени, поистине художественные кадры, интересная режиссёрская и потрясающая операторская работа своего времени.
Шикарные монологи. Слова, наполненные эмоциями. Сюжет, наполненный смыслом. Кадры, наполненные красотой.
Вся музыка очень красивая, трогающая душу. Несмотря на давность её создания, она шикарно звучит даже в монозвуке, никогда не устану слушать её снова и снова.
Однако главное украшение этого фильма — Виджаянтимала, сыгравшая главную героиню — танцовщицу при дворе махараджи Вайшальи — Амрапали Деви. Наверное, ни в одном ином фильме, за исключением, быть может «Сангама» — она не была столь прекрасна как тут. А роскошнейшие наряды и украшения — ещё более усиливали её и без того яркую красоту.
А как она тут танцует! Какая эмоциональная насыщенность танца, какое чувство ритма! Это подлинное эстетическое удовольствие. Особенно бесподобна песня и танец — Neel Gagan Ki — там, где Амрапали в красном с золотом. Просто глаз не отвести! Я даже не знаю, какие слова тут нужно подобрать, чтобы описать мои эмоции от всего этого.
Кроме того, у фильма есть смысл. Пусть он и не очень глубок, зато серьёзен. И главная любовная линия, представляющая страстную любовь на самом деле лишь красивый фон для этого смысла. Здесь раскрывается взгляд на древний спор о цели и средствах. Может ли действительно высокая и, по сути, благородная цель (в данном случае спасение возлюбленной от казни) оправдывать любые средства, оправдывать применение насилия, оправдывать уничтожение людей, причём как повинных, так и нет.
Автор картины убедительно отвечает: нет, не может! Зло рождает зло, насилие порождает насилие. На чужом горе, на крови, на свершившейся мести нельзя построить своё счастье. На этом вообще ничего хорошего нельзя построить. И если есть выбор между достижением высокой цели за счёт насилия и крови и принесением себя в жертву, ради блага большего числа людей — нужно выбрать жертву.
Знаменательны мудрые слова, сказанные махараджей Вайшальи о том, что победить зло и ненависть в собственном сердце — много более великая и радостная победа, чем победа над врагом на поле битвы.
И есть в этом фильме ещё один «подстрочный» неявный смыл: о том, что любое действие, любой самый благородный и чистый поступок можно интерпретировать с точностью до наоборот: самопожертвование представить как предательство родины и правителя, как измену. Причём при этом люди, которые только что превозносили человека за его таланты и благородство, поддавшись этой интерпретации, с удвоенной яростью поведут чистую невинную душу на костёр. И эта ненависть застит им глаза на правду.
7 из 10
5 июня 2011