Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жемчужинки на дне |
английское название: |
Perlicky na dne |
год: | 1965 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссеры: | Иржи Менцель, Эвальд Шорм, Вера Хитилова, Ян Немец, Яромил Иреш |
сценаристы: | Иржи Менцель, Эвальд Шорм, Богумил Грабал, Вера Хитилова, Ян Немец, Яромил Иреш |
видеооператор: | Ярослав Кучера |
композиторы: | Ян Клусак, Иржи Шуст |
художники: | Олдржих Окач, Марта Бартова |
монтаж: | Мирослав Гайек, Иржина Лукешова |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 июля 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Перед нами пять маленьких жемчужинок — киноновелл по рассказам культового для чехов писателя Богумила Грабала. По влиянию на поколение 1960-х его сравнивали с Гашеком. Подтверждение тому — очереди в пражскую пивную «У золотого тигра», где Грабал писал свои повести и рассказы, и куда, став президентом, его приятель Вацлав Гавел привел американского президента Билла Клинтона — в гости к Богумилу Грабалу.
«Смерть пана Бальтазара», режиссер Иржи Менцель. Любители мотогонок собираются на очередной заезд, говорят о марках мотоциклов, о гонщиках. Но что их на самом деле притягивает: победа любимого спортсмена или возможность трагедии? Пожалуй, самая слабая и утомительная новелла.
«Самозванцы» («Обманщики»), режиссер Ян Немец. Два умирающих в больнице старика развлекают друг друга своими фальшивыми воспоминаниями. Но кто их в этом обвинит? Трогательная история о реальном и кажущемся.
«Дом радости», режиссер Эвальд Шорм. Два страховых агента посещают деревенского художника-любителя, совершая головокружительное путешествия из рационального общества в мир фантазии и вдохновения. Не всё решают деньги.
«Автоматический свет», режиссера Вера Хитилова. На втором этаже закусочной шумит свадьба, а на первом девушка покончила с собой. Грань между блеском и убожеством, праздником и трагедией порой слишком прозрачна. Пожалуй, лучшая новелла сборника.
«Романс», режиссер Яромил Иреш. Молодой сантехник влюбляется в цыганку. Романтические чувства наполняют красками и прозаичность профессии молодого человека, и первобытные нравы цыганского табора.
«… я, читая, можно сказать, не читаю, а набираю в клюв красивую фразу и смакую ее, как конфету, как рюмочку ликера, до тех пор, пока эта мысль не впитается в меня, подобно алкоголю, до тех пор она всасывается, пока не только проникнет в мозг и сердце, но просочится с кровью до самой последней жилки…», написал Богумил Грабал в своей повести «Слишком шумное одиночество». Вот так, смакуя, нужно, по идее, смотреть и «Жемчужинки на дне».
7 из 10
11 декабря 2016
Это кино является своеобразным манифестом чешской «новой волны». Чего стоят только имена режиссеров, принявших участие в создании новелл: Иржи Менцель, Ян Немец, Вера Хитилова и другие.
Режиссеры выбрали предметом для своей экранизации произведения чешского сюрреалиста Богумила Грабала. Поэтому, сюрреализм, свойственный творчеству Немеца и Хитиловой, становится в «Жемчужинках на дне» нормой. Тонкий юмор и ирония Грабала весьма яростно контрастируют с социальным реализмом, свойственным для послевоенного кинематографа Восточной Европы. Режиссеры достаточно честно цитируют рассказы Грабала — впечатление от которых остается весьма и весьма положительным.
В тот же год, Иржи Менцель снимет «Поезда под пристальным наблюдением», опять же по произведению Грабала — и добьется успеха.
Вообще, Богумил Грабал, на мой взгляд, стал объединяющей личностью среди молодых чешских кинематографистов. Его произведения стали объектом их вдохновения.
Кстати, не нужно удивляться тому, что первая новелла, снятая Иржи Менцелем, стилистически очень перекликается с «Золотым теленком» М. Швейцера. Вероятно, режиссер российской картины был вдохновлен творчеством чешской «новой волны».
И еще одно дополнение: условно отнес кино в категорию 1966 года, так как именно в 1966 году он вышел на экраны.
В итоге: своеобразный манифест чешской «Новой волны». Не нужно удивляться тому, что форма в этой картине существенно преобладает над содержанием. В любом случае кино достойно внимания по причине знакомства с творчеством Богумила Грабала
5 из 10
30 августа 2012