Там, где цветут эдельвейсы
5.7
1965, приключения
СССР, 1 ч 33 мин
В ролях: Валерий Косенков, Лилия Шарапова, Капан Бадыров, Л. Калюжская, Валерий Носик
и другие
Высоко в горах, на пограничной заставе растут эдельвейсы. Однажды цветок стал причиной ложной тревоги – испытанием, которое выдержал сержант Сундетбаев и вся застава. Но тревоги бывали не всегда ложными…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Там, где цветут эдельвейсы

год: 1965
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Абильтай Кастеев
композитор:
художник: Павел Зальцман
жанр: приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 31 января 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения

Постеры фильма «Там, где цветут эдельвейсы», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Там, где цветут эдельвейсы», 1965

20 шагов до границы

Фильм визуально цветной, а по внутренним ощущениям — чёрно белый, потому что чётко делится на яркие, насыщенные, эмоциональные сцены (белые) и на неудачные, вызывающие внутреннее отторжение (чёрные). Большинство советских фильмов о пограничниках снято по определённому лекалу: первая треть — знакомство зрителей с заставой и с главными действующими лицами. Середина — нарастание интриги путём показа положительного либо отрицательного поступка одного из персонажей. Финал — обязательная для таких картин схватка с нарушителем. Кто периодически смотрит фильмы подобной направленности, тот мог заметить одну удивительную особенность: при весьма и весьма неплохих начале и середине, финал довольно часто оказывается откровенно слабым, «проваливая» итоговое мнение о картине.

Не знаю, по какой такой причине рассказы, повести, романы о пограничниках читаются «взахлёб», а вот киновоплощения оставляет желать лучшего. У ленты «Там, где цветут эдельвейсы» нет литературной основы. Сценарий написали дебютант Сергей Мартьянов и Заслуженный деятель искусств Казахской ССР Ефим Арон. Ни тот, ни другой никакого отношения к границе не имели, и написали сценарий так, как написали бы его о жизни в колхозе, или о строительстве ГЭС. А ведь тема охраны границы весьма специфична. Нужно знать не только то, что снаружи: вышка, контрольно-следовая полоса, но и то, что не бросается в глаза, но является внутренней основой службы на границе. Но мой взгляд, режиссёры показали не столько драму о пограничниках, сколько мелодраму на тему: «Какие разные здесь лица».

С первых же минут просмотра удивляет поведение жены начальника погранзаставы Веры (Лилия Шарапова). Либо сам Пётр Соловьёв (Валерий Косенков), как начальник заставы, не провёл необходимый «инструктаж», либо его супруга не признаёт никаких рамок, однако сцена на стрельбище выглядит весьма странно. Дальше — больше. Муж не соизволил посвятить жену в историю погранзаставы, на которой погибли его отец и мать! Как-то не похоже это на «преемственность поколений». Уже один этот штрих не добавляет герою положительных черт. В картине имеется персонаж, на которого создатели фильма «повесили всех собак» — это Альберт Пушкарёв в исполнении Валерия Носика. Внешность у Носика фактурная, запоминающаяся, наверное, поэтому режиссёры решили сделать из него «мальчика для битья»?

Ясное дело, что на границу, как и в любой другой род войск, приходят совершенно разные призывники. У каждого из них имеются как достоинства, так и недостатки. Но почему-то именно у Пушкарёва недостатков «выше крыши», а вот достоинствами сценаристы забыли его наградить. Создаётся впечатление, будто все отрицательные черты целой заставы впитал в себя один человек! Так не бывает. Поэтому сценаристы вводят в сюжет героя, который противопоставляется Пушкарёву во всём: от внутренних качеств до отношения к службе и к женщинам. При этом они напрочь забывают, что у солдата срочной службы выходных не бывает. Это просто нелепость какая-то! Увольнение — да, но не выходной!

Финал, честно говоря, просто «убил». Я, конечно, предполагал: когда дело «дойдёт до дела», то режиссёр непременно выкинет какой-нибудь «фортель». Но я не думал, что «фортель» будет именно таким! Поимка нарушителей опять (в который раз!) откровенно разочаровала: бестолковая суета, излишняя беготня. Создатели картины забыли, что эпилог — это кульминация фильма. Он непременно должен быть ярким, зрелищным, запоминающимся. Режиссёр вправе придумывать, что ему хочется, но сцена задержания должна быть снята так, чтобы зритель воскликнул: «Молодцы, ребята!» А здесь?.. Фильм визуально очень красивый, и в этом заслуга Абильтая Кастеева — прекрасные летние и зимние панорамные съёмки. Кроме того, отличные эпизоды с участием Любови Калюжной — (вдовы пограничника тётя Дуся), и Галины Чигинской (корреспондентка Варвара Макарова). Они украсили фильм своими персонажами, чего не скажешь о главных действующих лицах…

P.S. Одна из легенд о цветке любви эдельвейсе гласит: «Жила на свете прекрасная принцесса. Она была очень гордая и тщеславная. Решила принцесса выйти замуж лишь за того смельчака, который покорит отвесные скалы и достанет гордый цветок — эдельвейс. Многие юноши погибли, пытаясь добыть редкость. Спустя многие годы появился юноша, которому покорились скалы, и он сорвал цветок. Принцесса с радостью сказала «Да!», но она опоздала — с годами красота её померкла, и она превратилась в старуху. Юноша усмехнулся и пошёл своим путем. С той поры многие молодые люди следуют легенде и пытаются подарить своим невестам эдельвейс. Но в большинстве стран срывать его нельзя, поэтому эдельвейс дарят как украшение в виде искусственного цветка».

20 февраля 2020

Приключения Там, где цветут эдельвейсы появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Шарип Бейсембаев, Ефим Арон. Кто играл в фильме: Валерий Косенков, Лилия Шарапова, Капан Бадыров, Л. Калюжская, Валерий Носик, Елеубай Умурзаков, Галина Чигинская, Иван Косых, Любовь Калюжная.

Страна производства - СССР. Там, где цветут эдельвейсы — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.