Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Превращение мокриц |
английское название: |
La métamorphose des cloportes |
год: | 1965 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «Are you a cloporte?» |
режиссер: | Пьер Гранье-Дефер |
сценаристы: | Мишель Одиар, Альфонс Будар, Альбер Симонен, Пьер Гранье-Дефер |
продюсеры: | Бертран Жаваль, Пол Жаваль, Mario Argentieri, Edward C Leggenie |
видеооператор: | Николя Айе |
композитор: | Джимми Смит |
художники: | Жак Солнье, Жаклин Моро |
монтаж: | Жан Равель |
жанры: | комедия, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 сентября 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Лино Вентура говорил, что в своих ранних ролях он пытался «деромантизировать» преступников. В фильме «Превращение мокриц» Лино Вентура и режиссёр Пьер Гранье-Дефер справились с этой задачей в полной мере. Картина балансирует на грани детектива в жанре «нуар», лирической мелодрамы и мрачной комедии.
Мир показан с точки зрения преступников, и конечно же персонаж Лино Вентуры (живущий «по понятиям» уголовник Альфонс) обладает харизмой, интеллектом, твёрдым характером и вызывает симпатию у зрителя. Однако дальше режиссёр выстраивает жизненный лабиринт, куда эти понятия и стереотипы поведения загоняют персонажа, и зрителю дают возможность увидеть грабителя-неудачника Альфонса со стороны. Сначала он предстаёт перед нами как бонвиван с художественным вкусом, и жизнь сама собой открывает перед ним перспективы. Однако любовь к комфорту и шику заставляет его искать лёгких и главное привычных путей из серии «украл, выпил, в тюрьму», поэтому дорогие картины будут заложены скупщику за бесценок, вырученные деньги вложены в покупку бесполезного воровского инструмента, членами преступной группы станут трусливые и хвастливые бездарности (для которых золотые 60-е также открывают массу лёгких путей в жизни)… Вроде бы любовь к женщине предоставляет герою возможность начать полноценную жизнь заново, но и это здесь всё не так просто, если ты мыслишь и главное действуешь по привычным стереотипам.
Игра Ирины Демик, Шарля Азнавура и атмосферичная музыка Джимми Смита обрамляют и оттеняют талантливую игру Лино Вентуры.
В фильме много откровенной социальной сатиры, поэтому его нельзя однозначно отнести к жанру «нуар», и вместе с тем фильм слишком серьёзен и местами мрачен, чтобы воспринимать его как комедию или пародию на детективный жанр.
Пусть специфическое название вас не отпугивает. Фильм достаточно легко смотрится, и вместе с тем он не однозначен — это картина «с двойным дном», где ход сюжета и каждый персонаж проявят себя непредсказуемо.
29 сентября 2018
Будучи уверенным в полной творческой неспособности Пьера Гранье-Дефера создать стильное кино я здорово растерялся после первого получаса просмотра. Перед моим взором разворачивался изысканный french noir, включающий в себя жестокость, эмоции, сексуальность и черный юмор. Причем, тон тут задавал именно постановщик — выверенный темп повествования был слишком уж ладно скроен. Оказывается в конце 60-х у Гранье-Дефера с художественной ритмикой было все в порядке.
Сам по себе сюжет оказывается неожиданно крутым. Мало кого могут удивить в наши дни истории про месть — недотепы взяли в дело настоящего гангстера и обвели его вокруг пальца. Брутальный разъяренный мужчина вышел и в праведном гневе учиняет положенный суд над предателями, тем более, что без него они не бедствовали. И тут происходит самое интересное — постановщик совсем не читает нам морали, а разрешает выпустить герою его демонов. Эта пляска смерти завораживает своей простотой и выверенностью. Но неспроста герою несколько раз повторяют одну и ту же поговорку: «Сядь на берегу реки и смотри, как мимо тебя проплывет труп твоего врага».
Впрочем, замечательные сюжетные детали отходят на второй план. Гранье-Дефер рисует множество замечательных сцен, заставляющих эту картину запомнить надолго. Взять к примеру обворожительно сексуальную Ирину Демик, сладостно лежащую возле героя Лино Вентура и жалующуюся на множественные синяки (в наши дни эта шутка была бы стопудово признанна некорректной и точно не порадовала бы продюсеров). А Лино Вентура, исходящийся в праведном гневе — сыграл то ведь тут одну из своих лучших ролей. Не менее точный образ создал кроткий Шарль Азнавур, сыгравший поклонника йоги, лежания на гвоздях и магических шаров. Все это неожиданно перемешивается с темой искусства и галерейного бизнеса, придавая ленте дополнительные висты.
Вообще, на мой вкус — лучшая сцена в этом фильме имеет вовсе не криминальный характер. Я бы поставил на первый план сцену, когда вышедший из тюрьмы Лино Вентура кадрит Ирину Демик, приглашая ее на ужин (за ее счет). Гениальный расклад вышел — реалистично и изящно.
Кстати, смотря эту ленту я довольно часто вспоминал куда более романтичный «С Новым Годом» Клода Лелуша. И в силу сходства сюжетных линий картины, что-то мне подсказывает, по наитию, что именно на сюжетной базе «Мокриц» Лелуш импровизировал и делал свое кино. А если взять Вентура, то одна роль — продолжение другой.
Ну и ладно, в общем этот черно-белый французский нуар мне очень понравился. Рекомендую. Да и Гранье-Дефера открыл для себя с его лучшей стороны (проходных картин ведь в его карьере было более, чем достаточно). Об этом фильме не прочтешь добрых слов и каких-либо упоминаний в классических кино-справочниках. Но это совсем ничего не значит.
9 из 10
10 января 2014
Фильм начинается в жанре commedia all`italiana, да простят меня французские киношники. Троица не самых удачливых злоумышленников планирует вломиться в чужой сейф. Для успеха операции им нужен автоген. Но он стоит денег, которых у грабителей нет. Троица вынуждена взять в долю четвертого персонажа — некоего Альфонса, заняв у него нужную сумму. Для этого Альфонс относит старьевщику картину известного художника, «украшавшую комнатку».
Дело, чего и стоило ожидать, проваливается. В тюрьму попадает только Альфонс, о котором подельники тут же забывают. За 5 лет он не увидит не то, что своих денег, но и передач! Выйдя из-за решетки, Альфонс решает наказать этих «мокриц». И тут commedia all`italiana меняет нуар с местью и роковой женщиной. Хотя, забавно видеть, как до главного героя доходит: подожди он пару лет, и его картина, заложенная за копейки, принесла бы ему состояние, которой не даст ни одно ограбление.
Вообще, девизом фильма является мое любимое выражение: «Если достаточно долго сидеть на берегу, увидишь, как по реке проплывет труп твоего врага». Внимательный зритель отметит ряд режиссерских находок, о которых говорить не стану, дабы сохранить эффект открытия.
Важная часть картины — музыка американского джазового органиста Джимми Смита по прозвищу «Потрясающий» — «The Incredible» Jimmy Smith, который в свое время внес значительный вклад в развитие техники игры и импровизации на Хаммонд-органе.
8 из 10
8 декабря 2013