Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Операция «Арбалет» |
английское название: |
Operation Crossbow |
год: | 1965 |
страны: |
Великобритания,
Италия
|
слоган: | «Sabotage of Hitler's ingenious weapons of mass destruction...the V1 and V2 rockets!» |
режиссер: | Майкл Андерсон |
сценаристы: | Эмерик Прессбургер, Дерри Куинн, Рэй Ригби, Витториано Петрилли, Дуилио Колетти |
продюсер: | Карло Понти |
видеооператор: | Эрвин Хиллер |
композитор: | Рон Гудвин |
художник: | Эллиот Скотт |
монтаж: | Эрнест Уолтер |
жанры: | боевик, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 апреля 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Абсолютно несуразные фильмы попадают в те или иные списки лучших фильмов всех времен по мнению топовых изданий. “Операция арбалет” - история о создании чудо бомбы. Параллели сразу напрашиваются с фау-2, призванной перевернуть расклады сил в войне и привезти немцев к победе. Но интернациональный состав участников картины во главе с женой Карло Понти сделали лирическую комедию, высмеяв не столько трагичную историю, сколько немцев и самих себя, но обо всем по порядку.
Первый испытуемый – камикадзе, немного похожий на Барона Мюнхаузена, летящем на ядре. Только у немецкого клоуна (именно так он себя назвал) есть кабина, и конечный результат пострашнее. Ученный, который должен быть голосом разума среди вояк и разведки, предстает наивным проходимцем, не верящим даже своим глазам. Немцы и британцы здесь обоюдно идиоты. Одни размещают единственный экземпляр своей квази-фау похожей на мини-подводную лодку на самом видном месте для воздушной слежки, а другие всерьез говорят о том, что готовы положить всю свою авиацию из-за непроверенной информации.
И вот, после череды неудач и смертей на испытаниях фюрер бомбы, летчица Ханна выполняет задачу, а именно: приземляет эту махину. Борцы за мир во всем мире объявляют набор солдат, которые в последствие будут переброшены в оккупированные немцами земли. Загвоздка в том, что сцена с прохождением тестов отбора это самое худшее что есть в фильме. Три болвана не могут грамотно выполнить прыжок с парашюта и в добавок улыбаются как откровенные идиоты, шутя про раздавленных кур и прочие несуразицы. Даже в самых клюквенных фильмах о Бонде такого не позволяли.
Жанр комедия у фильма не заявлен. Оккупированная территория не выглядит угрожающе. Настоящая прогулка по Голландии среди фрицев, выполняющих роль манекенов. Немцы наивно верят в подмену личности погибшего инженера шпионом, второй шпион картинно расстрелян, а третьему удается заставить суровую полицию правопорядка подтвердить свою личность на бумаге. При всей этой нелепости, неубедительная игра Лорен и ее мольбы о возвращение к детям выглядят не так ужасно. Ждать от развязки чего-то вменяемого после полутора часов не приходится.
По прибытию в подземелье фантомаса, новичку тут же как ни в чем не бывало раскрывают все карты и дают всю информацию о бомбе. И вот оно: немецкое чудо, именуемое фау-2, готово показать Лондону всю мощь рейха и изменить историю. Только после просмотра фильма я узнал, что в действительности ракета заправлялась этиловым спиртом и кислородом, а потом отправлялась. Даже придерживаясь реальных фактов о создании ракет запускаемых без установок, фильм представляет собой наглядное пособие о том, как нельзя снимать картины о значимых моментах мировой войны. Мое кощунство и незнание деталей не отменяет факта непозволительного поведения немцев и сценарных просчетов.
Историю можно превратить в фарс в угоду зрелищности, чего только стоит сцена с захватом группы людей в шахте двумя шпионами, и таких бесящих сцен несметное количество, на которые невозможно закрыть глаза. Победители препарируют историю и ради художественного вымысла создают Франкенштейна. Несчастную Германию обвинят во всех смертных грехах, немецкий народ сделают изгоем, напишут тысячи книг, найдут сотни нелепых документов, после чего снимут сказку о второй мировой войне. Несправедливо, что такой маленький островок, как Британия, дирижирует и манипулирует всем континентом, как когда-то говорил Гитлер в беседах с Молотовым. Отделавшись царапинами человек из высшего чина заявляет: “Давайте больше не будем ввязываться в подобные конфликты, иначе человечеству не выжить” - это точно была комедия.
Вердикт: Не стоит полностью полагаться на те или иные рекомендации и смотреть ради одной актрисы, экранное время которой составляет не более пятнадцати минут.
31 марта 2022
Пережив свой лучший период в 1950-х годах, Майкл Андерсон с каждым новым фильмом снижал планку своих режиссерских требований. Так, сюжетная основа «Операции Арбалет» очевидно перекликается с неплохим фильмом 1955 года Разрушители плотин». Но если в том фильме кропотливо воссоздавались условия подготовки и реализации плана по уничтожению заводов Рура, то в «Операции…» полностью восторжествовала авантюрно-развлекательная составляющая.
За основу взята «специальная эффективность». Идет 1944 год, немцы проигрывают войну по привычным видам вооружения, но бренчат в своих карманах проектами по беспилотным бомбам и межконтинентальным ракетам. Звучит неплохо, но на деле оборачивается весьма слабой реализацией. Дело не только в фанерных спецэффектах, примитивных настолько, что становится неловко даже с учетом возможностей 1960-х годов (вспомним, через считаннное количество лет Кубрик в «Космической одиссее» выдаст такой уровень приемов, что его фильм до сих пор аукается в самых различных жанрах). Дело не только в том, что Андерсон «потрясающе» не может распорядиться потенциалом играющих у него актеров (а в фильме заявлен неплохой набор крепких актеров, да и звезд в лице Софи Лорен, которая непонятно что играет в своей роли, потому что играть особо нечего).
Дело более всего вот в чем. Конечно, беспилотники и ракеты выглядят очень заманчивой вывеской. но вывеска эта неисторична. В начале фильма прямо заявлено, что если не остановить ракетную программу Германии, то война будет проиграна. В реальности те же пресловутые Фау-2, которые иногда долетали до Лондона (конструкция их была весьма слабой, поэтому половина терялась в пути по разным причинам), обладали очень низкой мощностью поражения, стандартные бомбардировщики превосходили их в разы. Именно антиисторичность позволяет назвать данный фильм, эксплуатирующим тему Второй Мировой войны, к тому же с очевидной оглядкой на стилистику нарождающейся бондианы, что проявляется в самом конце фильма. Ничего нового к военной тематике фильм прибавить, увы, просто не может.
28 августа 2015