Рейтинг фильма | |
![]() |
6.9 |
![]() |
6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На одной планете |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Илья Ольшвангер |
сценаристы: | Савва Дангулов, Михаил Папава |
видеооператор: | Евгений Шапиро |
композитор: | Борис Тищенко |
художники: | Евгений Еней, Лариса Шилова |
монтаж: | Елена Миронова, Тамара Денисова |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
31 октября 1966 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 35 мин |
В целом одобряя позицию товарища У, не соглашусь с ним вот в чем — Смоктуновский лучшим киноЛениным не стал, лучшим по-прежнему остается Штраух — из фильма «Ленин в Польше». Смоктуновский привнес в роль интеллигентскую депрессивность, присутствующую во всех его ролях, а также нарочитую парадоксальность, которая вообще-то всенародной любви не способствует. Смоктуновский великий актер, но лидеров он не играл никогда. И в этом фильме он играет не лидера, а скорее медиума.
Выбор Смоктуновского на роль продиктован режиссерской задачей. Режиссер-шестидесятник осваивает новую трактовку образа Ленина, он пытается объяснить феномен огромной популярности Ленина в массах его паранормальными способностями. Его Ленин — непостижим и вздорен, его прозорливость походит скорее на видение экстрасенса. Стоит злодею взглянуть ему в глаза (всех непонятным образом влечет к Ленину) — и пистолет у злодея опускается. Это диссидентская, малодушная позиция — искать в Ленине загадку и ею объяснять огромное влияние на массы. Настоящая причина, которую упускает режиссер (уж не знаю, злонамеренно или по наивности), заключается в том именно — и большевики это знали хорошо — что за Лениным была великая народная ПРАВДА, которую он смог облечь в понятные народу слова. Правда и простота — вот этот загадочный «секрет», известный всем, но доступный избранным.
6 из 10
30 октября 2013
Традиционно в советские времена роль Ленина исполняли совершенно на него не похожие актеры с внешностью и ужимками клоунов. Вдова Ленина Крупская явно переживала по этому поводу. «Владимир Ильич никогда не был таким суетливым», — писала она. С малых лет советского человека буквально всюду преследовал сусальный образ доброго дедушки, прямо-таки ужасающий своей вымученностью и неестественностью. Один из самых крутых нонконформистов в истории, Ленин, наверное, был бы немало поражен, узнай он о том, во что его попытаются превратить. Впрочем, именно Владимир Ильич сказал в свое время, что лучший способ умертвить политического деятеля — сотворить из него икону.
Я очень не люблю старые советские фильмы, да и Иннокентия Смоктуновского, каюсь, тоже, но здесь должен признать, что и фильм получился не такой пакостно гламурный, как полагалось по законам жанра, почти без слюнявости, и Иннокентий на высоте. Он первый попытался сыграть жесткого, молниеносного и громоподобного, — и вместе с тем погруженного в себя, задумчивого джентльмена, колоссально энергичного и безмерно уставшего одновременно, переполненного парадоксами сверх всякого понимания. От себя не убежишь — Ленин, конечно, вышел по-смоктуновски капризный и изломанный, но вот за такой прорыв в осмыслении образа, как нынче любят говорить, решпект.
Больше всего впечатлил эпизод, когда Ленин цитирует своему шоферу знаменитое двустишие: «В России дышит всё военным ремеслом // И ангел делает на караул крестом», — разочарованно так и весьма устало, ворчливо почти, словно осознавая в этот миг, как тяжело разорвать историческое кольцо Вечного Возвращения…
8 из 10
24 мая 2010