Лесорубы
Les grandes gueules
7.4
6.9
1965, комедия, драма
Франция, Италия, 2 ч 8 мин
12+

В ролях: Мари Дюбуа, Жан-Клод Роллан, Рейне Куртуа, , Роже Жаке
и другие
Эктор возвращается на родину, где он унаследовал лесопилку. Дела его начинаются не ахти, поскольку конкурент не брезгует никакими средствами, чтобы помешать ему преуспеть. Лоран вместе с товарищем Ролланом нанимаются к нему лесорубами, предложив взять еще кроме них условно освобожденных заключенных, которых не сможет переманить конкурент. Лорану это нужно, чтобы заполучить заключенного Рештмана, с которым у него счеты. Однако Рештмана из тюрьмы не отпустили, зато прибыл десяток бывалых рецидивистов.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Лесорубы

английское название:

Les grandes gueules

год: 1965
страны:
Франция, Италия
слоган: «The Tall Trees Couldn't Hide...The Innermost Secrets of These Strange Men and Their Women!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Жан Боффти
композитор:
художник: Жан Соссак
монтаж: , ,
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 октября 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постер фильма «Лесорубы», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Лесорубы», 1965

Привыкли руки к (ш)топорам, или Франция эпохи комиссара Мегрэ

Видимо не зря сценарист Жозе Джованни дал главному герою фильма, владельцу старой лесопильни на склонах Вогезов, имя гомеровского героя — Эктор (Гектор). Персонажу в исполнении Бурвиля предстоит решить много воистину трудных задач. Наладить работу своего малого предприятия, выжить в борьбе с наглым и агрессивным конкурентом, да ещё и заставить работать бывших уголовников. Эктор — совсем не идеалист, просто он, как утопающий за соломинку, хватается за предложение своего работника Лорана (Лино Вентура) нанять на работу заключённых. Ну а уж раз нанял, то и обращаться с ними он будет как принято обращаться с людьми, и таким образом даст им возможность заново социализироваться, ощутить себя полноценными личностями.

Фильм действительно вызывает ассоциации с советским кино той эпохи. «Неподдающиеся», «Джентльмены удачи», «Калина красная». Перед нами не просто уголовники, а настоящие мужики, которые пусть и нехотя, но втягиваются в работу на благо общества.

Сюжетно незатейливую и неторопливую историю режиссёр Робер Энрико поднимает до эпических высот. Вспоминаются как работы итальянских неореалистов 40—50-х годов, так и «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Эктор прибывает из Канады в ковбойской шляпе, да и музыка Франсуа де Рубэ создаёт ощущение французского вестерна.

Для вдумчивого зрителя будет интересен образ французской провинции 60-х. Там ещё практически продолжается XIX век. Архаичное оборудование на лесопилке, ткацкие станки Жаккарда на местной фабрике явно пережили не одно десятилетие. Население городка, кое собирается в воскресенье на мессу и в праздники на незатейливые аттракционы, женщины в скромных платках и плащах (внешне мало чем отличающиеся от жительниц советской провинции тех лет), транзисторный приёмник как предмет роскоши, общество, где каждый занимает строго определённую социальную позицию, и где «уголовник» — это клеймо на всю жизнь. Та самая Франция эпохи комиссара Мегрэ, ныне исчезнувшая, как Атлантида. Обратите внимание на мощную профсоюзную традицию (она сохранилась во Франции до наших дней). Даже с работниками на частном предприятии владелец рассчитывается по профсоюзным расценкам.

Если в советских фильмах всегда ощущался второй и третий план — за героями была большая страна, то в «Лужёных глотках» позитивное мироощущение скорее лишь пробивается сквозь тучи. В буржуазном обществе человек одинок, и государство в лице вежливого офицера по воспитанию в штатском быстро упакует всякого, кто оступился.

Фильм оставляет сложное впечатление. Проще всего было бы охарактеризовать его как детектив на производственную тематику, но режиссёр и сценарист явно замахнулись на социальную драму. Комик Бурвиль вроде бы и не выходит здесь из привычного амплуа, но роль у него получается почти трагическая. Лино Вентура в привычном образе надёжного мужика, который даже желая зла в итоге творит добро.

Ощущение, что история не доведена до конца, видимо не оставляло и сценариста Жозе Джованни, поэтому в 80-е годы в качестве режиссёра он снял фильм «Богач», который смотрится как продолжение приключений персонажа Лино Вентуры из «Лесорубов».

Фильм для вдумчивого и внимательного зрителя.

16 декабря 2018

Джентльмены неудачи

Тематически фильм напоминает «Джентльменов удачи»: хороший человек берется перевоспитать трудом бывших заключенных. В роли идеалиста Гектора Валентина — комик Бурвиль.

Гектор вернулся во Францию из Канады в роли наследника лесопилки. Он хочет восстановить семейный бизнес, но сырьевые зоны на аукционах достаются более опытным и хитрым конкурентам. Помочь Гектору поставить дело на финансовые рельсы вызываются два типа — некие Лоран (Лино Вентура) и Мики (Жан-Клод Роллан), люди трудолюбивые, умелые, но с сомнительной репутацией. Скоро они предложат владельцу лесопилки новых помощников — досрочно освобожденных заключенных. Но каждый, как понимает зритель, играет в свою игру.

Единственная внятная сюжетная линия фильма — задумка Лирана и Мики, которые поджидают некого Райзмана. Но вот зачем Гектору понадобилась морально и технически устаревшая и совершенно бесперспективная лесопилка, почему бывшие заключенные изображают из себя стахановцев, и «что хотел сказать автор» — загадка, не поддающаяся логике. Да и сама постановка Робера Энрико какая-то… неуклюжая. Она напоминает третьеразрядные американские фильмы, где потасовки имеют куда большее значение, чем сюжетные ходы.

Такие истории должны быть реалистичными, тогда они могут оказать какое-то воздействие на зрителя. В противном случае может получиться клюква. «Лесорубы» застряли где-то между.

6 из 10

16 ноября 2015

«Луженые глотки»: Тяжелый труд и нелегкая жизнь.

Словосочетание «Les Grandes Gueules» современному франкоговорящему зрителю известно скорее как название квебекского дуэта комиков, однако в истории мирового кинематографа существует одноименный фильм 1965-го года, создатели которого по заслугам получили статус культовых фигур мира кино. Режиссер Робер Энрико, чье творчество всегда, так или иначе, касалось социальных проблем, рассмотренных с позиций антропоцентризма, рассказывает в «Луженых глотках» историю о праведности формальной и истинной, а также о том, что возможность искупления должна быть доступна каждому. Под музыку талантливейшего Франсуа де Рубе, прошедшего путь от самоучки до принятия в академических кругах, исполины драматического мастерства в лице Бурвиля и Лино Вентуры, воплотят на экране историю о наивном лесорубе и его не столь наивных работниках.

Гектор Валентин возвращается в родную французскую провинцию после десятилетий проведенных в Квебеке, надеясь возродить работу на лесопилке отца. Он, однако, не встречает со стороны местных жителей дружелюбного приема, что в конечном итоге сильно ограничивает его бизнес-возможности. На помощь Гектору приходит находчивый малый Лоран, который предлагает взять на работу заключенных, чей срок подходит к концу. Хотя вышесказанное кажется исчерпывающим описанием сюжета, но это лишь малая часть той саги, действие которой будет показано в «Луженых глотках».

Основной постулат фильма, который будет исчерпывающе раскрыт режиссером, заключается в утверждении о том, что социум представляет собой систему, хотя внешне и благопристойную, но при этом очень жестокую, в которой синонимом конкуренции становится готовность уничтожения ближнего своего, если последний мешает планам или же просто отличается от общей серой массы. Главное это, конечно же, маркеры отличия, которые заключаются не в вызывающем поведении, а в стремлении быть честным человеком и ожидать того же от своих сограждан. Робер Энрико не приемлет категоричности, в своих суждениях о природе зла, он сходен с воззрениями Виктора Гюго. У великого французского писателя не было деления на зло априорное и совершенное в результате объективных внешних факторов. Натура ли толкает на преступление или же «война всех против всех» является причиной злодеяний? Размышления — это удел читателя/зрителя, а обязанность творца предоставить исходные данные, основу для дальнейших суждений. «Луженые глотки» в этом плане являют собой образцовый материал.

Вторая сюжетная линия — вопрос о возможности повторной социализации индивида, совершившего преступление, с точки зрения Голливуда был бы рассмотрен соответственно стандартной схеме, где все герои хороши, просто им нужен еще один шанс. Однако, «Луженые глотки» картина, не согласующаяся с линейной простотой рисованного идеализма. Поэтому бывшие заключенные отнюдь не трепещущие агнцы, которых отвергает общество, у них есть свои дурные и хорошие черты. Иными словами, они люди со своими мыслями и чувствами, а не шаблонные персонажи, все действия которых в итоге носят положительный характер.

Рисуя масштабное полотно, режиссер Энрико не пропускает мельчайших деталей. Вот Гектор, видя халатное и хамское отношение своих подчиненных к работе, бросается сам перевозить дрова, при этом он обут в замшевые ботинки и одет в сшитый по фигуре костюм. Или же один из заключенных, впервые за долгие годы, выйдя на улицу, идет ни в бар и ни к девочкам/мальчикам легкого поведения, а в кондитерскую, чтобы выйти оттуда, чувствуя себя счастливым человеком, у которого теперь есть две коробки пирожных. Технически фильм выполнен на высшем уровне и внимание к деталям проявляется не только относительно сюжета. Каждый, даже самый малозначительный относительно экранного времени персонаж, в «Луженых глотках» обладает своим характером и продуманным костюмерами и гримерами внешним видом. С подробным рассмотрением каждого персонажа связан же и главный недостаток картины — некоторые линии не будут доведены до конца. Конечно, это не критично, но ощущение некой недосказанности остается. Зато у фильма замечательный саундтрек, написанный Франсуа де Рубе — одним из наиболее заслуженных и известных, если не среди широкой публики, то в музыкальных кругах, композиторов мира кино. К слову, приобрести OST легче, чем найти DVD «Луженых глоток», так как несколько лет назад было выпущено переиздание альбома в рамках дискографии де Рубе.

При рассуждениях о фильмах, с момента выхода на экран которых минуло более 20-ти лет, правомерно затронуть тему их актуальности не только в плане предлагаемых ценностей, но и относительно того, насколько легко современный зритель, пресыщенный развивающимися визуальными технологиями, сможет воспринять эти произведения. «Луженые глотки» за исключением зернистости изображения и несколько блеклых цветов (и первое и второе обусловлено особенностями пленки и длительностью ее хранения), ничем не выдает своего возраста. Планы и ракурсы представляют собой классику, которую используют режиссеры, не ставящие оригинальность визуализации в качестве приоритетной цели, а в поведении героев нет никакой наигранности.

Великие Бурвиль и Лино Вентура отвечают в «Луженых глотках» за главные роли, конечно, их имена для многих теперь не более чем пустой звук, но популярность для истинного дарования не важна. Мир Бурвиля навсегда ушел в прошлое, разве что порой кто-то на Red Nose Day надет футболку с его изображением, да программа «Le Grand Journal» время от времени упомянет его имя. «Научиться нельзя, нужно просто жить ролью», — сказал как-то Марчелло Мастроянни, и исполнители титульных ролей этого фильма знают об этой формуле не понаслышке. Это ли не главный комплимент таланту?

Современный зритель скорее всего не даст фильму эпитетов лучше, чем «старье» и «занудство» — стандарты кинематографа принятого в качестве общественно полезного изменились слишком сильно. Если раньше Робер Энрико мог позволить себе более чем двухчасовое рассуждение в русле философской антропологии, оставив при этом финал открытым, и подобный фильм с легкостью получал широкий прокат, то теперь кино как искусство ушло с больших экранов, отдав их бизнес-дельцам, которые с успехом разделили публику на две большие группы. Одна из которых хочет развлекаться, не позволяя себя даже намека на размышления — для них существуют условные «Стражи Галактики» (хотя и среди блокбастеров порой попадаются шедевры вроде «Зимнего солдата). А вторые жаждут «концептуализма» и ощущения собственной значимости (про рефлексию речь также не идет), которую с лихвой дает им условная «Нимфоманки». Таким образом, если «Луженые глотки» чем и способны заинтересовать мальчиков и девочек сегодняшнего дня, так это тем, что по стандартам MPAA картина без сомнения заслуживает возрастного рейтинга «R», так как будет здесь и обнаженная натура и кровавое насилие. Но хорошее кино всегда найдет своего, пусть и немногочисленного зрителя, который оценит и скрупулезность режиссера, мастерство сценаристов и будет сопереживать Гектору Валентину в его попытках найти человеческое в окружающих людях. Мир вокруг нашего героя по большей части настроен против проявлений доброты, но испытания нужно принимать с честью и не бояться трудностей.

7 сентября 2014

Год 1966. Лесорубы Робера Энрико

Несколько бывших заключенных работают на лесопилке. В центре внимания их тяжелый труд и непростые, но иногда по-детски честные и трогательные отношения

Фильм «Лесорубы» поставлен по сценарию Жозе Джованни. Это определенная гарантия качества для фильма. Известно, что Джованни в свое время был в банде и даже был приговорен к смертной казни. Получив помилование он стал писать книги, а вскоре и попал в кино.

В своем творчестве Джованни очень автобиографичен. Неудивительно, что история, рассказанная в «Лесорубах», кажется чрезмерно правдивой. Правда, возможно именно в силу этого обстоятельства, фильму не хватало некоторого сценарного усиления — дополнительные сюжетные линии пошли фильму бы на пользу. Дело в том, что фильм получился немного, на мой взгляд, незаконченным — такое впечатление, что некоторые сюжетные линии были вырезаны.

В то же время, взаимоотношения мужчин, наполненные молчанием, характером и вспышками экспрессии очень напоминают фильм «Второе дыхание» Мельвилля. Что, собственно говоря, неудивительно, ведь в создании того фильма также приняли участие Лино Вентура и Жозе Джованни.

В итоге: замечательная актерская работа Бурвилля. Ну, а самому фильму, мне кажется немного не хватает интриги.

5 из 10

26 августа 2012

Жестокая реальность, как водится, оказалась сильнее

«Лесорубы» — фильм не всем известный (о чем я сожалею), но очень трогательный. Сценарий великолепен, музыка вызовет слезы даже у глухих, актеры как на подбор талантливы, и, конечно, нельзя не отметить работу Робер Энрико и поблагодарить его за этот подарок. Грустная история и грустный конец, но не все так плохо, если смотреть фильм с пониманием и понять этих героев, встать на их место, то можно заметить и даже хорошо прочувствовать лучи солнца в этом фильме.

Эктор трудолюбив и добр. В общем, неплохой человек, как может немного показаться. Не каждый может доверить охрану денег человеку, который признался ему, что он сидел за то, что проводил махинации, связанные с деньгами, не каждый может так привязаться к заключенным, которые стали почти его семьей, хоть он этого сильно не показывал. Эктор хороший человек. Рабочие тоже хорошие люди, хотя и приносят Эктору много проблем, но он им это даже прощает.

«Лесорубы» — это фильм, которым проникнет в вашу душу…

6 апреля 2012

Комедия Лесорубы появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Робер Энрико. Кто играл в фильме: Мари Дюбуа, Жан-Клод Роллан, Рейне Куртуа, Nick Stephanini, Роже Жаке, Франсуа Вайберт, Мик Бессон, Марсель Перес, Фредерик Сантайа, Марсель Бернье, Мишель Бернье, Жорж Гере, Hénia Suchar, Ги Анри, Джесс Хан.

Производство стран Франция и Италия. Лесорубы — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.