Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
King Hendrik |
год: | 1965 |
страна: |
ЮАР
|
режиссер: | Эмиль Нофаль |
сценарий: | Эмиль Нофаль |
продюсеры: | Эмиль Нофаль, Янс Раутенбах |
видеооператор: | Винсент Дж. Кокс |
композитор: | Сэм Склеэ |
художники: | Ian Macleod, Anna Richter Visser |
монтаж: | Питер Хенкел |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 сентября 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Захолустный африканский городок Стеллендам (выдуманный), где-то по дороге на Кейптаун. Вокруг города только что построили объездную дорогу, в связи с чем все, кто раньше ехал в Кейп через Стеллендам, теперь его объезжают, и местный бизнес начинает терпеть убытки. Городской совет принимает решение привлечь туристов. Для этого нанимают пиарщика, который отправляется в Стеллендам с намерением по-быстрому найти что-нибудь этакое, ну и заодно организовать какой-нибудь фестиваль или типа того, в общем как-то расшевелить это болото.
Чтобы оценить степень провинциальности, можно сказать, что в Стеллендаме даже телевидения нет, потому что в ЮАР оно запрещено (это правда, его разрешат только в 1971, а фильм вышел в 1965), а главное развлечение местных – это репортажи с чемпионата по регби, которые транслируются по радио. Южноафриканские «Спрингбокс» как раз готовятся к принципиальному противостоянию с новозеландскими «Олл Блэкс». Пиарщик приезжает в пятницу вечером, чтобы по-быстрому найти «шашку динамита, которую надо взорвать». В городском музее, ему показывают то, что местные считают интересным: договор о вхождении Республики Стеллендам в состав Капской колонии. Он подписан только со стороны Кейптауна – то есть технически Стеллендам своего согласия не давал. Пиарщик решает, что это самое оно, и рассылает соответствующие сообщения «из свободного Стеллендама» по всем газетам и агентствам.
В общем, наброс получился весьма знатный, местные конечно к такому не привыкли, но… Все бы ничего, но тут в Стеллендам приезжает чиновник из столицы с целью урегулировать юридический казус: мэра просят подписать бумагу, чтобы формально территория все-таки вошла в ЮАР. И здесь, поняв, что «Кейптаун признал нашу независимость», мэр заявляет, что у него другие планы. Для начала, перекрывает объездную дорогу а за проезд до Кейпа начинает брать транзитные пошлины. И вообще: «Мы теперь делаем что хотим, можем даже телевидение открыть!»
В процессе там появляется еще и король, которым назначают мелкого клерка, занимающегося тем, что таскает на заседания графины с водой и чем-то в этом роде – обычный канцелярский серый мышь, который себя к монархии совершенно не готовил. А в оппозицию мэру встает местный депутат республиканского парламента, которого оттуда только что выгнали, потому что теперь у него нет избирательного округа. А его сына чуть позже выгоняют из «Спрингбокс», потому что теперь он не южноафриканец. Без него в чемпионате, скорее всего, победят новозеландцы, но – политика…
Политика, кстати, идет полным ходом: Стеллендам успевает принять послов Великобритании, США, СССР и ЮАР (да, их тоже – бантустаном больше бантустаном меньше, какая разница).
Телевидение там так и не учреждают, до такого радикализма местные элиты не доходят. Но гражданскую войну там таки устроят. Нет, все остались живы, это все-таки комедия. Две враждующие армии разгоняет лично король – он не герой, но его заставили родственники, чтобы как-то все-таки прекратить этот бардак. Хотя потом будет еще два военных переворота, а мэра и депутата чуть не расстреляют. Главная победа – регбист все-таки сможет теперь присоединиться к «Спрингбокс».
Сценарий сбит довольно крепко и актеры играют неплохо. Шутки смешные и неглупые: например, на известие о подрыве своей рыбацкой лодки мэр – то есть уже премьер-министр, горестно восклицает: «Перл Харбор, снова и снова!» Политика Стеллендама, при всей своей карикатурности, выглядит вполне натурально и психологически достоверно. Политкорректностью тоже и не пахнет, достается и апартеиду, и тонкостям англо-бурских отношений внутри белого сообщества. Комедии рекламно-политического уклона вообще появляются редко но метко, и как правило являются штучным товаром: никому до сих пор не пришло в голову, например, сделать сиквел, римейк или сериал из «Хвост вертит собакой», здесь примерно тот же случай, с поправкой на полудеревенский колорит африканского райцентра.
8 из 10
22 октября 2021