И.С. Бах: Фантазия соль-минор
Johann Sebastian Bach: Fantasia G-moll
6.3
6.3
1965, мультфильм, короткометражка, музыка
Чехословакия, 10 мин
Человек играет произведение Баха. Ему аккомпанируют каменные стены с трещинами и дырами, которые то растут то уменьшаются, вперемежку с дверьми и обтянутыми проволокой окнами.
Дополнительные данные
оригинальное название:

И.С. Бах: Фантазия соль-минор

английское название:

Johann Sebastian Bach: Fantasia G-moll

год: 1965
страна:
Чехословакия
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Святоплук Малы
композитор:
художник: Ян Шванкмайер
монтаж:
жанры: мультфильм, короткометражка, музыка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 сентября 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 10 мин
Другие фильмы этих жанров
мультфильм, короткометражка, музыка

Отзыв критика о мультфильме «И.С. Бах: Фантазия соль-минор», 1965

Имея за спиной теоретический багаж, полученный в пражской Школе прикладных искусств, а затем на отделении кукольной сценографии и режиссуры театрального факультета пражской Академии музыкальных искусств, Ян Шванкмайер несколько лет пребывал свободным художником, а также работал на театральном поприще. Он был сюрреалистом от рождения и это не могло не найти отражения во всём его творчестве. На его театральную деятельность оказали влияние русский (Мейерхольд, Таиров) и французский авангард. Первый опыт участия в съёмках кукольного фильма состоялся в 1958 году. Это был «Иоганнес доктор Фауст» Эмиля Радока. Свой первый анимационный фильм он снял через 6 лет, а в следующем году вышла эта работа, после которой вся его дальнейшая деятельность неразрывно связана с кинематографом и каждый новый фильм не просто ожидаем, а всякий раз становится откровением для ценителей его творчества и в своё время становился ещё и головной болью для кураторов культуры от тоталитарного режима, тогда ещё социалистической Чехословакии, в результате чего на Шванкмайера был навешен ярлык — диссидент. Это был осознанный выбор, поскольку он считал «тему свободы или освобождения единственными достойными темами для художника».

В начале фильма человек в изрядно потрёпанном пальтишке (вспоминается гоголевская «Шинель») входит в старый дом с внутренним двором-колодцем, напоминающим спрятавшиеся за красивыми фасадами унылые питерские, тогда ленинградские, дворы времён социализма (вряд ли они изменились в лучшую сторону с тех пор) и, в то же время, на органную трубу, устремлённую в небо, как символ вечности. Поднявшись по длинной спиральной лестнице с изрядно потёртыми ступенями и обшарпанными стенами, человек заходит в помещение, в котором расположен орган. Раздевшись и попутно выбрав из ряда несвежих яблок наиболее аппетитное, он усаживается за инструмент и вскоре всё пространство заполняет неземная музыка. Личность музыканта, чьё лицо показано лишь мельком, полностью растворилась и исчезла в этой музыке, да она здесь и не важна. Музыкант — лишь часть инструмента. Можно воспринимать этот фильм, как абстрактный клип, визиализирующий опус, сочинённый или лишь услышанный Иоганном Себастьяном Бахом и переложенный им на ноты, не суть важно. В любом случае он гений, но эта музыка существовала всегда, пронизывая глубины космоса и «эта музыка будет вечной».

Шванкмайер воздерживается от сотворения собственных миров, он компилирует элементы, взятые из реальности, вдыхая в них жизнь. Так оживают стены, двери, засовы, решётки, водопроводные краны… Автор активно использует крупные планы, обращая внимание на каждую трещинку, структуру материала, следы давнего отсутствия ремонта и постепенного разрушения. Он заставляет зрителя «ощупывать взглядом» предметы и это был лишь первый и, по признанию автора, неосознанный опыт с тактильностью, ставшей впоследствии одной из его «фишичек». В этом фильме можно увидеть аллегорию тогдашнего тоталитарного режима, в частности, достоверно показанного в «Признании» Коста-Гавраса. К этому располагают решётки, замки, унылые стены, создающие атмосферу неволи, тюремный антураж. Ещё относительно далеко до «пражской весны» и «бархатной революции», но дух свободы, как пепел Клааса, стучит в сердца пражской богемы, чей вклад в последовавшие позже события трудно переоценить. Немалую роль в этом деле сыграл и Ян Шванкмайер. Порой в его работах можно заметить агрессию, которую сам он объяснял тем, что «время, в котором мы живём, принуждает поэта занять наступательную позицию, только так он сможет сберечь цельность своего мира. Потому мистификация и юмор являются для меня наиболее предпочтительным оружием.» Хотя этот фильм и предвосхитил дальнейший ход истории, тем не менее, зная что Шванкмайер, как и другие чешские сюрреалисты больше озабочен вечным несовершенством всего мироустройства и познанием природы человека, нежели социалистической действительности, то снимать на злобу дня не в его правилах, его взгляд направлен в вечность, как музыка Баха. И это действительно так, рухнул железный занавес, а тема всё так же актуальна. Интересен финал фильма. Космическая музыка способна разбудить стены, иллюстрируя расхожую фразу «архитектура — застывшая музыка», они начинают звучать с ней в унисон, словно стряхивая с себя вековую коросту и оживая. Двери символично распахиваются, впуская в затхлые помещения воздух свободы и освобождая музыку, которой тесно в закрытом пространстве, словно она подвержена клаустрофобии. Финал созвучен с бессмертными стихами Александра Сергеевича Пушкина «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа…». Для Шванкмайера есть лишь одна свобода, без разделения её на свободу творчества и свободу в социально-политическом смысле. Но он не в коей мере не ассоциирует её с прогрессом, напротив, видя в нём тупиковый путь развития. Он считает, «что участники сюрреалистического движения, будучи в абсолютном меньшинстве, играют важнейшую роль; во всём мире появляются молодые люди, недовольные, как и мы состоянием этой цивилизации и ищущие ей альтернативу». Своим творчеством они способны разбудить в зрителе «затаённую фантазию, жажду волшебного. В любом случае, это позволяет оспорить, поставить под сомнение материальный мир, как единственно возможный».

Несмотря на то, что картина относится к ранним работам, она отличается жаждой свободы и глубокой философией. Этот фильм признан самым экзистенциалистским в его творчестве. Как и в большинстве картин мэтра сюрреалистической анимации, здесь не используется человеческая речь, поскольку Ян Шванкмайер обращается к зрителю на вечном универсальном языке искусства, а значит его творчество будет понято даже тогда, когда исчезнут все современные языки.

8 из 10

21 октября 2013

Мультфильм И.С. Бах: Фантазия соль-минор появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ян Шванкмайер.

Страна производства - Чехословакия. И.С. Бах: Фантазия соль-минор — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.