Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Авария |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александр Абрамов, Наум Бирман |
сценарий: | В. Померанцев |
видеооператор: | Вячеслав Фастович |
композитор: | Борис Клюзнер |
художники: | Александр Блэк, Дмитрий Рудой, Людмила Кусакова |
жанры: | триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 июля 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
В который раз убеждаешься в удивительном обаянии 'оттепельных' картин. Прелесть душевного очарования и искренность обыкновенного человеческого участия делают их сегодня особенно востребованными. Случай свёл на съёмочной площадке троих людей (двух режиссёров и сценариста), которые ранее никогда не имели дел с детективом. Впрочем, 'Авария' - это не совсем детектив. Скорее это социальная драма в рамках одной судебной истории. Яркость истории, как известно, целиком и полностью зависит от сценариста. Но Владимир Михайлович Померанцев был, прежде всего, журналистом и писателем, а лента 'Авария' - его единственный сценарный опыт. Зато какой яркий! Померанцев был 'неудобным' писателем, руководствовавшимся в своём творчестве исключительно совестью, а не конъюнктурой.
Не случайно его статья 'Об искренности в литературе' (1953) стала одним из самых значительных документов послесталинского времени. Кроме того, роман 'Итога, собственно, нет...', написанный в 1970 и обличающий нравственное разрушение советского карьериста, вышел в свет только в 1988 году. Теперь становится полностью понятен психологически-нравственный акцент картины, которую можно смело показывать в качестве учебного пособия сегодняшним выпускникам юридических вузов. По большому счёту фильм режиссёров Абрамова и Бирмана не столько о расследовании смертельного ДТП, сколько об исследовании вопроса беспристрастного подхода к уголовному делу. Глубокий психологизм происходящего на экране доставляет настоящее эстетическое удовольствие благодаря блистательной актёрской игре.
Эмоциональное противостояние молодого районного прокурора Павла Петровича Чижова и следователя из городской прокуратуры Антона Афанасьевича Пилипенко захватывает зрителя благодаря таланту Юрия Толубеева и дарованию Виктора Тарасова. Чижов - ярко выраженный 'накрахмаленный' карьерист: говорит красиво и правильно, на за его словами нет ничего, кроме желания 'засветиться' перед начальством. Пилипенко - другой: дотошный, педантичный, въедливый во всём, что касается самых незначительных деталей расследования. С выводами никогда не спешит, предпочитая 'не бежать впереди паровоза'. К презумпции невиновности относится как к догме, а не как к расхожей поговорке 'Закон - что дышло: куда повернул, туда и вышло'.
Писатель Померанцев, полагаясь на свой богатый журналистский опыт, написал крайне интересную историю, в которой 'завуалированный' карьерист 'прозревает' благодаря совершенно невероятному стечению обстоятельств, заставившему прокурора Чижова волею судеб оказаться в положении... обвиняемого! Вот только малосимпатичный персонаж, крайне эмоционально сыгранный Виктором Тарасовым, едва ли извлечёт из всего произошедшего правильный урок, хотя режиссёры и пытались 'смягчить' поступок прокурора некоторыми сценами: закадровые рассуждения на почте, мысленная диктовка письма, долгожданная встреча с женой. Эти сцены рисуют дополнительные штрихи к портрету Чижова, но главным всё же является финальный 'немой диалог' с бывшим подозреваемым, блестяще сыгранным Владимиром Кашпуром, который всё расставил по своим местам.
Жизненный фильм с талантливой, вызывающей эстетическое наслаждение актёрской игрой.
10 марта 2023