Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В полночь я возьму твою душу |
английское название: |
À Meia Noite Levarei Sua Alma |
год: | 1964 |
страна: |
Бразилия
|
режиссер: | Жозе Можика Маринш |
сценаристы: | Жозе Можика Маринш, Магда Мей |
продюсеры: | Arildo Iruam, Херальдо Мартинс Симоэш, Ildio Martins Simes |
видеооператор: | Джорджо Аттили |
композиторы: | Эрминио Хименес, Salatiel Coelho |
художник: | Jos Vedovato |
монтаж: | Луис Елиас |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 ноября 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Как и со многими замечательными и воистину заслуживающих внимания фильмами, знакомство с этой крайне известной на родине картиной, состоялось практически случайно. Мне уже доводилось слышать определенные комментарии в адрес бразильского хоррора «В полночь я возьму твою душу», а также его создателя Жозе Можики Маринша, который помимо режиссуры и сценария ещё и исполнил главную роль. Засев за простомтр с некоторым энтузиазмом, я даже и представить себе не мог, что этот древний бразильский ретро-хоррор из далёких шестидесятых годов произведёт на меня столь сильное впечатление.
Начнём с того. Что сам сценарий фильма не похож ни на что, что я когда-либо видел до этого, а уж хоррора я пересмотрел на своём веку крайне немало. По сути, мы, на первый взгляд имеем дело с маньячным триллером, где нам демонстрируются обыденные и натуралистичные будни маньяка-психопата — Зека Из Гроба, прозванного так за счёт его профессии гробовщика. Собятия киноленты происходят в крошечной, удалённой от цивилизации деревушке, где каждый житель знает друг друга и как следствие, старается избегать столкновений с Зекой. Важный ключ к пониманию внутреннего мира режиссёра Маринша, нам представлен особый монолог в прологе фильма, где старая цыганка предупреждает зрителей о том, что фильм не стоит смотреть тому, у кого недостаточно крепкие нервы.
Далее нас знакомят с самим главным героем (а вернее анти-героем) Зекой, богохульником, развратником и просто мерзким типом, в чьей больной голове зародилась непререкаемая идея рождения ребёнка: наследника, которого гробокопатель воспитает по собственным житейским правилам и который по его надеждам, сможет стать своеобразным Адамом новой расы сверхлюдей, которая впоследствии сумеет отвергнуть Бога и создать собственное, независимое от внешнего мира общество. Но есть одна весомая проблема: жена Зеки оказывается бесплодной, а все женщины из деревни боятся даже приближаться к маньяку.
Естественно, полетят человеческие головы. Фильм поражает, прежде всего своей визуальной жестокостью: для середины шестидесятых годов, фильм вышел прямо таки чрезмерно брутальным. Да даже и в наши годы он выглядит крайне недружелюбно: выкалываются глаза, отрубаются пальцы, размазывается голова. С последующим вытеканием мозгов и много другое. Но откровенные сцены насилия — э то отнюдь не единственное достоинство картины. Одним из главнейших плюсов ленты Маринша — стала очень своеобразная и мрачная атмосфера этакого абсолютного, едва ли не священного ужаса: сперва нам становится страшно от кровавых деяний Зеки по отношению ни в чём не повинных жителей посёлка, однако ближе к финалу нам уже страшно за него самого.
Я не хочу спойлерить и давать какие-то тонкие намёки на необычные сценарные повороты этого замечательного фильма, но могу сказать одно: ближе к финалу на первый взгляд, реалистичный триллер про маньяка-убийцу, превращается в нечто абсолютно иное. Это «иное», пугает совсем другими подходами и тактикой, в любом случае, «В полночь я возьму твою душу» в своей сценарной кульминации оказывается чем-то гораздо большим, чем кажется до неё. Также стоит похвалить Маринша за хорошо написанные, интересные диалоги, слушать которые одно удовольствие, будто бы смотришь мастерски поставленный спектакль.
Конечно же, нельзя не упомянуть и о главном создателе и исполнителе картины Жозе Можики Маринше, режиссёре, сценаристе и главном актёре. Не даром же говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Помимо отличной режиссуры и хорошего сценария, Жозе прекрасно справился с собственной ролью: его персонаж очень жесток, циничен, пафосен и невероятно целеустремлён. Чего только стоит сцены «выброса адреналина», сопровождаемые ненормальным покраснением роговицы глаз Зеки, будто бы в того вселился сам Сатана. Но даже несмотря на казалось бы отрицательные качества, симпатии зрителей всё равно будут именно на стороне маньяка. Нет, это не потому, что другие актёры с ролями не справились, просто сам образ получился настолько уникальным и необычным, что по ходу фильма за ним следить наиболее интересно.
В итоге: всем заядлым хоррорманам и любителям талантливого ретро-хоррора, картина к просмотру обязательна. Это очень жестокое, мрачное, уникальное и невероятно атмосферное кино. Даже в Бразилии умеют снимать воистину потрясающие жанровые киноленты. Минус у фильма лишь один, но он весьма незначительный — это несколько подзатянутая середина, но даже этого ты не замечаешь на фоне пугающей и натуралистичной резни, устраиваемой Зекой!
9 из 10
14 сентября 2013
Зека — это настоящий инфернальный бастард. Он может убить, изнасиловать, подставить, отрезать палец… и весело рассмеяться. Зека терроризирует город, в котором он живет и наслаждается своим могуществом. Кстати, он умет и гипнотизировать.
Однажды обещания покойников сбудутся и они выйдут из могил — забрать Зеку в ад, куда ему самое место.
Несмотря на кажущуюся линейность эта картина совсем не проста. Режиссерский постановочный стиль неимоверно экспрессивен. Кстати, именно режиссер и играет главную роль.
У него получился очень смачный образ — настоящий злодей. Другое дело, что живые люди покорно принимают его зло — лишь прорицтельница, да несколько мертвецов могут перечить ему. Это тоже четко подмечено режиссером.
Классный ход Маринша заключается и в том, что Зека спасает маленького мальчика. Эта неоднозначность злодея придает картине настоящий лоск.
Да и сцены насилия сняты безупречно: все понятно, но зритель не видит ненужной «расчлененки». Например, сцена убийства с помощью паука — жуткая, откровенная и запоминающаяся.
Превосходно снята сцены драки в баре, закончившаяся отрезанными пальцами, изнасилования (психологически насыщенно, но без демонстрации насилия), а также, конечно же концовка.
Мне вот очень понравилось предвестие развязки — черная кошка, крик совы — смотрится завораживающе.
В итоге: экспрессионизм в самых лучших традициях Роберта Вине. Жесткая «хоррор» интерпретация темы «Преступления и наказания» в бразильских реалиях. Мне понравилось. Фильм не зря регулярно входит в топ-списки
9 из 10
21 июня 2013
Зе — хрестоматийный злодей, воплощённый самим режиссёром, который прибегал к его образу почти в трети всех своих фильмов. Он обладает способностью гипнотизировать и поэтому в небольшом городке, где живёт Зе, за ним закрепилась чёрная слава колдуна. В поисках женщины, с помощью которой он мог бы продолжить свой род, Зе не останавливается даже перед убийством. Жозе Можика Маринш предоставил своему персонажу только один положительный эпизод, когда Зе заступается за мальчишку, которого наказывает отец, но если подумать, кто вырос бы с ребёнка, если бы его воспитанием занимался сам Зе. Злодей внушает некоторую симпатию.
Фильм представляет свою ценность, во-первых, как первый бразильский фильм ужасов, во-вторых, как способ ознакомиться с фольклором этой страны и, в-третьих, из-за грима, за счёт которого в немалой степени «В полночь я возьму твою душу» и может называться фильмом ужасов. Не смотря на свою наивность и подчёркнутую театральность, Маринш демонстрирует, что страх в латинской Америке несколько иной, чем в других странах. В Италии только набирает обороты кровавое джиалло, США боятся пришельцев, всевозможную нечисть и коммунистов, в Советском Союзе до премьеры «Вия» ещё пара лет, в азиатских странах пока не до ужасов вымышленных, обычное социальное кино вполне замещает этот жанр, которому ещё предстоит пробить цензуру, а в бразильском городке суеверные жители трепещут перед Днём мёртвых. Как оказалось, этот праздник вовсе не предрассудок, за неуважение к умершим можно поплатиться.
Скорее всего, съёмочная группа невероятно веселилась, когда их предводитель с дьявольским выражением бросался на безвольных горожан, не способных дать отпор единственному злодею. Может быть, этот фильм носит политический подтекст, но он должен быть понятен прежде всего самим бразильцам, а простым любителям кино откроется интересное зрелище, которое имело бы сегодня все шансы потеряться (напомню, это не золотой фонд Голливуда, Зе — персонаж локального значения и вообще фильм больше напоминает комично-зловещий спектакль, где главный спецэффект — грим), но продолжает напоминать о себе до сих пор.
8 из 10
19 августа 2009
Данный фильм по праву считается культовым бразильским ретро и действительно любопытнейшим образцом латиноамериканского хоррора. Сам фильм был снят в далеком 1964 году и является черно-белой картиной. Тем не менее он впитал в себя фольклорные мотивы и народные верования, пафос. Финальная сцена, в которой Зека сталкивается с шествием мертвецов, которые несут гроб с его телом, пробирает до мурашек, не смотря на почтенный возраст ленты.
4 из 10
25 августа 2007