Рейтинг фильма | |
![]() |
5.6 |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Грех Франкенштейна |
английское название: |
The Evil of Frankenstein |
год: | 1964 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «The monster bred from a dozen corpses.» |
режиссер: | Фредди Фрэнсис |
сценарий: | Энтони Хиндс |
продюсер: | Энтони Хиндс |
видеооператор: | Джон Уилкокс |
композитор: | Дон Бэнкс |
художник: | Дон Мингей |
жанры: | ужасы, фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
8 мая 1964 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 24 мин |
За очередной, кажущейся банальной, версией истории о Франкенштейне и его Чудовище, скрывается коллекция замечательных визуальных решений. Чудовище взбирается на гору, оно стремится к свободе и … неминуемое падение. Это выглядит трогательно и монументально. Не менее тонко замечено и то, что монстр боится огня. Впрочем, авторы не стремятся отождествлять его с животным. В этой ленте Франкенштейн будет в печали пить вино и крушить все, что ему попадется на глаза, бережно нести даму. А еще он будет подвергнут гипнозу. Такое сочетание качеств уже само по себе заслуживает внимания.
Теперь вспомните замок барона. Расположенная на горе крепость с башней прямым образом отсылают нас к изящному Нойшвайнштайну. Запоминается и зал для опытов барона. Это — целый мир. Тут будет множество не слишком понятных приборов, спиралей и электродов, но как убедительно строгое и аскетичное убранство этого помещения. Оно будто служит продолжением самого барона, беззаветно отдавшего свою жизнь лабиринту научного познания, выхода из которого он так и не нашел. Этот зал неслучайно станет альфой и омегой нашей картины.
Питер Кушинг здесь играет убежденного идеалиста. Его Франкенштейн - человек посвятивший себя исканиям, не раз обманутый и преданный. Ключевым персонажем в этой истории представлен именно он. И дело совсем не в опытах. Барон Франкенштейн не раз столкнется с человеческой несправедливостью. Он будет потрясен увидев на пальце бургомистра собственное кольцо, а в его доме — его вещи. И здесь Кушинг замечательно выразит бурный протест против лицемерия. Степенность исчезнет и вместо ученого перед нами предстанет совсем другой человек — быстрый, ловкий, смелый. Эта метаморфоза оживит ленту.
Нелинейное повествование добавит этому фильму увлекательности. Франкенштейн возвращается в свое имение и вспоминает трагедию, связанную с его возвышением и падением. Его творение было убито, а он сам был изгнан. Так уже не дойдя до половины фильма мы понимаем, что лента не ограничится заурядным повтором голливудского фильма. А впереди новый виток напряжения — барон пытается заново оживить Чудовище, прибегая к помощи гипнотизера Золтана. А далее, как по спирали... Гипнотизер Золтан будет использовать Чудовище как орудие, прибор для «наказания» всех тех, кто его обидел...
Стилистически эта лента в полной мере соответствует другим картинам с Питером Кушингом, снятым в те годы. Параллели можно провести и с «Собакой Баскервилей» 1959 года и со снятым в то же время фильмом «Мумия». В каждой из этих картин мы получаем новое изложение классики. Человеческие страсти используют хитрые уловки для плетения преступных сетей, а за мистической канвой оказывается идеалист, который сталкивается с несовершенным обществом. Спасающий свое детище Франкенштейн также прекрасен, как и Мумия, несущая прекрасную даму, похожую на принцессу Ананке в болото...
7 из 10
13 ноября 2024
Третий фильм о Франкнштейне от студии Hammer Film Productions принято считать худшим во всей этой франшизе. Тем не менее вряд ли стоит говорить о том, что перед нами кинопродукция совсем уж ужасного качества.
Да, каких-то принципиально оригинальных находок в фильме не содержится. Очевидно, что сам заглавный злодей вообще-то не связан с ключевым интересом создателей фильма, чувствуется определенная усталость от прославленного монстра, который никакого особого впечатления не производит, разве что (и это парадокс) когда совершенно бездействует. Право, сцена с Франкенштейном, застывшим во льду смотрится куда более интересно, чем некоторые его передвижения в водолазных ботинках в других сценах.
Однако любопытны многие другие персонажи. В фильме гораздо более заострена антитеза Знания и Невежества. Знание сомнительно в своих достижениях, но его интенция оправдана борьбой со смертью и победой над ней. Ничего особого некромантского в интересах Франкештейна-ученого нет — он со своими циклопическими установками, дающими бездну электричества ака лаборатория Никола Теслы, заглядывает скорее в глубины будущего, нежели в замогильные ужасы. Созданный им монстр скорее неудачный пример биоробота, в который раз уже вышедшего, правда по весьма оригинальной причине (гипноз от заштатного гипнотизера со склонностью к клептомании), из-под власти своего создателя.
Знанию противостоит ограниченность сытого мира бюргеров, который в данном фильме обрисован яркими сатирическими красками. Обычно в фильмах про Франкенштейна мир людей — это мир, который может быть потрясен самим видом монстра и потому желающий ему смерти. Но здесь возникает ощущение глубоко укорененной пошлости, по отношению к которой невозможно сострадание. Все мало-мальские чины озабочены карьерой и влиянием на других людей, поэтому по-своему чистый в своих помыслах барон в данной ленте практически индульгирован своей ничем не омрачаемой жаждой знаний.
Весьма любопытным кажется ход, связанный с темой угрызений совести монстра, как это ни странно прозвучит. Правда, психологически это совершенно неубедительно. Только что еле соображающий куда ставить ноги и как махать руками, Франкенштейн вдруг преображается в почти одухотворенное существо, терзаемое тем, что он совершил по приказу корыстного гипнотизера. Как говорится, не верю.
Вообще, в фильме декоративный антураж часто привлекает больше внимания, чем перипетии сюжета. Право, очень приятно созерцать ставший откровенной архаикой топос замка главного героя с его смешением квазиготического и не менее квазилабораторного визуальных рядов. Это даже отчасти отвлекает от разных недоделок и грубых фактических ляпов, которых весьма много в сюжете (к примеру, глухонемая героиня оказывается способной услышать гораздо больше, чем ей дано, а точнее, не дано от природы). Иными словами, третья часть хаммеровской франшизы могла быть и не снята, по большому счету. Но то, что снято представляет некоторый исторический интерес по отношению ко всей истории кинофранкенштейнинаны.
6 из 10
3 августа 2015