Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зной |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лариса Шепитько |
сценаристы: | Иосиф Ольшанский, Чингиз Айтматов, Семён Лунгин, Илья Нусинов, Ирина Поволоцкая, Лариса Шепитько |
видеооператоры: | Юрий Сокол, Владимир Архангельский |
композитор: | Роман Леденев |
художник: | Алексей Макаров |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 июня 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
В своем дебютном фильме Лариса Ефимовна, о котором она впоследствии будет отзываться, мягко говоря, не благосклонно, отдает дань уважения своему учителю Александру Довженко. столкнув юношеский максимализм с реальностью советских будней. Водовозчик не по призванию Кемаль, не понимающий порядков и шуток передовой бригады, попадает в самый эпицентр идеологического и поколенческого противостояния - к деспотичному Абакиру. Мы здесь не работаем, а вкалываем, - говорит Абакир, на что дерзкого юноши припасены ответы. Он не отрицает золотых рук Абакира, но видит за ним не справедливое отношение к женщине с постоянными упреками и побоями. а также вызывают сомнения в его гипотезах об опустошенных землях для потомков, как некое доказательство бессмысленности вкалывания целых поколений.
Поистине, поэтическое воспевание края в совокупности с давно забытыми фигурами настоящего рабочего класса, успевшего превратится за эти десятилетия в миф. Такое воспевание мы видели на заре советского кинематографа, в 20-ые годы прошлого столетия, у того же Довженко и Ветрова. Конечно, настоящему художнику, как Шепитько или же Тарковский, совсем не по душе насилие над природой, постоянная суета и идущий быстрыми темпами технологический прогресс. Она останавливает время и ищет поэзию в этом забытым Богом крае. Время здесь и вправду остановилось. Люди толком не знают, на чем работает их радио. Но и иллюзиям Кемаля приходит конец, когда бригадир изводит юношу почти до состояния припадка, что у последнего из уст только и слышны слова из стихотворения Чуковского Тараканище. И только лишь черепашка спасет Кемаля от изнурения.
Темы морального беспокойства и человеческой голгофы будут маячить на протяжение пусть и не продолжительной но запоминающейся карьеры режиссера. Фильм об ответственности поколений и знаний которое оно передает будущему поколению находиться в тени общепризнанного шедевра восхождение. Пусть здесь и нет очевидных библейских посылов дебютная картина Шепитько не столько пестрит пафосом и желанием понравится не только интеллектуальной прослойке синефилов, а скорее с опережением на несколько десятилетий кричит о том что нам попросту нечего сказать друг другу.
17 сентября 2022
Вспашки.
Шутка.
Глубина прочувствования характеров персонажей. С неизвестными привходящими — истоками таких характеров. Но точной линией их выведения уже в предлагаемых обстоятельствах. Без «натяжек» «политики». Без морализаторства — просто отражение на киноплёнке. И патриархальность отношений в нац. республиках. И замешанная на этих «дрожжах» любовь. Ну и столкновение розовощёкой, наивной юности с вполне реальными характерами людей. Причём, в отличие от других фильмов на эту тему где коллектив становиться в итоге на сторону новичка — социально поддерживая декларируемые обществом ценности — то здесь обстановка иная. Здесь больше зависит от личности и её убеждённости.
Всё это сыграно настолько достоверно, что могу из жизни приводить примеры для каждого персонажа — по несколько штук, кастинг, так сказать. Центральное противостояние: Абакир и Кемаль. Заслуженный работник и новичок требующий к себе уважения, по факту наличия личности. Казалось бы — выскочка. Но оказывается, что он готов доказывать право на такое отношения. С юношеской горячностью и энтузиазмом. Да и у заслуженного работника оказываются «скелеты в шкафу»: приписки и махинаторство — тема популярная во времена съёмки. Да и характер его скорее от степного волка — альфа самца, чем от домашней сторожевой. Всё это сказывается на женщине, на свою беду покорённую его «альфизмом» — глубоко эмоциональные сцены борьбы с различными «устоями» в сознании героини украшают фильм. Также есть свой традиционный персонаж — рабочий балагур и шутник — тут всё по канонам. Есть пожилые рабочие — уставшие и уже мало активные в противостоянии с Абакир — ищущие и идущие на мелкие компромиссы.
А есть ещё съёмки собственно работы — запашке целины. И столь нудная картинка подаётся по Дзига Ветровски — не шаблонно и динамично, плюс файл с фильмом сбоил у меня в проигрыватели и картинка именно пахоты разбивалась на крупные квадраты — блоки. Что придавало еще больший конструктивизм картинке. А гонки на КрАЗах по степи — вполне чувствуется Довженковский соц-сюр — реализм.
Ещё раз повторюсь: линия психологизма и взаимодействия характеров и людей выписана авторами на 10- ку!. Столь «монументальные», цельно-живые характеры присутствуют только в «Борьба в долине» — египетском фильме 1953 года. Это насколько режиссёр была в 24 года напитана жизнью, чтобы снять столь достоверное изложение Айтматова? Не удивительно, что в последнем своём фильме — уже через 14 лет и 4 фильма — она попробовала перешагнуть обыденный, как ей казалось, психологизм и попробовать нечто вне наших прямых ощущений, мистическое, библейское, непознанное ей.
7 из 10
30 июня 2019