Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Знак Льва |
английское название: |
Le signe du lion |
год: | 1962 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Эрик Ромер |
сценаристы: | Поль Жегофф, Эрик Ромер |
продюсеры: | Клод Шаброль, Ролан Нонен |
видеооператор: | Николя Айе |
композитор: | Louis Saguer |
монтаж: | Мари-Жозеф Йойотт, Энн-Мари Котре |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
3 мая 1962 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 43 мин |
Не став глашатаем молодежной революции, как Годар, или просто виртуозом авторского кино, как Трюффо, Эрик Ромер все же прочно занял свое место в истории так называемого «разговорного» кино. Разрабатывая нравственные дилеммы человеческого существования, Ромер давал им порой неожиданную трактовку. Проследить путь этого большого художника, к сожалению, забытого в эру эпатажного художественного жеста, — большая аналитическая задача, учитывая объем им созданного. Однако, не будем торопиться и начнем свой обзор с его дебюта «Знак Льва».
Наверное, ни в одном другом фильме «новой волны» не уделено столь много внимания уличным съемкам и эффекту импровизационности материала, из-за чего «Знак Льва» больше напоминает ленты Джона Кассаветеса, чем картины соратников Ромера по художественному движению. Свой полнометражный дебют в кино постановщик сделал практически бессюжетным и, что и говорить, ритмически занудным несмотря на всю остроту поднятой темы — бесприютность и неприкаянность человека в мегаполисе. Похождения голодного, лишенного средств к существованию героя чем-то напоминают парижские главы документальной книги Джорджа Оруэлла «Фунты лиха в Париже и Лондоне» с одним существенным добавлением: герой Ромера ничего не делает, чтобы выжить.
Заглавие картины можно ассоциировать с ее содержанием: герой как одинокое небесное тело в созвездии Парижских улиц — он окончательно затерялся на них, утратив свое лицо (хэппи-энд поэтому выглядит фантастическим допущением, неправдоподобность которого понятна и героям, и зрителю). «Знак Льва» — картина необычная, ибо она сочетает литания Парижу как царству молодости и свежести с разверзанием онтологических бездн: разговоры о гороскопе, судьбе и предопределении призваны разрушить у зрителя социальное восприятие сюжета. Герой оказался один, всем чужой не потому, что у него нет больше денег (ведь и друзья исчезают каким-то мистическим образом), а потому, что сама жизнь поманила его, завлекла в потлатч праздника, а потом обманула (и финал можно понимать двояко, в том числе как очередной обман жизни).
«Знак Льва» благодаря активному использованию Ромером атональной музыки (он был, вероятно, первым из режиссеров «новой волны», пошедшим на это) становится лентой о непредсказуемости жизни, ее невписываемости в схемы, а человек выступает игрушкой ее прихотей. Еще никому не навязывая свои моральные выводы, как будет в «Шести нравоучительных историях», работать над которыми он вот-вот начнет, в «Знаке Льва» режиссер пока что размышляет о несовместимости человека, как рационального и говорящего существа, и иррациональной глубины жизни, которая всегда оказывается хитрее и умнее человека. Кроме того, важно отметить, что в своем дебюте Ромер еще не так много места уделяет диалогам, как в своем последующем творчестве, потому «Знак Льва» — это больше медитативное, пейзажное, видовое, чем разговорное кино, отчего оно, однако, не теряет в убедительности доказываемых нравственных и бытийных теорем.
22 апреля 2021
Данный фильм — грамотное отображение падения нравов человека, его моральное разрушение. Вдумчивая притча о значении человека в современном обществе.
Перед нами предстает персонаж, который при малом количестве средств хочет оказывать влияние на близких ему людей и отвечать требованиям цивилизации; способного на бесшабашные поступки и, при немалых размерах своего тела, занимающегося лишь профессиональной игрой на скрипке, мотив которой, как напоминание последующего отдаления человека от красоты жизни, будет преследовать зрителя на протяжении всей картины.
Конфликт фильма заложен в том, что у этого человека отбирают его прежний моральный уклад. Надежды на огромное состояние оборачиваются трагедией. Пьер, герой картины, остается без гроша за душой и огромными долгами. Отвечать нормам морали не представляется возможным, общество начинает его отторгать, пока, наконец, не наступает прострация, перерастающая в агонию, и заканчивающаяся трагедией — падением не только воли и стремления, но и всякой заботы по отношению к своей жизни; смирение жизни бомжа, заглушающего свой стыд от попрошайничества алкоголем.
Это первый полнометражный фильм Эрика Ромера, который был снят при поддержке новаторов кино, представителей «новой волны», Клода Шаброля и Жана-Люка Годара. По атмосфере его еще нельзя было отнести к чисто «ромеровскому» по духу. Слишком он неровен, как для этого режиссера. Однако те сцены скитания главного героя, и довлеюшего над ним безмолвия, отработаны идеально и правильно: не единой поспешности действия, хладнокровное отображение той невидимой черты морали, переступив через которую, человек не сможет быть таким, каким он был прежде. Кино, бесспорно, на уровне немых материй, великолепие культуры киноискусства, доказывающее, что Ромер был не только режиссером-демагогом, но и умелым постановщиком, при просмотре фильмов которого, не возникает радикальных чувств, а только лишь простое удовлетворение.
P.S. Этот отзыв был бы полной профанацией смысла фильма и незнанием философского подтекста, какой всегда вносил в свои картины Эрик Ромер, если бы в нем не было следующего абзаца.
Данный фильм — грамотная постановка эпикуреизма и стоицизма в разные моменты жизни на примере отдельно взятого человека. В начале картины Пьер ведет себя, как человек независимый и свободно решающий как ему жить, лишенный страдания и ответственности, безмятежно уверенным в светлом будущем, то есть, по задумке автора, представляет ни что иное, как эпикурейство, которое вопреки всему заканчивается злым роком, предначертанным иными обстоятельствами. И наоборот стоицизм, приходящий на смену, — смирение перед судьбой, априори ведущий к гибели в той ситуации оборачиваются, в конце концов, праздником. Таким образом, Ромер скорее становится на защиту стоицизма, хотя и разоблачает обе теории, превращая фильм в этическую комедию на фоне трагедии одного человека.
30 июля 2010