Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вызывающий проклятье |
английское название: |
H.M.S. Defiant |
год: | 1962 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «The cry was MUTINY... and the decks ran red!...» |
режиссер: | Льюис Гилберт |
сценаристы: | Эдмунд Х. Норт, Frank Tilsley, Найджел Нил |
продюсеры: | Дуглас Пирс, Джон Брабуне |
видеооператор: | Кристофер Чэллис |
композитор: | Клифтон Паркер |
художник: | Артур Лосон |
монтаж: | Питер Р. Хант |
жанры: | боевик, драма, приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 февраля 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
При просмотре этой ленты британского режиссёра Льюиса Гилберта, которую переводят то как «Вызывающий проклятие», то как «Дерзкий» (но круче всего звучит американский прокатный вариант «Damn the Defiant!»), так и напрашиваются параллели с всем вам хорошо известным «Хозяином морей» австралийца Питера Уира. Времена наполеоновских войн, английское боевое судно под предводительством бравого капитана в исполнении именитого актёра (Алек Гиннесс у Гилберта, Рассел Кроу у Уира) вступает в смертельную схватку с опасным противником в лице роскошных парусников Наполеоновского флота. Собственно и сравнить кроме «Хозяина» да нескольких более старых лент и не с чем, массовому зрителю не сказать что близка тема драющих палубы матросов, и это хорошо подтверждают как слабые кассовые сборы «Хозяина», так и почти полное зрительское забвение, постигшее «Вызывающего проклятие». Но всё же справедливости ради обязан заявить, что фильм Уира хоть и является добротной данью уважения классическим морским лентам, но какого-то особого статуса и вправду не заслуживает. А вот «Вызывающий» позабыт совершенно напрасно.
Гилберт сработал по практически идеальной форме, сняв полуторачасовой приключенческий фильм, в котором нет ни единого лишнего эпизода — всё так или иначе работает на развитие образов, оправдание мотивов и движение сюжета в нужном направлении. Ещё более ценно то, что, являясь детальным и увлекательным изображением флотских нравов и морских баталий (чего стоит хотя бы напряжённая сцена перехвата горящего корабля-камикадзе!) того времени, центральное место в сюжете отведено не менее захватывающему, многоуровневому, психологически тонкому конфликту между членами экипажа, что, к сожалению, обошёл стороной Уир в своём «Хозяине», уделяя два часа экранного времени братскому быту моряков и сомнительному приданию ореола мистицизма французскому кораблю (а ведь этот человек когда-то буквально на пустом месте выстраивал Висячую скалу — образчик киномистики!).
В центре конфликта «Вызывающего» — капитан Кроуфорд, который в скором времени после отбытия из порта обнаруживает себя меж трёх огней: первый офицер (Дирк Богард) задействует болезненными рычаги в попытках идти в обход командования вышестоящего чина и установить на корабле свои порядки, недовольные принудительной службой матросы готовят бунт, а где-то вдалеке маячит французский неприятель, но всё же основной хронометраж картины посвящён конфликтам внутри корабля. Причём конкретно отрицательных персонажей в фильме нет, матросы-мятежники — вовсе не трусы, а борцы за свои человеческие права, и даже садистскому персонажу Богарда не откажешь в героизме при ведении боя с врагами Англии. Но в первую очередь именно благодаря образу капитана Кроуфорда, опытного моряка, ловко лавирующего меж трёх угроз, дабы удержать целостность экипажа и выполнить стратегически важную задачу, «H.M.S. Defiant» хочется смотреть не отрываясь. Уж не знаю, чего у сэра Гиннесса было больше — харизмы, или актёрского мастерства, но ещё по «Мосту через реку Квай» стало ясно, что мало кто может сравниться с этим актёром в отображении бравых офицеров гордой выправки, сохраняющих лицо в самых катастрофических ситуациях.
Целостная картина — стремительно пролетающее перед глазами приключение, полное ярких противостояний как под залпы пушек, так и вдали от боевых действий, приправленное крепкой игрой Алека Гиннесса. Почему этот фильм мало кто помнит сегодня? Почему это всего лишь первый отзыв к нему на страницах Кинопоиска? Загадка. Возможно отчасти в этом виноват объевшийся мороженного Марлон Брандо, чей роскошный «Баунти» в том же году тоже затонул в глубинах проката, но сделал это с гораздо большим размахом.
8 из 10
22 апреля 2015