Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Воскресенья в Виль-д'Эвре |
английское название: |
Les dimanches de Ville d'Avray |
год: | 1962 |
страны: |
Франция,
Австрия
|
слоган: | «Call it Strange! Call it Shocking!...Call it One of the Most Electrifying Love Stories of Our Day!» |
режиссер: | Серж Бургиньон |
сценаристы: | Бернар Эшассерьо, Серж Бургиньон, Антуан Тудал |
продюсеры: | Ромен Пинес, Жерар Дуко-Рупп, Рэймонд Фроман |
видеооператор: | Анри Декаэ |
композитор: | Морис Жарр |
художники: | Мари-Клод Фуке, Жак Эйм, Бернард Эвейн |
монтаж: | Леонид Азар |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 ноября 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Ветеран Индокитайской войны Пьер после возвращения на родину совсем сдал. Там, где-то в другой жизни, Пьер был военным летчиком, его сбили и он ничего толком не помнит. Только какие-то рваные отрывки и какую-то вьетнамскую девочку возле самой земли. Здесь же он начал встречаться с обхаживавшей его медсестрой Мадлен, но психическое состояние парня явно не улучшалось. Зато совершенно случайно он познакомился с 12-летней девочкой Франсуазой, которую папаша отводил в приют. Сбитый летчик и девочка сразу друг другу понравились, и Пьер, представившийся в приюте отцом девочки, стал забирать Франсуазу на воскресные прогулки. Вот только в мире реальных вещей не принято, чтобы взрослый дядя гулял с девочкой по паркам…
Специфическое кино. Такая себе «Лолита наоборот». Француз Серж Бургиньон (персонаж особо неизвестный, а данный фильм так и останется вершиной его не самой звездной карьеры) попытался снять антипедофильскую ленту, в которой присутствуют чистые чувства и не чистые людские пересуды со стороны. Но до уровня Набокова эта история все же не дотягивает. Все здесь очевидно, предсказуемо, а в случае с режиссурой Бургиньона еще и перетянуто. Главный герой — такой себе умеренно шизанутый ребенок, которого переклинило на войне, и теперь он дарит свою любовь (формально чистую) случайно попавшейся девочке. Девочка тоже готова к такой любви, потому что она в этом мире особо никому не нужна. В результате две тотальные несостоятельности встретились и выстраивают свой придуманный мир, где есть «дом», «свое дерево» и даже взаправдашняя елка, которую Пьер вытащит из дома своей светской девушки буквально с игрушками.
Вот только у этой «детской любви» все равно не может быть продолжения. Герой Харди Крюгера реально свихнутый парень, и вся эта история могла длиться только какое-то время, приблизительно, как «дружба» козла Тимура и тигра Амура. А вот Бургиньон, напротив, становится на заведомо нереальную позицию, что все в этих отношениях нормально, и их губят только «неправильные люди». Потому-то заведомо драматическая развязка этой ленты и не цепляет.
Но вот что в фильме по-настоящему интересно, так это актерское исполнение. Немец Харди Крюгер в роли свихнутого Пьера очень хорош. Эмоционально-привлекательна также и француженка Николь Курсель, сыгравшая нелюбимую девушку главного героя. Ну и лучшей в ленте была 12-летняя Патриция Гоцци, очень выразительно отыгравшая брошенную всеми девочку, полюбившую возрастного друга. Правда, в кинематографе девочка так и не состоялась как актриса, но иногда лучше сыграть одну роль хорошо, чем тошнить всю жизнь перед камерой.
Кино даже не столько провокационное, сколько надуманно-пафосное. Бургиньон поверил, что он сумел красиво рассказать о том, что не все то, где есть незнакомый дядя и маленькая девочка — педофилия. Но в первую очередь эта лента интересна актерским исполнением, а не глубиной поднятой проблематики.
P.S. А вот киноакадемикам этот фильм просто-таки «попер». В 1963-м работе Бургиньона дали «Оскар», как лучшему иностранному фильму, а в 1964-м всунули еще дополнительно на две номинации. Как по мне, то явно перестарались в своих расшаркиваниях.
6,5 из 10
2 января 2019
Не стал бы я при оценке этого фильма ориентироваться на Оскар. Действительно, фильм получил приз американской киноакадемии за лучшее иностранное кино 1962 года. Но, увы, тут решение было продиктовано, вероятно, второстепенными факторами. Быть может, в этом был ответ Кубрику на его «Лолиту» — кино действительно похожее по теме, но принципиально иначе поданное, с другими акцентами. А может быть, тут была и реакция на какую-либо войну. В тот год их в мире было предостаточно.
На деле получилась достаточно скучная и затянутая мелодрама о мужчине, который так и не может преодолеть травмы войны. Виня себя за убийство невинной девочки он не находит себе места вернувшись в мирную жизнь. Случайная встреча с маленькой сиротой перерастает в большую дружбу. Нам ее показывают вполне с невинной стороны. Но оценки создателей не так уж и однозначны — помыслы и тайники души главного героя придется домысливать каждому из зрителей.
За этими рассуждениями остается вполне скучная история. Странная дружба, странное общение, яркая, но, в контексте всего фильма, явно недокрученная концовка. На мой вкус, это далеко от шедевров киноискусства (в отличие от лаконичной и откровенной «Лолиты» Кубрика). Далеко это и даже от добротного жанрового кино средней руки. Это попросту скучно.
3 из 10
3 декабря 2018
Ее мать сбежала с фокусником, отцу и бабушке она не нужна и теперь живет в интернате. Он, обвиняя себя в смерти ребенка, теперь страдает от амнезии и латентной депрессии. История дружбы летчика-истребителя Пьера и 12-летней девочки Франсуазы-Сибель подкупает невероятно трепетным и вместе с тем предельно деликатным обращением к этой неудобной и, как правило, ханжески воспринимаемой обществом теме. Во всяком случае, наблюдая за удивительно нежными и открытыми отношениями этих двух по-своему одиноких людей так или иначе не приходится сомневаться в их исключительной искренности и непритворстве, тогда как черствость и непонимание со стороны окружающих, безусловно, оставляет неприятный осадок. Ведь по сути герой так и остался наедине со своими самыми сокровенными мыслями и чувствами, не решаясь никому раскрыть свою тайну.
Говоря о фильме и ныне здравствующего французского постановщика, нельзя не отметить работу на тот момент 12-летней Патриции Гоцци. Без сомнения, актриса блестяще справилась со своей ролью пусть и оставленной родственниками, но уже не такой одинокой в свете своей первой юношеской влюбленности девочки, планы которой были столь же велики, сколь и неосуществимы. И думается, не будет преувеличением сказать, что юная Патриция Гоцци продемонстрировала здесь вполне достойное актерское мастерство и сыграла нисколько не хуже, а в отдельных эпизодах, возможно, и лучше, юной Аны Торрент в фильме «Выкорми ворона» Карлоса Сауры или в картине со схожей тематикой «Гнездо» Хайме де Арминьяна.
Фильм Сержа Бургиньона в 1963 году заслуженно стал обладателем главной премии Американской киноакадемии, кроме того, был номинантом еще в двух категориях, но, к сожалению, так и остался малоизвестным для широкого зрителя, как, впрочем, и уже упомянутая выше замечательная и очень добрая лента «Гнездо» теперь уже испанского режиссера. Рассчитанные на внимательный и вдумчивый просмотр, эти фильмы, хочется надеяться, еще найдут своего благодарного зрителя.
8 из 10
27 августа 2016
Драма высшей пробы.
В центре сюжета история искренней дружбы взрослого мужчины и двенадцатилетней девочки. Они оба потерянны и одиноки, она — брошенная отцом и оставленная в пансионе и он — бывший летчик-истребитель, так и не оправившийся от войны, ныне же страдающий от потери памяти и депрессией, постепенно превращающийся в амебу. Однако не всем нравится такая дружба…
Перед нами экранизация одноименного романа Бернара Эксаширьё. Фильм, снятый в период «новой волны» с самых первых кадров приковывает к себе внимание и не отпускает до самого конца, очень пронзительная история. развивающаяся большую часть на лоне природы, на фоне красивых парков и прудов под музыку Альбинони.
Отдельно хочется отметить как актеров, проживших на экране жизнь своих персонажей — Харди Крюгер и девочка Патриция Гоцци, так и операторскую работу мэтра Анри Декэ и композитора Мориса Жарра.
Фильм получил «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Рекомендую к просмотру.
23 апреля 2013
Как завещала Анна Ахматова, поэзия — дикая и неприхотливая трава, пробивается там, где ей вздумается, создавая же ей тепличные и искусственные условия — только ждать устанешь. Вот и от «Воскресений» за версту веет искусственностью, с тяжелыми веками восставшего мертвеца, мучимый отдышкой, добирается до конца фильма. Ну наконец-то.
Конечно, не так все плохо. Первая часть фильма хороша. Вплоть до прогулок у дымящего испариной озера, когда Пьер и Франсуаза (Сибила) одни. Реальность, существующую до этой прогулки, отодвигаешь назад и веришь в новый мир «диких» героев. Но это продлится недолго.
Проблема Сержа Бургиньона во взаимоотношениях людей. «Воскресенья» напомнили мне, по выбранной теме, стыкам реальность-иллюзия, выпущенную годом ранее «Лолу» Жака Деми. С помощью каких чудес добился Деми мне не известно, но его фильм захлебывается в поэзии, выбивая ее разноцветными струйками. Может, потому, что его герои не тонули в искусственных, заплесневевших предметах, обязанных быть проводниками скрытой символики, как это происходит у Бургиньона. Люди в его фильме не связаны, не контактируют потайными железами друг с другом. Они и символы, будь то стеклянный шар, лошадь и петух, круги на озере, языческое имя Сибилы, существуют отдельно. «Воскресенья» — мертвый мир. И визуальная изощренность как погребальный венок на крышку его гробы ложится.
И еще меня не покидает чувство, что на фильме лежит тяжелый груз самой книги. Будто режиссер разогнался, поймал кураж, но тут же или кто-то, или сам он спохватился и сунул голову в книгу. Это не есть хорошо. Торможение чувствуется и по натужно выверенным кадрам, а также и замешательство режиссера, что же делать с этой историей.
Вообще, «Воскресенья» напоминают мистическую рождественскую сказку, рассказанную под потрескиванье поленьев в камине. Мне кажется, это совсем не повредило действию, если бы с самого начала фильма зрителей приветствовал загадочный голос рассказчика. Затем он исчезал и мог больше не появляться. Все для того, чтобы поддать огоньку. По версии Бургиньона все выглядит как обычные будни — ни трепета праздничного, ни подкожных мурашек, и дыхание не прерывается. Скучно. Как и сама развязка. Режиссер отказался от неизвестно зачем созданных иллюзий, и придал всему произошедшему трезвую социальную патологию, так и не дав сблизиться с героями, краешком почувствовать их боль и смятение.
Бургиньон, так же как и Деми, использует классическую музыку, и опять же не в пользу первого, звучит она где-то вдалеке и никак не соприкасается с действием.
Хочется похвалить только оператора за чистую черно-белую картинку и актрису Патрицию Гоцци, сыгравшую маленькую язычницу.
8 декабря 2011