Путь к причалу
7.6
7
1962, драма
СССР, 1 ч 29 мин
12+

В ролях: Александр Метелкин, Борис Андреев, Олег Жаков, Бруно Оя, Ада Шереметьева
и другие
В поисках настоящей жизни 15-летний Васька отправляется в Арктику, где устраивается работать на морской спасательный буксир «Кола». Непросто выстраиваются отношения наивного парнишки с экипажем - матерыми «морскими волками». Однажды команда получает задание - отбуксировать с Новой Земли разбитый во время войны корабль «Полоцк»...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Путь к причалу

год: 1962
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Анатолий Ниточкин
композитор:
художник: Александр Борисов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 сентября 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Путь к причалу», 1962

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Путь к причалу», 1962

Сила вздыбленной ветром воды

«Море может топить корабли, рушить причалы, убивать людей. Это оно делало всегда. Делает и сейчас, но это всё — чепуха, мелочь. Страшно и обидно, когда море, океан смущают людям душу. Вот он сам вызвался идти на этой дырявой лоханке сквозь шторм, а потом… Будет ли ему прощение? Если успеет «Кола», то, может, и простят… А если не успеет? Кто будет виноват в гибели тридцати восьми?..» («Путь к причалу» В. В. Кнецкий, 1958г.)

Самыми сильными получаются те фильмы, в которых героям приходится выбирать между жизнью и смертью. Только в такой ситуации человек полностью сдирает с себя «шелуху болтовни», оставаясь один на один со своим выбором. Капитан дальнего плавания, советский и российский писатель Виктор Викторович Конецкий написал повесть «Путь к причалу» в 1958 году, когда и душой и телом целиком принадлежал флоту. Сценарий для одноимённого фильма написан им в 1962 году, сразу после работы над сценарием для эксцентрической кинокомедии «Полосатый Рейс» (1961). Этот опыт нашёл частичное отражение в «Пути к причалу». Структурно фильм как бы состоит из двух частей: первая — развлекательная, вторая — драматическая. В этом нет ничего странного ведь жизнь любого из нас состоит из этих же самых полос — светлых и тёмных. Вот только в повести, написанной ещё тогда, когда писатель и не помышлял о работе в кино, первой части — комичной — не было. Всё веселье, вся бравада, включая забавного гималайского мишку, с которым можно на ночной вахте «перекинуться парой слов», пришли из «Полосатого рейса». Сама же повесть — от начала до конца — рассказывает о буксировке «Полоцка», происходящей на фоне описания совсем непростой жизни боцмана Зосимы Семёновича Росомахи.

Борис Андреев — это титан советского кино! «Глыба! Актёрище!» — так его иногда называли коллеги по цеху. Любая его роль — это праздник для зрителей. Достаточно одного его присутствия в кадре и нескольких реплик неподражаемым голосом, чтобы нарисовать характер играемого им персонажа. Росомаха в фильме, вне всяких сомнений, — самый главный персонаж, а сам Борис Андреев — это титановый стержень сюжета. Такого человека не то что сломать, согнуть невозможно. Жаль, что в фильме не нашлось объяснения холодности и мрачности боцмана, которая местами выглядит не мотивированной, а на самом деле уходит в прошлое этого волевого человека. «Он не любил задумываться над будущим, смеялся над настоящим и брал от этого настоящего всё, что мог взять сегодня, что могли удержать его здоровенные, плоские, как лапы росомахи, руки. Но себя он никогда не берег и гордился этим. С мятежным озорством Росомаха мог начать драку один против десятерых. Мог, вися на руках, перебраться с мачты на мачту по штаг-карнаку». Росомаха прожил трудную жизнь. И хотя «женщины, которых он встречал на стоянках, тянулись к нему, они чувствовали, что этот здоровенный, рыжий, кудлатый моряк спокойно может прожить и без них». Так он и жил бобылём, перекати-полем, пока случайно не встретился с Марией.

«На траулере работала поварихой молоденькая девушка-рыбачка. Её звали Марией. Она была маленького роста, низко по лбу — у самых глаз — повязывала платок, держалась всегда тихо и незаметно». Встреча с Марией перевернула устоявшуюся холостяцкую жизнь Росомахи. Он вдруг понял, чего был лишён все эти долгие годы скитаний по кораблям — семьи, дома. В первый раз в жизни ему не захотелось идти в море, потому что на берегу его мог кто-то ждать… Это очень важный момент для понимания поведения Росомахи на борту «Полоцка». Буксировка — кульминация фильма. Именно она лежит в основе повести, и именно из-за неё снимался сам фильм. С 1953 по 1955 год Виктор Конецкий служил на судах 441-го Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы Северного флота. Впоследствии некоторые его наблюдения легли в основу новеллы «Путь к причалу». Именно по этой причине кульминацию нужно рассматривать не как художественный вымысел, а как имевшую место реальность. Этическая сторона поступков Росомахи и капитана «Колы» Георгия Александровича Гастева (Олег Жаков) безусловно должна волновать зрителя, вот только не стоит торопиться с выводами.

Когда в штормовом море гибнут люди, их нельзя спасти без риска погибнуть самому. Каждый раз, когда капитан «Колы» Гастев вёл своё спасательное судно навстречу шторму, на помощь гибнущим людям, ему приходилось в той или иной степени рисковать и своим кораблем, и своим экипажем. И он привык к этому. Море есть море. Трудное дело — быть капитаном аварийно-спасательного судна. Море и ветер отпускают на раздумье секунды. Нужно уметь верить в себя и своих людей — это главное. И не бояться ни бога, ни чёрта. И знать морскую службу. И иметь за плечами такую биографию, которая даёт моральное право на любой приказ подчинённым. Когда Гастев прочитал короткие строчки радиограммы, подписанной капитаном лесовоза «Одесса», в одной его руке оказалась судьба четверых из команды «Колы», в другой — судьба тридцати восьми человек, которых он никогда не видел и не знал о них ничего, кроме того, что они — наши моряки. Но Гастев был капитан-спасатель. Любой попавший в беду немедленно должен был стать для него дороже и важнее, нежели самые близкие и родные люди, — это и было особенностью его работы, его долгом, однако без согласия своих людей он не может рисковать ими.

Рассуждать на бумаге легко, а вот как поступить в жизни? Никто не отменял инстинкт самосохранения: «своя рубашка ближе к телу». Вот только как потом смотреть в глаза товарищам?.. Ответить на такой непростой вопрос должен каждый — именно для этого проводится голосование, потому что ни у кого нет права единолично решать за всех. А уж если решили — тогда держись!

«Если радость на всех одна — на всех и беда одна; в море встаёт за волной волна, а за спиной — спина. Здесь, у самой кромки бортов, друга прикроет друг: друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг». («Песня о друге», музыка — А. Петров, слова — Г. Поженян)

11 февраля 2018

Драма Путь к причалу появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Георгий Данелия. Кто играл в фильме: Александр Метелкин, Борис Андреев, Олег Жаков, Бруно Оя, Ада Шереметьева, Игорь Боголюбов, Григорий Гай, Павел Винник, Ольга Маркина, Людмила Иванова, Семён Колченаев, Валерий Бабятинский, Андрей Бродский, Алексей Бахарь, Эдуард Хиль.

Страна производства - СССР. Путь к причалу — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.