Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поездка |
английское название: |
Abhijaan |
год: | 1962 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Сатьяджит Рай |
сценаристы: | Сатьяджит Рай, Тарашанкар Банерджи |
продюсер: | Bhola Nath Roy |
видеооператор: | Суменду Рой |
композитор: | Сатьяджит Рай |
художник: | Банси Чандрагупта |
монтаж: | Дулал Дутта |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 сентября 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
Поднимая клубы пыли по бенгальской дороге мчался старенький крайслер, забитый под самую крышу колоритными бронзовокожими пассажирами в лохмотьях самого живописного вида. Сурово сдвинув густые брови к переносице, таксист Нарамсингх выдавливал из своего автодруга все возможности, на которые были способны его 26 лошадиных сил. И откуда Нарамсинху было знать, что очень скоро, вместе с отобранной начальником полиции лицензией его залихвацким гонкам на такси придёт конец. «Путешествие» — один из наиболее коммерчески успешных фильмов Сатьяджита Рея, снятый им после полнейшего провала в кассе в индийском и зарубежном прокате его предыдущей работы «Канченджанга». Первоначально друзья Рея уговорили его только на то, чтобы написать сценарий, адаптируя для коммерческого индийского кинематографа очень популярный в Бенгалии роман. Но в конечном итоге Рей стал режиссёром самого фильма.
Сюжетная линия«Путешествия» не отличается особыми изысками. Это скорее развлекательное приключенческое кино, но стиль и огромная сила реевского таланта преображает незамысловатый по содержанию фильм в многогранное произведение. Образы основных персонажей яркие и детально проработанные в нюансах характеров. В первую очередь это относится к главному герою — Нарамсингхе. Он происходит из легендарной касты знатных воинов — раджпутов, от которых унаследовал аристократическую гордость, честолюбие, горячий нрав, страстную натуру и склонность к рискованным авантюрам. Он мучается своим незавидным материальным положением и полуграмотностью. Честность и порядочность сочетается в нём с жаждой богатства, развлечений и любовью к выпивке. Нарамсингх желает получить состояние достойное его высокого происхождения. И в то же время он не чужд кое-каких прогрессивных для своего времени идей.
Не смотря на авантюрность перипетий, составляющих сюжетную канву, фильм затрагивает извечно актуальные в Индии проблемы: кастовый строй, обилие национальностей и языков, взаимодействие представителей различных религиозных конфессий. Множественность религий это и благо, и зло. Зло в тех случаях, когда она провоцирует острые конфликты на религиозной почве, а благо — когда человек имеет возможность со сменой конфессии изменить свое социальное положение. Неоднократно всплывает и тема нечистых денег. «Деньги — грязь, а грязь — это деньги», — любимая фраза работодателя Нарамсингха. Он полагает, что любой бизнес — бесчестен, что прямым путём нельзя сколотить значительного состояния. Картина наполнена множеством символов. Чего стоят хотя бы живописные скалы «дяди» и «племянника». Они олицетворяют собой родственников, некогда обращённых в камень за одержимость их пороками стяжательства и прелюбодеяния. Коварный торговец дарит Нарамсингхе зажигалку в форме пистолета. Уже одна форма этой дорогой безделушки намекает на то, что ничем хорошим предложенное дело, связанное с криминальным миром, не закончится.
Богатство может быть и материальным, и духовным. Практически невозможно обладать и тем, и другим одновременно. Приходится делать выбор, руководствуясь личными приоритетами. Надёжная дружба, искренняя любовь, честь или же состояние, своя фирма и статус, основанный на криминальном бизнесе. Иногда кажется, что будут деньги, а остальное приложится. Но это не так. Нельзя получить что-то, ничем не пожертвовав. А богатство и основанное на нём социальное положение совершенно не стоят того, чтобы отказываться ради них от дружбы и любви. Главное, чтобы не оказалось слишком поздно, когда придёт осознание этой простой истины.
22 марта 2013