Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Остров Артуро |
английское название: |
L'isola di Arturo |
год: | 1962 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «1962 Winner of «Best Motion Picture» Award at the San Sebastian Film Festival» |
режиссер: | Дамиано Дамиани |
сценаристы: | Уго Либераторе, Энрико Рибулси, Эльза Моранте, Дамиано Дамиани, Чезаре Дзаваттини |
продюсеры: | Гоффредо Ломбардо, Карло Понти |
видеооператор: | Роберто Джерарди |
композитор: | Карло Рустикелли |
художники: | Вера Марцот, Чезаре Роватти, Франко Манчини |
монтаж: | Адриана Новелли |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 июня 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Юноша в лодке посреди залива. Имя ему Артуро, но отец-немец зовёт его не иначе как Моро («Мавр»). Виной тому цвет кожи, доставшийся сыну от матери. Вильгельм — истинный ариец. Характер нордический, отважный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. В связях, порочащих его, замечен не был. Артуро боготворит Вильгельма, а тот не замечает Моро… Пока в доме не появляется новая жена. А в островной тюрьме старый товарищ.
Эта лента в какой-то мере будет интересна зрителям (тэги: молодая мачеха, местная проститутка, сексуальная инициация), достигшим своего пубертатного периода. Для тех же, кто, к сожалению либо к счастию, покинул сей благословенный возраст (и — разумеется! — знаком с творчеством Дамиано Дамиани), велика вероятность, что фильм покажется проходным. И несмотря на довольно-таки пикантный сценарий (по роману Эльзы Моранте, получившему самую престижную премию Италии — «Premio Strega»), всё же пресным.
Но чу! — ближе к финалу нас ждёт смелый по тем временам и подспудно зревший сюжетный поворот. Среди плюсов стоит также отметить достаточно живую игру второстепенных персонажей, операторскую работу, Неаполитанский залив и сам остров Прочида (который действительно служил тюрьмой для особо опасных преступников до 1986 года).
Главный же (но, увы, не единственный) минус картины — исполнительница роли мачехи Кей Мирсман. Насколько гармонична и естественна была её игра двумя годами ранее в бунюэлевской «Девушке», настолько же здесь она поддельна и невыразительна. По неизвестным причинам эта роль стала последней её работой в кино. Второй и последней… И по какой-то злой иронии снятый в том же 1960 году фильм Дамиани «Губная помада» был смелее, изобретательнее и взрослее, чем его собственное детище на два года старше.
Слава Святому Альфреду, уже на следующий год в «Скуке» режиссёр вернёт себе былую творческую форму, однако здесь уважаемый Дамиано таки «дал петуха».
6 из 10
6 апреля 2017
А что, вполне и вполне достойное кино. Дамиано Дамиани начинал очень мощно. Стилистически он отталкивается от «Земля дрожит» Висконти, рисуя картину одного простого рыбацкого городка. Рядом тюрьма, а тут переходный возраст главного героя. Его переживания относительно виновности в смерти матери. Первый сексуальный опыт. Молодая жена отца и ее новорожденный сын. Просто, сонно, нехотя, буднично.
В череде этих неореалистических шаблонов можно обнаружить действительно гениальную сцену — когда подросток, испепеляемый ревностью и внутренними противоречиями оставшись один на один направляет пистолет на младенца. Жесточайшая и в то же время правдивая сцена. Такое действительно могло быть. Это неудобная правда. Такая же неудобная правда, как и бисексуальность отца и любовные отношения с его женой.
Позже эти вопросы куда более четко и внятно в своих фильмах прояснят Лукино Висконти (в «Невинном») и Бернардо Бертолуччи (в «Конформисте»). Эти фильмы значительно оттенили «Остров Артуро». А ведь там, тайники души Альберто Моравиа визуализировал Дамиано Дамиани и сделал это весьма добротно. Высокий постановочный уровень тут не подвергается сомнению. Дамиани был всегда хорошим рассказчиком.
6 из 10
13 августа 2015
Артуро — подросток, выросший без матери, которая умерла при родах, а было ей лишь 18 лет. Его отец — белокурый немец Вилхельм не любил ни остров Прочида, ни большой, но пустой и неухоженный дом, в котором раньше располагалась тюрьма, именуемый островитянами «Домом джентльменов» и доставшийся ему в наследство от бывшего владельца из Амальфи, использовавшего его лишь для проведения бурных вечеринок в чисто мужской компании, куда категорически был запрещён вход для представительниц прекрасного пола, хотя он их так и не называл. Отец звал сына исключительно Моро и его воспитание ограничивалось рассказами о превосходстве мужчин над женщинами во всём, а также о его путешествиях по миру. Альберто проводил свои дни в бесконечном ожидании отца и однажды тот вернулся с молодой женой Нунсатой. Мачеха была лишь на год старше пасынка. Медовый месяц длился недолго и уже на следующий день Вилхельм уехал с острова, оставив забеременевшую молодую жену.
Дамиано Дамиани, прекрасно известный российским, а точнее бывшим советским зрителям по телесериалу «Спрут» и целому ряду политических и антикоррупционных фильмов, например «Признание комиссара полиции прокурору республики», начинал свою деятельность с документального кино, затем в качестве соавтора сценариев и далее перешёл к экранизации классики. В частности, он экранизировал роман Альберто Моравиа «Скука», а чуть позже снял и этот фильм, являющийся экранизацией одноимённого романа итальянской писательницы Эльзы Моранте — жены Моравиа. В центе внимания как книги, так и картины — проблемы пубертатного периода главного героя Альберто. Он бесконечно одинок и остров — это метафора его внутреннего мира с грустным настоящим, трагическим прошлым и романтическими мечтами о неком идеальном будущем, полном приключений, новых знакомств и открытий. Эти мечты рождены рассказами отца и его обещанием взять сына с собой, когда ему исполнится 16 лет. Альберто ждёт этого дня, как религиозный фанатик нового пришествия Христа, а возможно и сильнее. Для него уехать с острова, всё равно что расстаться с опостылевшим прошлым и перенестись в идеальный мир, но увы, жизнь развеяла эти грёзы. Альберто одолевает и естественная проблема, связанная с физиологическими изменениями растущего организма и неизбежным желанием любви и секса. Его чувства к юной мачехе эволюционируют от ненависти и ревности до влюблённости и безразличия. Всё могло случиться, но образ Нунсаты символизирует идеальную мать в понимании итальянцев — это хранительница очага, безропотно ждущая своего мужа и заботящаяся о детях, включая и пасынка. Минутная слабость, которая могла бы всё изменить, отринута, поскольку героиня по-настоящему верит в Бога и живёт по его заповедям, усвоенным с молоком матери. В образе Нунсаты отразилось почтительное отношение жителей Пиренейского полуострова к матери, неспособной быть порочной по определению. А вот отец, вовсе неспроста, представлен инородцем, ну не должен настоящий итальянец быть столь порочным и неразборчивым в выборе партнёров, невзирая на их пол, точнее, предпочитая представителей «сильной» половины человечества, хотя нельзя говорить о силе, когда речь идёт о гомосексуализме. Лживость отца рассыпает карточный домик, построенный Альберто.
Актёры, занятые в фильме, показали себя наилучшим образом, все они достоверны и целостны, хотя и вызывают диаметрально противоположные чувства, такова уж задумка авторов. Негодяя сыграть ничуть не проще, чем добродетельного героя. Сложно кого-то выделить, потому назову лишь актёров, сыгравших главные роли: Ванни де Мегре (Артуро), Кей Мирсман (Нунзата) и Реджинальд Кернан (Вилхельм).
Эта картина больше, чем просто воспоминания повзрослевшего Альберто о минувшем, она наполнена символами. Герои живут в бывшей тюрьме, кроме того, на острове расположена действующая тюрьма. Душа героя также словно заключена в застенках, да и большинство из нас заперто внутри выстроенного ограниченного мирка и нет желания или возможности расширить свой горизонт. Вместе с тем, в образе Вилхельма представлена другая крайность — безудержная жажда свободы без ограничений, игнорирующая все моральные устои. Истина, как всегда, посередине.
9 из 10
27 августа 2013