Люди и звери
7.7
7.5
1962, драма
Германия (ГДР), СССР, 3 ч 41 мин
12+

В ролях: Фреди Бартен, Жанна Болотова, Эрика Дункельман, Эрих Гиза, Ганс-Йоахим Хегевальд
и другие
Поскитавшись по чужбине, Алексей вернулся на родину и, не найдя сочувствия и понимания у близких, затравленных страхом за свои судьбы, поехал в Запорожье, где случайные попутчицы Анна Андреевна и ее дочь Таня стали первыми, кому Алексей Павлов, поведал о своих мытарствах...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Люди и звери

год: 1962
страны:
Германия (ГДР), СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Владимир Рапопорт
композиторы: ,
художники: Борис Дуленков, Пауль Леманн, Мариам Быховская, Йоахим Дитрих
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 сентября 1962 г.
на DVD: 29 февраля 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 3 ч 41 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Люди и звери», 1962

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Люди и звери», 1962

Как известно, люди пишут рецензии к фильмам и литературным произведениям по разным причинам и с разными целями. Их очень много. Я, конечно, не могу отнести свою писанину к рецензиям как таковым, скорее это рекомендательные послания к просмотру хороших картин и к отказу от просмотра какого-либо шлака с целью экономии времени, денег, либо нервов и направления этих ресурсов на хорошие произведения. Для таких картин как «Люди и звери» не жалко времени не только на её просмотр, но и на написание данного послания к Вам. Это очень серьезное, поучительное кино. Величайший режиссёр поднял запретную тему, затрагивающую напрямую миллионы советских граждан и заодно показал, что для настоящих людей и подлецов нет государственных границ, они существуют вне зависимости от государственного строя. Фильм о любви к Родине. Разве этого не достаточно, чтобы посмотреть этот фильм? Я отвечу, что нет! Сколько картин создано на запретные темы? Тысячи! Сколько картин о любви к Родине? Да столько же! О подлецах, о негодяях, о преобладании одного строя над другим? Сотни и сотни! И это абсолютно не значит, что картину стоит смотреть, даже, если все это совместить.

Но, что же такого именно в этом фильме, что он берет так за душу? Вы знаете, это очень Русское кино. Наше. Есть такой старинный марш, называется он «Тоска по Родине». Вот у главного героя эта тоска. Казалось бы тоска, унылое чувство, что в нем хорошего? А вот она и явилась движущей силой, вернувшей его на Родину. Случайная встреча с ещё одним сильным человеком, которая многое испытала в жизни, меняет судьбу героя. Фильм о душах человеческих. Кажется, что имеет признаки пропаганды, а на самом деле показывает, что люди то одинаковые, что там, что у нас. Чувствуется рука мастера. Нет перегибов, свойственных заказным картинам. Актерский состав сногсшибателен. Все на своих местах. Все живёт в кадре, дышит. Фильм на все времена. Фильм очень полезен.

18 января 2016

Замечательный фильм!

Я думаю, что это — замечательный фильм, во многом недооцененный современниками.

В первые неблагоприятные для СССР годы Великой отечественной войны наши воины сотнями тысяч пропадали в окружении, во всяких «мешках» и «котлах», становились военнопленными. И во многом виной тому было руководство страны, которое вначале напрямую запрещало готовить приграничные районы к обороне («во избежание провокаций»), а уже потом приказывало войскам драться в окружении «до последнего», часто без вменяемого командования, патронов, пищи, горючего, — на голом энтузиазме. А впоследствии именно на попавших в плен («трусов, изменников, предателей») и были списаны те первые стратегические неудачи. И когда по окончании войны пленные начали возвращаться, то многие из них из гитлеровских лагерей попали почти прямиком — в советские. Потому что каждый, кто за лагерную пайку и под дулом автомата копал землю, долбил камень, толкал тачку, он помогал фашистам и, соответственно, мог быть записан в «пособники врага».

И только после того, как осудили «культ личности Сталина», началось восстановление репутации бывших пленных. Как тех, кто вернулся после плена и был осужден у нас, так и тех, кого судьба разбросала по всему миру, потому что репрессии против бывших пленных не были там большим секретом. И я хорошо помню, как в те годы вдруг разом пошли по телевидению передачи о Брестской крепости, о боях в окружении, о героизме тех, кто прятал и выхаживал раненых в оккупации, и т. п.

И первое впечатление от фильма — он оперативно снят на актуальную тему. И показывает, что среди переживших «позорный плен» было много хороших людей.

Мне, кстати, единственным уязвимым местом фильма кажется чрезмерно идеальный образ главного героя. Он и честный, и смелый, и гордый, и житейски мудрый, и решительно все может и умеет: шофер и автомеханик, мажордом, рубщик сахарного тростника. И при всем при том отказывается от буржуазных соблазнов, а постоянно мечтает вернуться на Родину, на какой-нибудь прокатный стан в каком-нибудь Запорожье… Николай Ерёменко — потрясающий актер! Насколько проще и выигрышней сыграть колоритного мерзавца, чем человека без недостатков. И, кстати, Ерёменко сам воевал и прошел плен и фашистский концлагерь. Даже и не знаю, «круто» это или просто жестоко: заставить актера в кино прожить не лучшие страницы своей реальной жизни…

Но самым интересным в фильме является то, как там показана заграница 1950-х годов. Тоже могу сказать, как очевидец, что в советское время пропаганда наша действовала достаточно грубо и примитивно. Нам тогда на политинформациях рассказывали, что запад «загнивает», что там по улицам толпами ходят люди с картонками «Согласен на любую работу» на спине и груди, что там миллионы людей голодных и нищих и так далее. А если там есть в продаже какие-то одёжки и товары, то это исключительно «для узкого круга весьма богатых людей». И у нас на всякий случай «нормальных» людей за границу не выпускали (только дипломатов, внешторговцев. международных журналистов и т. п.), так что сам не увидишь и не проверишь. И фильмы наши про заграницу тоже делались по обычному рецепту: бралась какая-нибудь история из жизни Европы конца XIX века про капиталистически гнёт или из истории США про Великую депрессию 1930-х годов. И снималось в Прибалтике кино в современных костюмах и антураже, что миллионы голодных, разгул гангстеров и вообще — всё плохо, и это всё буквально происходит сегодня, сейчас.

А вот в ГДР (Восточной Германии) такой стиль пропаганды не работал… Потому что там капитализм — он был буквально «за забором», и программы западного телевидения можно было без больших проблем смотреть. И Герасимов реально снимает «заграницу» за границей. И если Аргентину, как я понимаю, снимал на Кубе, то Гамбург, думаю, там снят взаправдашний.

И должен сказать, что жизнь заграничная в фильме снята исключительно достоверно и правдоподобно (кроме того, что не каждому эмигранту и перемещенному лицу поступает интересное предложение «жениться на богатой плантаторше»). Но мы видим, что если адаптироваться (подучить язык, найти стабильную работу), то там можно жить довольно уютно и комфортно. И там есть много доступных товаров, продуктов и всяких удобных мелочей (вроде пакетиков заваривать чай). И там все в порядке с досугом после трудового дня: рестораны, варьете, ночные танцы, спортивные зрелища. Но, разумеется, общество в целом эгоистичное и индивидуалистичное (хотя бывают исключения). И имеет место снижение культурного уровня и бездуховность. И ради сохранения места работы нередко нужно засунуть чувство собственного достоинства куда подальше…

Понятно, что советские власти такая «критика пороков капитализма» не устраивала. Потому что это была цивилизованная и умная критика. А хотелось бы, чтобы «гнут спину на ненавистных буржуев от рассвета до заката, но все равно живут впроголодь» и т. п. А «бездуховность» и «собственное достоинство» — это все было чересчур абстрактно и для интеллектуалов. И фильм «положили на полку», т. е. изъяли из кинопроката на неопределенный срок.

А кто, кстати, в этом фильме показан, как «звери»?

Это, во-первых, охранник в Аргентине на уборке сахарного тростника. Не знаю, как кому, а мне в голову приходят наши сегодняшние гастарбайтеры. Тоже до седьмого пота метут дворы, роют канавы, ремонтируют дороги, и едва ли могут рассчитывать на «оплату по больничному листу». И наверняка никто их к нам насильно не гонит, а напротив, преодолевают они различные бюрократические препоны и рогатки только чтобы из своих стран к нам сюда приехать на такие заработки.

Или, во-вторых, «фашиствующие молодчики», дети богатого бизнесмена в Гамбурге. Тоже сегодня каждый может вспомнить каких-нибудь таких своих знакомых «богатых сынков» крутых бизнесменов или госслужащих, которые прожигают жизнь, шляются ночью по кабакам, меняют женщин, как перчатки, и личного шофера своего совсем-совсем не стесняются. А также (характерная деталь!) еженедельно ходят в церковь, и там, как прихожане, находятся на очень хорошем счету!

И мы сегодня вокруг себя видим, что если адаптироваться (найти стабильную работу или открыть небольшой безобидный бизнес), то и у нас можно жить довольно уютно и комфортно. И есть много доступных товаров, продуктов и всяких удобных мелочей. И все в порядке с досугом после трудового дня: рестораны, варьете, ночные танцы, спортивные зрелища (а еще: по телевизору юмор и сплетни на любой вкус). Но, разумеется, общество в целом эгоистичное и индивидуалистичное (хотя бывают исключения). И имеет место снижение культурного уровня и бездуховность. И ради сохранения места работы нередко нужно засунуть чувство собственного достоинства куда подальше…

Короче, великий Сергей Аполинарьевич 60 лет назад умудрился снять кино про нашу сегодняшнюю жизнь… Гениально!

21 ноября 2014

Один из фильмов, в которых хочется жить

Удивительная картина!

1962 год, оттепель. Сюжет почти пропагандистский: возвращаются на родину «перемещённые», те, кто во время войны попал в плен, оказался на территории, занятой союзниками и долго жил на чужбине. Новое руководство СССР, новая эпоха. Бывшим пленным больше не грозят лагеря и они могут вернуться. После 17 лет скитаний решается приехать и главный герой фильма.

А дальше, случайная встреча со спасённой им во время блокады женщиной и её дочерью. И весь фильм они едут, разговаривают, вспоминают… Вот эти диалоги и поражают. В них очень мало быта и много философии. О человеке, нравственности, идеалах… При этом все персонажи — живые! Не картонные идеологические функции, а нормальные люди из плоти и крови. Если записать их слова на бумагу и прочитать — чистая агитка. Но актеры у Герасимова это произносят — и ты им веришь! Веришь, что люди реально могут так общаться. Три с лишним часа меня не покидало тревожное ожидание фальшивого пафоса. Ну вот ещё чуть-чуть и всё, и будет сводить скулы от пошлости… Ан нет. Какое-то фантастическое режиссерское чутьё на достоверность, меру, стиль… Прямо по границе… Класс!

Да, без сомнения, некая мера патетической условности в фильме есть. Это не «У озера» и даже не «Журналист». Он и снят пятью годами раньше последнего. Может поэтому от картины, всё же, веет некой архаичностью, классикой она не стала. Однако, при несомненной разнице в художественном уровне, эти ленты можно, как мне кажется, объединить в трилогию. Выстроившись по нарастающей, все три фильма «шестидесятых» Сергея Герасимова говорят на одну и ту же тему. О человечности. «Люди и звери» сняты прямо декларативно про эту тонкую субстанцию. Фишка в том, что почти лобовой разговор о прописных истинах не делает это кино уныло дидактическим. Как так получается? Сегодня ничего похожего и представить невозможно. На экране — СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ люди, почти идеальные, святые, по нынешним меркам. Умные, с полным отсутствием цинизма, даже в речи. Утопия? Да. Но в неё веришь! И эта вера служит отличной подушкой для восприятия тех мыслей, которые хотел донести режиссёр.

В очередной раз уже прихожу к выводу, что в зрелые годы (60—70е) советской власти надо было консолидироваться с Православием, а не оппонировать ему. Идеалы коммунистической нравственности и христианские заповеди — суть одно и то же. Разлагающаяся советская идеология могла получить опору, которая не позволила бы ей обрушиться. А если бы ещё и экономика пошла навстречу частной собственности и малому бизнесу (как додумались в Китае), то сегодня мы жили бы совсем в другой стране. Жаль, но история не имеет сослагательного наклонения. Остаётся только тосковать об упущенных великих возможностях, смотря фильмы великого гуру нашего кино.

А ещё можно получить истинное эстетическое наслаждение, наблюдая совсем ещё юную Жанну Болотову. Ей там 20, а выглядит совершеннейшим подростком. Не гадкий утёнок, конечно, но вполне заурядная симпатичная девочка. Только-только начинают проклёвываться те неповторимые черты, которые через несколько лет перерастут в сносшибательную красоту, поставив хозяйку этого лица в ряд кинематографических богинь.

8 из 10

27 октября 2014

Люди, каковы они есть

Этот фильм мне посоветовали посмотреть из-за того, что там показан во всей красе город, в котором я живу, Запорожье. Однако и фильм на меня произвел огромное впечатление. Это первое советское кино (да и российское), на которое я осмелился писать рецензию. Что поделать, если местный кинематограф у меня не в почете.

В фильме показана история человека, воевавшего на фронте, попавшего в плен, в концлагерь. После войны он не вернулся на Родину, а странствовал по всему миру, пытаясь выжить в жестоком мире.

Поначалу думал, вот отличная пропагандистская картина. Из названия вроде бы даже ясно, что у нас живут нормально, а там по-зверски. А под конец оказалось, что и в нашей стране есть такие же «звери» — алчные, тщеславные, завистливые, малодушные. Несмотря ни на какой строй, люди везде остаются людьми, или не остаются.

«Одиссея» главного героя впечатляющая. Немецкие концлагеря, Канада, работа на аргентинских плантациях, отношения с немецкими и русскими «белыми» эмигрантами, любовь с женщиной-аристократкой, ночные кварталы Гамбурга, работа лакеем. И все время он стремился домой. При том его образ не идеализирован. Он открыто признается, что боялся вернуться во времена Сталина, опасался за свою жизнь. Его предали друзья, брат. Но все-равно нашлись люди, которым была небезразлична его судьба

Очень хочется быть такими же «людьми», но не факт, что так получится. Но по крайней мере стремиться надо. Правда сейчас, я бы еще подумал стоит ли возвращаться в этот скотский феодализм, где с каждым годом народ все злее и черствее. И со мной бы согласились бы многие.

Хватит о лирике. Что до самой киноленты. Я не нашел изъянов. Режиссура великолепна, диалоги занимают большую часть фильма, но совершенно не делают его скучным и медленным. А длительность фильма более 3 часов. Замечательно смотрятся и актеры: старшее поколение — Тамара Макарова и Николай Еременко, и младшее — совсем молодые Жанна Болотова и Сергей Никоненко.

Несмотря на «возраст» фильма он довольно критичен, и к западной цивилизации, и к нам. И в нашем мире есть алкоголизм, ложь, мелочность и другие пороки.

И «изюминка» фильма — Украина начала 60-х годов. Села Слобожанщины и Днепропетровщины, заводы и улицы Запорожья, остров Хортица, озеро Сиваш, Севастополь.

Очень хорошее, хоть и малоизвестное кино. Всем советую к просмотру.

1 ноября 2011

Оттепель

Этот, я бы сказал, сегодня малоизвестный фильм увидел случайно и очень рад, что попалось на глаза это замечательное произведение.

Это фильм времен оттепели о непростой судьбе Человека, который после попадания в плен во время войны более 15 лет находился за границей. В этой картине есть тонкий намек на пришедшие в 60-ые годы в страну перемены, связанные с некоторым развитием лояльности и свободы, что позволило главную герою — Алексею Ивановичу вернуться на Родину.

Интересна показана в картине жизнь капиталистического общества и ее отражение играет двойную роль в ленте. Во-первых, эта идеологическая роль, раскрывающая «зверские» законы заграничного мира, при этом важно заметить, что никакой резко выраженной пропаганды не наблюдается, лишь отражение объективной действительности. Во-вторых, демонстрация заграничного образа жизни идеально вписалась в саму задумку фильма: показать людей и зверей.

Еще одна важная мысль, проходящая через фильм — отношение к человеку попавшему в плен (в безсознаетльном состоянии), да еще приехавшему «оттуда», к невиновному человеку, который наполнен тяжелыми раздумьями.

Фильм полон диалогов, которые чрезвычайно интересно смотреть. В них участвуют колоритные люди (например запомнился дедок иммигрант с дефектом речи и свойственной старомодной манерой разговора, который жил в аргентинском доме). Также в разговорах звучат порой не просто житейские мысли, а взгляды на жизнь, убеждения:

«Меня учили, что прав тот, кто прав»;

на вопрос из чего слагается существование «я ем, пью, люблю мою маленькую и имею возможность смеяться над этим глупейшим из миров»;

Одно из мнений о русских в те времена за границей:

-в каждом русском живет коммунист

-принимаю это как комплимент.

Вобщем стоящий фильм, который выделяется из массы, затрагивает нестареющие, жизненные темы и заслуживает

9 из 10

25 октября 2011

Драма Люди и звери появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Сергей Герасимов. Кто играл в фильме: Фреди Бартен, Жанна Болотова, Эрика Дункельман, Эрих Гиза, Ганс-Йоахим Хегевальд, Адольф Петер Хоффманн, Фридрих Вильгельм Юнге, Тамара Макарова, Петер Ройссе, Мария Рувель, Вернер Тёльке, Николай Еременко ст., Раиса Конюхова, Людмила Иванова, Сергей Никоненко.

Производство стран Германия (ГДР) и СССР. Люди и звери — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.