Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горизонт |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иосиф Хейфиц |
сценарий: | Григорий Бакланов |
видеооператоры: | Виктор Карасев, Александр Чиров, Вадим Дербенёв |
композитор: | Надежда Симонян |
художники: | Исаак Каплан, Белла Маневич-Каплан |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 марта 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
У всех творческих людей случаются неудачи. Я бы не назвал «Горизонт» провалом Хейфица и Бакланова, но впечатление картина производит далеко неоднозначное. Чтобы правильно понять фильм, нужно, прежде всего, проследить его путь в привязке к линейке фильмов «целинной направленности». К тому времени когда Иосиф Хейфиц приступил к съёмкам картины, уже вышли «Надежда» Сергея Герасимовича (апрель 1955), «Первый эшелон» Михаила Калатозова (апрель 1956), «Беспокойная весна» Александра Медведкина (август 1956), «Это начиналось так…» Льва Кулиджанова и Якова Сегеля (декабрь 1956), «Иван Бровкин на целине» Ивана Лукинского (январь 1959) и «Алёнка» Бориса Барнета (март 1962). Лента Хейфица замыкает список (во всяком случае, на сегодняшний день мне удалость посмотреть только эти картины). Следующий фильм, детально раскрывающий 10-летнюю эпопею освоения целины, выйдет только в 1979 году — «Вкус Хлеба».
Всего 8 фильмов, половина из которых — комедии, не претендующие на серьёзное отображение событий. Фильм Хейфица занимает в этом списке особое место. Он снимался как своеобразное «подведение итогов». К этому времени восторженно-безоглядный энтузиазм первых лет освоения заметно схлынул. Если первые картины снимались с целью позвать молодёжь на целину, то «Горизонт» создавался в качестве ответа на вопрос: как удержать молодёжь на целине? Энтузиазм — явление кратковременное и бесконечному пролонгированию (продлению) не подлежит. Самыми яркими «безоглядными» романтиками всегда являлась молодёжь. Именно она, не обременённая жизненным опытом, семьёй, профессией способна идти в поисках пресловутого горизонта, дабы отыскать на этом пути своё счастье и даже — смысл жизни.
Положа руку на сердце, первая половина картины мне определённо пришлась по душе, а вот вторая… Очень странное получилось сочетание романтики, трудового энтузиазма, разбитых женских сердец и морализаторства на тему отъезда как предательства. Григорий Яковлевич Бакланов, один из представителей «лейтенантской прозы», написал довольно спорный сценарий, в котором комедийное начало через бытоописательную середину едва не дошло до трагического финала. Возможно, таким образом, писатель стремился охватить 6 лет освоения целины, когда даже непосвящённым стали понятны многие просчёты грандиозной компании. Наверное, именно отток молодёжи с целины явился причиной появления фильма. Если так, тогда режиссёр довольно рискованно обошёлся с главными героями. Ведь если речь о долгосрочном проживании, то оно подразумевает, прежде всего, создание семьи. А у кого она здесь может быть?..
И всё-таки плохим фильм я не назову. «Плохой» — неудачное слово. Скорее — спорный. Именно так. Потому что с чем-то из увиденного зритель может согласиться, а что-то будет совершенно противно его натуре. Что-то вызовет тёплые воспоминания из времён студенческих отрядов, а что-то покажется излишне назидательным. Безусловной удачей картины является актёрский состав, и, прежде всего, дебютная роль Алексея Сафонова. На четвёртом курсе ВГИКа Алексей впервые снялся в кино. На картину «Горизонт» возлагались большие надежды. Она должна была стать визитной карточкой Сафонова. Но этого не случилось. В первоначальном варианте фильма герой Сафонова Сергей пожелал остаться интеллектуально свободным. Он хотел защитить свое человеческое достоинство и уехать с целины, поскольку не чувствовал себя нужным.
Посмотрев готовый вариант, киношное начальство сочло главного героя дезертиром и велело Хейфицу переделать фильм. В результате личность героя была практически уничтожена. По экранам страны фильм прошёл скромно и не снискал никаких лавров, причём «Горизонт» вышел в прокат, когда Алексей уже заканчивал институт. Сразу после окончания ВГИКа Сафонова зачислили в штат Киностудии имени Горького, но после неудачного дебюта в карьере артиста наступила пауза… Всё вышесказанное подтверждает, что ни замечательный режиссёр Иосиф Хейфиц, ни талантливый писатель Григорий Бакланов не виноваты в том, что фильм получился таким: нарушилась логика поступков главного героя, отчего финал получился скомканным, а ведь финал — этот тот самый эмоциональный пик, который зритель запоминает на долгие годы…
18 февраля 2020