Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.1 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горас |
английское название: |
Yosei Gorasu |
год: | 1962 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «See! the world doomed by an invading wild sun 6000 times bigger than earth!» |
режиссер: | Исиро Хонда |
сценаристы: | Такэси Кимура, Дзёдзиро Оками, Джон Мередит Лукас |
продюсер: | Томоюки Танака |
видеооператор: | Хадзимэ Коидзуми |
композитор: | Кан Исии |
художники: | Такэо Кита, Тэруаки Абэ |
монтаж: | Рэйко Канэко |
жанры: | фантастика, боевик, триллер |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 марта 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
На самом-то деле про «Гораса» не хочется много писать, да и не получится, потому что рассказывать о нем совсем нечего. Да, студия Toho вновь подалась в космос и жанр научной фантастики и да, они еще раз решили зачем-то добавить в свой фильм монстра (во времена паразитирования на «Годзилле» монстров добавляли вообще куда не попадя, судя по всему).
Словом, монстр — это единственное, что есть хорошего в «Горасе», потому что это гигантский, блин, морж! Правда времени ему уделяют преступно мало — 10 минут — да и, опять же, решительно непонятно какую роль он играет в сюжете (подсказка: никакую), но, тем не менее, он милый и умеет сеять разрушения. Вот про такого я бы посмотрел отдельный фильм, потому что гигантский морж это вам не полная копирка Годзи под именем Варан.
В остальном же, это предельно скучная и пустейшая научная фантастика. В «Мистерианах» хотя бы были байкеры, совращающие японских женщин, а здесь у нас есть метеорит, который движется на землю. Они этот метеорит замечают, весь фильм обсуждают и приходят к закономерной развязке.
Помните те сцены из фильмов Toho про монстров, где 10 минут люди обсуждают, что с тем или иным чудищем делать? Самая скучная и ненужная часть тех картин, верно? Не несущая в себе никакого смысла, со слитой попыткой нагнать атмосферы (хотя нет, только в самом первом «Годзи» эта попытка все-таки сработала). Так вот, «Горас» — это та самая сцена, только длится она полтора часа, а не 10 минут. Интересные персонажи? Помилуйте. Атмосфера? Ни в коем разе. Хороший сюжет? Нет, нисколько.
Смысл? А вот он есть. Но, опять же, на примитивном диванно-пацифистском уровне. Типа «зачем нам воевать друг с другом, давайте лучше все объединимся против всеобщей угрозы». Мораль верная, но очень назойливо всплывает то тут, то там. Так и хочется сказать: «Да понял я, понял!». Как-то много думать над смысловой нагрузкой не придется: вам разжуют, положат на блюдечко и этим самым блюдцем полтора часа будут вертеть перед лицом, а вы будете на все это дело смотреть и зевать.
В общем, 10 минут с гигантским моржом глянуть можно, мимо всего остального же смело можно проходить.
4 из 10
22 декабря 2017
В 1962 году Исиро Хонда снимает знаменитый кроссовер «Кинг-Конг против Годзиллы». Не удивительно, что его другой фильм того же года остался в тени, хотя вышел в прокат не только в Японии. Вместо ленты про огромных чудовищ (кайдзю) режиссёр решает снять фильм-катастрофу, в которой и сюжет будет завлекательным, и разрушениям найдётся место.
Как и многие фантастические фильмы Исиро Хонды, «Горас» получился актуальным на момент выхода: в начале шестидесятых, когда человечество прорвалось за пределы Земли, набирать обороты стали разговоры об угрозах, таящихся в глубине Вселенной, о чём раньше мало кто задумывался. И речь идёт не о такой детской сказке как нападение пришельцев, а о гигантском метеоре, которому дают название Горас. Вот уж в каком случае не помогут никакие переговоры — к Земле приближается немая угроза, способная уничтожить на планете всё живое.
«Горас» примечателен тем, что это один из первых фильмов-катастроф, в котором человечество совместными усилиями пытается устранить опасность, да ещё и такого гигантского масштаба. В фильме присутствуют на удивление правдоподобные кадры со спутниками на земной орбите, и полёты космических кораблей показаны достоверно, хотя тягаться с блокбастерами, вышедшими спустя четыре десятилетия, «Горас», конечно, не может. Эпизод с затоплением Токио в ночное время суток удался на славу, чему сопутствуют события на Южном полюсе. Всё-таки Исиро Хонда остался верен своему желанию показывать кайдзю, и в разгар напряжения от приближения Гораса антарктическую базу вдруг атакует Магума — саблезубый монстр, похожий на моржа. Его сюжетная значимость совсем невелика, как и представляемая опасность в сравнении с Горасом, что подмечают и персонажи фильма. Но, тем не менее, эти незначительные сцены напоминают, что «Горас» снимал человек, выпустивший ранее «Годзиллу», «Родана» и «Мотру».
В карьере Акиры Кубо «Горас» занимает видное место, потому что именно здесь персонажу актёра уделяется столько внимания, сколько не уделялось даже в «Уничтожить всех монстров». Акихико Хирата превосходно играет капитана второго космического полёта. Он отличный актёр, больше нечего добавить. Ненадолго появляются, но хорошо запоминаются в фильме персонажи Куми Мидзуно и Дзюна Тадзаки.
«Горас» мог бы стать фильмом-катастрофой, снятым на десятилетия, но фильм губит некоторая растянутость сцен с диалогами. Напряжение, необходимое для жанра, здесь присутствует, но ожидание катастрофы длится слишком долго. Любителям фильмов о кайдзю «Горас» не понравится малым количеством сцен с Магумой, а поклонники катастроф воспримут его всего лишь как ступень развития этого жанра. И только зрители, проявляющие интерес к любой фантастике как таковой, смогут весьма высоко оценить «Горас», который для меня остаётся просто хорошим.
8 из 10
19 января 2017
Учёные посылают в космос команду исследователей, чтобы изучить загадочное небесное тело — «блуждающую звезду», «злую красную планету», сверкающий и массивный астероид Горас (Горат), собирающий по пути различный космический мусор, тем самым регулярно увеличиваясь в размерах. На своём пути к Земле эта штуковина ликвидирует кольца Сатурна и даже уничтожает Луну…
В 60х ещё, к сожалению, не было отважного Брюса Уиллиса и его команды отчаянных бурильщиков. Так что спасаться приходилось ещё более немыслимым образом (хотя как дальше Земле существовать без Луны — тоже весьма любопытный вопрос, в общем-то…) — лучшие умы планеты объединяют все страны с целью сдвинуть Землю с её курса.
В Антарктиде строят множество двигателей на основе водорода, направленных в атмосферу, чтобы, подобно стартующей ракете, наша планета сменила курс. На своё место её вернул предполагается… просто отключив двигатели, мол, сама встанет обратно… Вот только сама база подвергается атаке гигантского моржа-переростка — Магумы.
Что любопытно, американцы для своего проката слопали весь творящийся на экране сюжетный бред, но вот кайдзю-моржа хладнокровно вырезали. В конце концов, и главный фильм Майкла Бэя тоже полон немыслимых допущений и преувеличений, как, наверное, вообще любой голливудский фильм-катастрофа. Японцы в этом плане ничуть не хуже и с фантазией у них всё в порядке.
Фантастическая лента Иширо Хонды, надо сказать, даже не имела гигантского монстра в изначальном сценарии. Подобно ситуации с фильмом «Мистериане», продюсер и светоч кайдзю-фильмов Томоюки Танака настоял, чтобы Хонда внёс в картину какое-нибудь огромное чудовище. Эйдзи Цубурайя (Eiji Tsuburaya), делавший спецэффекты в «Годзилле», «Радоне», «Варане», «Рождении Японии», «Мистерианцах», «Мотре» — в общем, во всех кайдзю-фильмах, сделал и Магуму — гигантского зубастого моржа, разрушающего людские постройки во льдах.
Магума присутствовал буквально на всех рекламных промо-материалов к фильму и активно способствовал продвижению картины. Тем более, что менее чем через пол года в том же 1962 году в прокат вышел «Годзилла против Кинг Конга», шёл расцвет жанра о гигантских монстрах, во всю набирающий обороты.
Вот только чудовище в фильме появляется практически под самый конец после первого часа и участвует всего в двух сценах — собственно, в нападении на базу и в эпизоде, где на него охотятся, используя лазерные лучи. Экранное время у моржа очень небольшое, но он всё-таки выполнен довольно неплохо и определённо заслуживает внимания поклонников жанра.
Фильм «Горас» и монстр Магума даже косвенно связаны с Годзиллой. Сам монстр был запланирован к появлению в 1968 году в «Kaiju Soshingeki» («Destroy All Monsters»), у нас известном, как «Годзилла: Парад Монстров», однако был в итоге убран из сюжета. Зато костюм использовался в сериале «Ультра Q», предке «Ультрамена». А сам астериод Горас вновь точно также угрожал всей планете в картине 2004 года «Годзилла: Финальные Войны» или «Годзилла: Последняя Война»
На удивление в фильме основную массу разрушений создаёт вовсе не гигантский кайдзю, а пролетающий мимо астероид. Но Хонда по-прежнему талантливо снимает сцены разрушения городов — в данном случае все эпизоды с наводнением и затопленным Токио. Жаль вот Магума на фоне людей мэш-апом появляется всего в 1 короткой сцене, вся кайдзю-часть здесь слишком уж короткая и незначительная вышла…
Здесь очень много персонажей, так что даже с главными героями проблематично определиться, они скорее как-то выделяются ближе к концу. Актёрский состав очень хороший, вот только сценарий вообще не даёт раскрыться кому-либо из них, а под конец зачем-то снова проворачивает сюжет о потере памяти и воспоминаниях, повторяя тоже самое из «Радона».
Капитана играет сам Акихико Хирата — Серизава из «Годзиллы», снявшийся в ещё не малом количестве кайдзю-картин, а его заместителя — главный герой «Родана» Кэндзи Сахара, тоже участник различных фильмов жанра. Более того, палеонтолог «Годзиллы» — Такаши Шимура тут вновь играет палеонтолога, однако уже с другим именем и фамилией.
Не смотря на то, что Хонда здесь не сотрудничает, как это не редко бывает, с композитором Акирой Ифукубе, написавший для «Гораса» музыку Кан Исий проделал феноменальную работу. Уж что-что, а музыка тут явно одна из самых сильных сторон картины, мощная, знаковая, очень атмосферная и настроеньческая.
Жаль только, что ни хорошая режиссура Хонды, ни работа композитора, ни даже продюсер, вставивший в картину таки кайдзю-чудовище, не в состоянии спасти фильм с невероятно слабым сценарием и сумбурным повествованием. Сделав всё, что в их силах, они стараются хотя бы на грани смотрибельного удовольствия, но сейчас такая картина может смотреться, как трэш-бред от Роджера Кормена, впрочем, свою аудиторию подобный продукт при этом всё равно может найти.
«Горас» неплох, как фильм-катастрофа про объединение всех стран и наций, просто слаб сам по себе и мало чем выразеителен из-за того, что уделяет время персонажам, словно мы смотрим пилот к телесериалу. Если бы от астероида спасались «в течение трёхсот двадцати пяти серий»(с), то, глядишь всем персонажам, что астронавтам, что политикам, что учёным, что просто вписанным в сюжет жителям Земли (женским героиням) дали бы неплохо раскрыться, учитывая довольно увесистый и талантливый состав.
Более того, один из сценаристов даже приложил руку к шикарному «Родану» и ряду будущих фильмов о Годзилле с большим разбросом качества (от того самого «Парада Монстров» до кошмара и ужаса в «Годзилле против Мегалона»). В общем, если не браться смотреть «Гораса» ради гигантского моржа, будучи кайдзю-фанатом, возможно, от картины можно получить свою порцию ретро-удовольствия. Впрочем, с другой стороны здесь даже эпизоды с Магумой именно для поклонников гигантских монстров будут тем, ради чего такой фильм и стоило смотреть.
5 из 10
24 сентября 2016
Чудовищно скучный поток космической мысли от Хонды, в котором не происходит практически ни-че-го. Основные сцены разрушений скоротечны — равно как и появление Магумы во всей красе. Персонажи-люди НАСТОЛЬКО незапоминаемы в отличие от, например, «Мотры», что я не запомнил ни одной из их проблем вообще. В одной сцене, вроде, девушка какого-то солдата была чем-то недовольна, он хотел подарить ей какое-то ожерелье — но выкинул его в окно (это как фотография Ипполита, только ожерелье, ага), потом астронавт потерял память от метеора Гораса, а потом… Я ничего не помню! Кто эти люди? Что они пытались сделать? Что вообще происходило?! Я же посмотрел фильм всего минуты три назад, что за дела?!
Ну, что я определённо запомнил — это план, в котором Землю спасали от Гораса путём — и это просто шедеврально — установки в Антарктике кучи сверхмощных ракетных двигателей, которые сдвинули бы планету с пути полёта Гораса. Ведь видит Галактус, изменение орбиты НИКАК не повлияло бы на Землю. Но чёрт с этим, ведь начав смотреть фильмы про кайдзю я ожидал увидеть тут, собственно, кайдзю. И?
Магума (гигантский морж) появляется ровно на три минуты. На. Три. Плюс где-то в середине фильма наводит шороху на полярную станцию, оставаясь за кадром. Это было подло, ведь Магума был моей главной мотивацией для просмотра ленты (я решил посмотреть фильмы только про кайдзю, исключая сторонние вещи наподобие «Битвы в космосе» где гигантскими чудовищами, соответственно, и не пахло). И всё его созерцание свелось к паре рыков и выводу из строя. Ну молодцы, что я могу сказать.
И я понимаю, что Магума не был главной фишкой ленты — всё внимание было сконцентрировано на Горасе — но даже три минуты — это всё равно чудовищный недобор. Ладно, насчёт остального — ну, я был бы несправедлив если бы не отметил, что несмотря на сиюминутность сцены разрушений всё же по старинке сделаны весьма эффектно — что обрушение полярной базы, что наводнение в финале. Но времени этому уделено крайне мало, что в общей канве фильма, с театром говорящих голов и абсолютно выветривающихся из памяти сюжетных линий, оборачивается катастрофой — так-то при недоборе истории могли бы частично компенсировать продолжительностью сцен действий, а фигушки.
Очень скучный, пустой, не впечатляющий, затянутый фильм ни про что. Что-то Исиро Хонду стало изрядно носить из хорошего в никакое, из-за чего при просмотре его картин начинаешь чувствовать себя человеком на лодке, попавшим в шторм: с гребня волны «Годзиллы», «Родана» или «Мотры» потом весьма неприятно падать в бездну «Мистериан», «Варана» или вот этого вот космического чуда.
4 из 10
10 июня 2015
Специализация Исиро Хонда на токусацу (фантастическое кино со спецэффектами про супергероев) чувствуется во многих его фантастических лентах. «Горас» тоже не стал исключением. Да и кто как не супергерой в состоянии спасти Землю и от неумолимого Гораса и от чудовищной Магумы? Оно понятно, что 50 лет со дня премьеры сделали фильм «малосмотрибельным» по многим причинам: и спецэффекты «из эпохи палеолита», и сюжет «дырявый», что твоё решето, и монстры, на которых без улыбки смотреть невозможно. Наверное, на момент выхода фильм был действительно фантастическим триллером, но сейчас он воспринимается как очень наивное кино, которое, тем не менее, смотреть довольно интересно… с улыбкой на губах…
4 из 10
10 ноября 2013