Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Долгий день уходит в ночь |
английское название: |
Long Day's Journey Into Night |
год: | 1962 |
страна: |
США
|
слоган: | «PRIDE...POWER...PASSION...PAIN!» |
режиссер: | Сидни Люмет |
сценарий: | Юджин О’Нил |
продюсеры: | Джек Дж. Дрейфус мл., Эли А. Ландау, Джозеф Э. Ливайн |
видеооператор: | Борис Кауфман |
композитор: | Андре Превин |
художники: | Софи Дивайн, Ричард Силберт, Джин Каллахан |
монтаж: | Ральф Розенблюм |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 октября 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 54 мин |
И переносит она нас в начало двадцатого столетия, в американский штат Коннектикут. Причем, переносит согласно названию, действительно всего на сутки. На одни, но зато какие! Кажется, что по эмоциональной насыщенности они равны целой жизни.
Ведь в течение этих двадцати четырех часов случается немало важных событий и сделано столько же признаний. Причем, признаний предельно откровенных, годами копившихся в душах персонажей фильма Сидни Люмета (снятого по пьесе Юджина О Нила): Мэри (Кэтрин Хепберн) и Джеймса (Ральф Ричардсон) Тайронов и их сыновей Джейми (Джейсон Робардс) и Эдмунда (Дин Стокуэлл).
И от этих признаний порой становится неловко, а иногда и вовсе жутко. Потому что все происходящее на экране очень уж узнаваемо, типично.
Подобный «день икс», наверное, бывает едва ли не в каждой семье, когда вдруг, словно нарыв прорывается, и наружу выходят все комплексы и взаимные обиды. И так же как у Тайронов, в этом никто не виноват, кроме, как хочется по инерции думать, несправедливой жизни. И…. все виноваты. Потому что жизнь такая, какой ее делаем мы, подчас, уделяя не достаточно внимания тем, кто находится рядом, и концентрируемся на собственных проблемах.
Смотришь на Тайронов и думаешь, что хорошо бы уметь забывать плохое и помнить исключительно хорошее.
Впрочем, может быть, Тайронам это и удастся. Все-таки многое ими высказано. Многое, хочется верить, понято. И дальше непременно должно стать легче.
К тому же искусство просто обязано дарить надежду. Даже в таких сложных, практически безысходных ситуациях, с какими сталкиваются почти ее потерявшие Тайроны.
Недаром считается, что ночь особенно темна перед рассветом.
10 из 10
17 августа 2019
Четыре развернутых, откровенных монолога. Четыре портрета, крупным планом. Проникая в самое сокровенное. Они говорят друг с другом весь день, раскрывая себя. Четыре вполне достойные актерские работы. Даже всячески переигрывающую Кэтрин Хэпберн сложно в чем-либо обвинить — ее наигранность вполне соответствует персонажу, изрядно использующую морфий даму. Дин Стокуэлл, тут по ходу, видимо, выдает и вовсе лучшую работу. Не теряется он на фоне звезд, оживляя, пожалуй, самый сложный персонаж этой ленты — все то, что не хватало в сценарии, восполнил сам актер своей подачей и обаянием. Ну а театральность альфа Ричардсона и пьяные скандалы Джейсона Робардса лишь подтвердили их высокий профессиональный уровень, их техничность.
И раз тут столько добрых слов, то почему же столь низкая оценка у этой ленты? Дело тут вовсе не а актерских работах. Увы, но фильм идет неполные три часа. И все они проходят в весьма скромных интерьерах, будто актеры и не покидали театральную сцену. Лишь камера иногда меняет планы. Даже особой игры теней нет. Да и текст совсем не адаптирован. С таким запалом они бы без труда, да с их возможностями, разыграли бы даже «Братьев Карамазовых». Такой же особняк, старый отец семейства, странная женщина, пьяница — потерянный первый сын и молодой, неприкаянный наблюдатель, так похожий на Алешу Карамазова. Только хронометраж был бы побольше.
И вот, даже несмотря на всю эту портретную галерею мы получаем унылую театральщину. Минимум средств кинематографической выразительности, минимум режиссерского участия, минимум сценарной адаптации, минимум декораций. Иногда такой унылой психоделикой грешил Ингмар Бергман. Но у него зачастую в арсенале был оригинальный сюжет. Да и избегал он столь долгих лент по времени.
Конечно фильм был обласкан критикой не совсем справедливо. Просто влияние и вес создателей и актеров оказался гораздо значительнее, нежели параметры фильма. Да и ореол «классики» дополняет дело. Сейчас, когда можно всю эту разницу отмести, то вся посредственность ленты проявляется вмиг. Просто нужно отделить действительно хорошую литературную основу от той легкомысленности, с которой все было воплощено на экране
3 из 10
29 декабря 2018
Где-то в Новой Англии 10-е годы ХХ века. В большом доме живет семейство Тайронов со своими причудами, близкими к сумасшествию. Глава семейства — экс-актер, а теперь просто фермер-бизнесмен Джеймс (Ральф Ричардсон) скряга с массой комплексов из своего трудного детства. Его старший сын Джейми (Джейсон Робардс) стремительно спивающийся алкоголик, который ранее попытался пойти по актерским стопам отца, но в творческом плане оказавшийся лузером, а теперь 100%-м циником и неудачником. Младший сын Эдмунд (Дин Стокуэлл), напротив, показывает недурственные поэтические таланты, однако сейчас его персона стала центром противоречий — он болен чахоткой и есть подозрения, что парень вскоре умрет. И, наконец, маманя — поэтично-чокнутая Мэри (Кэтрин Хепберн), панически боящаяся любой правды и основательно подсевшая на морфий. Все это семейство делает вид, что живет «в одном большом счастливом доме», но всем им давно уже невыносимо сложно друг с другом.
Откровенно нуднейшая экранизация далеко не самой лучшей пьесы Юджина О’Нила, за которую драматург, тем не менее, посмертно был награжден Пулитцеровской премией. Да и фильм сегодня уже классика режиссерского цеха Сидни Люмета, который покорил Голливуд потрясающей судебной драмой «12 разгневанных мужчин», также считается критиками нерядовой постановкой. И все же утверждаю, что смотреть на протяжении почти трех (!) часов этот статичный, камерный и во многом позерски театральный фильм чертовски сложно. По большому счету Люмет так и не сумел пьесу адаптировать под полнометражное кино, и мы видим именно «театр перед камерой». Театральные монологи, разговоры с самим собой вслух, «чеховские» жесты героев… Смотреть за всем этим крайне утомительно. И что самое паскудное, здесь нет какой-то конкретно выраженной проблематики. У каждого из членов семьи присутствуют свои тараканы, кто-то жлоб, кто-то алкаш или наркоман, а кто-то болен туберкулезом. Но это не проблема системного масштаба. О’Нил/Люмет нам показывают один день из жизни проблемного семейства с их показушными откровениями, соплями и позерскими жестами. И все. При этом нам не показывают даже какой-то уникальный день из жизни семейства Тайронов — точно такое же было два дня назад, будет через неделю, и вообще, это самая типичная обыденность.
И, тем не менее, Сидни Люмет этой скучной картиной таки сумел навести некоторый шорох в кинематографе. Во-первых, несмотря на общую бестолковую конструкцию самой истории, актеры в фильме играли, действительно, классно. А во-вторых, Люмет сумел открыть этой камерной постановкой с 5-ю действующими участниками несколько очень приметных актеров. В первую очередь это касается 40-летнего Джейсона Робардса (играл старшего брата-алкоголика), который на мой взгляд, был лучшим в картине. До этой постановки у Робардса особенно не клеилось в кинематографе, и он в основном подшивался на Бродвее, снискав себе славу именно в пьесах Юджина О’Нила. А вот эта лента открыла этому незаурядному актеру путь в Голливуд, где он добьется недурственных успехов (впереди будут два «Оскара» и одна номинация). А еще Робардс очень здорово внешне похож на покойного Хамфри Богарда. И что самое примечательное, в 60-е этот актер был женат на… вдове Богарта Лорен Бэкол. Такая вот реинкарнация великого актера.
Интересно, что в этом же фильме первую свою приметную взрослую роль сыграл и 26-летний Дин Стокуэлл, который внешне был здорово похож еще на одного покойного актера Джеймса Дина. Стокуэлл, который в Голливуде еще начал играть ребенком в середине 40-х, таки сумел перестроиться на взрослые роли и этот фильм, несмотря на всю его нудность, стал большим успехом в его карьере. Также убедительно в роли отца семейства смотрелся уже основательно подзабытый Ральф Ричардсон.
А вот с 55-летней Кэтрин Хепберн, из-за которой фильм получил единственную оскаровскую номинацию, все вышло не так однозначно. Признаюсь, вообще не пойму, за что она была отмечена киноакадемиками. Хепберн смотрелась слабее остальных и не вызывала вообще никаких эмоций. А ведь это уже была восьмая «холостая» номинация актрисы на «Оскар». Кэтрин в древнейшем 1934 году получила с ходу свой первый «Оскар», а затем раз за разом терпела неудачи среди номинантов и к 1963-му году по этому показателю вплотную приблизилась к еще одному главному «неудачнику» киноакадемии Бетт Дэвис, у которой к тому времени было уже 9 неудачных номинаций. Только Дэвис имела 2 «Оскара», а Хепберн все же один, и именно она в 1963 году считалась самой неудачливой великой актрисой Голливуда. Но так вышло, что это был последний «холостой выхлоп» Кэтрин — в дальнейшем ей еще 3 раза вручат оскаровские статуэтки и она таки войдет в историю, как одна из самых заслуженных актрис Голливуда. Но как по мне, в 50-е и в первой половине 60-х Кэтрин Хепберн снималась в откровенном говне.
Испытание на выносливость от Сидни Люмета. Переоцененное кино, которое так и не смогло перерасти театр.
6 из 10
11 декабря 2018
Мне нравится Юджин О`Нил: его герои говорят, говорят, говорят… Так много слов. Но вот какая штука — никто не рассказывает о себе правду: либо представляют себя гораздо хуже (и это хорошо, простительно), либо много лучше (и это ужасно, тоскливо). Ни слова правды о себе: она невыносима. Они заглянули в себя — как в бездну, и остался только страх. Страх самих себя. Потому что в душе все они знают о себе всё самое пакостное, что накопилось за долгую жизнь. Но расскажут они не о себе, а о тех выдуманных мифах, которыми смогли себя оправдать — и хороших, и плохих. Но только — ради бога! — никакой правды!
Их не надо жалеть: они не хотят жалости, хотя и ждут её. Виноваты все. Жизнь разрушается…
Посмотрите этот фильм (или пьесу). И попробуйте не поверить ни одному слову: всё — ложь.
Актёры сыграли прекрасно. А, может, просто тоже заглянули в себя — и осознали обман.
Сюжет — не важен. Это жизнь такая…
Хороший драматург — Юджин О`Нил.
3 сентября 2017
Потрясающая драма с гениальными актерскими работами. Весь сюжет строится вокруг одного дня из жизни самой обычной семьи из четырех человек, но обычная она лишь на первый взгляд. Чем глубже зритель погружается в эту историю, тем четче осознает, что каждый член этого семейства многогранная и неоднозначная личность со своими мечтами, стремлениями, пороками, слабостями, утратами и болью. Каждому есть о чем сожалеть и в чем каяться. Так же присутствует море взаимных претензий и упреков, накопившихся за долгие годы. Часть из них правдивы, а часть лишь попытка оправдать свои ошибки, возложив вину на других людей.
В этой истории всего пять персонажей и одно место действия, но большего и не надо. Вся суть происходящего заключена в диалогах, в историях которые рассказывают герои. Настолько драматичных и эмоционально наполненных бесед я давно не наблюдал. Здесь, право голоса передается из рук в руки, от персонажа к персонажу, словно горящий факел, призванный осветить самые потаенные уголки его души. С каждым словом, будь то фраза, брошенная мимоходом или длинный трагичный монолог, внимательный зритель все глубже погружается в события, происходящие на экране. Становится понятен не только внутренний мир каждого героя в отдельности, но и судьба семьи в целом. Аккуратно приоткрывая занавес скрывающий прошлое этих людей, мы четко осознаем, они очень долго шли к этому вечеру, наполненному тяжелыми воспоминаниями и откровенными беседами.
Главное украшение фильма — безусловно, актеры. Кэтрин Хепберн, Ральф Ричардсон, Джейсон Робардс и Дин Стокуэлл сыграли поистине гениально. Перед каждым из них стояла сложная задача: рассказать зрителям историю о людях, борющихся со своими демонами и раздираемых внутренними противоречиями — это было блестяще. Каждый миг этой ленты, словно сложный лабиринт состоящий из лжи, преувеличений, самообмана, взаимных упреков и оскорблений, но в его центре находятся правда, взаимная любовь и искреннее раскаяние. Гулять по такому лабиринту не просто, но оно того стоит.
Эта картина, которая требует от зрителя умственных и духовных усилий. Она не стремиться развлечь публику, а хочет поговорить с ней о важных вещах. О том, насколько сложна, глубока и печальна, бывает жизнь. Лично я не жалею, что потратил три часа своей жизни на изучение человеческой души.
10 из 10
28 декабря 2016
«Долгий день уходит в ночь» — атмосферная и тяжелая американская драма 1962 года. Кино получилось необычным и своеобразным, а его история пропитана таинственностью и липкой паутиной паранойи. Мне почему-то данное кино показалось в стиле европейского, а не американского, но это уже интересная задумка режиссера. Данный почти трех часовый фильм тянется долго, погружая зрителя в свою запутанную, эмоциональную историю, которая хранит в себе тайну, к которой сюжет не спеша подводит зрителя, чтобы удивить и шокировать. Мы видим очень долгий туманный летний день 1912 года одной семьи в большом доме. Сначала все кажется обычным, но потом понимаешь, что что-то ни так, и в семье какая-то тайна и трагедия. Мы видим, что с главной героиней что-то ни так, и сначала мне показалось, что она душевно больная, но потом узнаешь неприятную и жгучую правду…
Актеры в этой драме все играла отлично, поэтому и фильм получился сильной эмоциональной драмой. Кино мне это напоминало театральную постановку с таинственным сюжетом и со скелетами в шкафу. Сердцем и душой этой психологической драмы была американская актриса Кэтрин Хепберн. Она замечательная и глубочайшая актриса, и в этом фильме Хепберн играла шикарно, и от ее вдохновляющей и чистой игры было невозможно оторваться. В глазах ее героини было столько безумия и страданий, и актриса шикарно раскрыла свою героиню. Также мне запомнился в этой драме Дин Стокуэлл. Молодой он был красивым и обаятельным и играл талантливо. Данный фильм является достойной и сильной драмой, и это одно из самых заметных фильмов 1962 года. Кино это с двойным дном, и мне оно напоминало паутину одной большой тайны и сокрытия чего-то страшного и неприятного, и вся атмосфера фильма была как в тумане, который завораживает и раскрывает глубокий драматизм и блестящую игру главной героини. Посмотрите «Long Day`s Journey Into Night» (Долгий день уходит в ночь), и этот американский фильм погрузит Вас в нечто загадочное и глубокое, где скрывается правда, а герои ее хорошо скрывают…
8 из 10
10 января 2014
«Мы созданы из вещества того же, что и наши сны, и сном окружена вся наша маленькая жизнь».
Между одухотворённостью, невесомостью — и ощутимой рутиной повседневности, отчуждением — и остатками родственной привязанности, общим и частным, миражами и явью, распрями и нежностью, искусством и ремеслом… Весь фильм состоит из долгих бесед членов одной семьи друг с другом, но хоть он к тому же ещё и сам довольно длинный, ощущения затянутости не остаётся, и смотрится он в охотку.
Беседуют все вместе, беседуют супруги между собой, беседуют они со своими детьми, беседуют их дети друг с другом. Но быт и камерные беседы здесь приобретают ранг чего-то космического, тем не менее очень даже сохраняя все личностные черты и подробности, обстановка под стать самому будоражащему, качественно срежиссированному триллеру, и это несмотря на то, что и событий как таковых в фильме нет. Но так непринуждённо, пластично герои переходят от своих проблем в данный момент к предметам даже отвлечённым, от гнетущих перебранок — к умелому декламированию фрагментов старинных пьес.
Отец, Джеймс Тайрон, в своём детстве слишком рано познал цену доллара и страх перед нищенским приютом. Теперь он не слишком щедр, дрожит над каждой копейкой… Отчасти это извиняется истоками его характера. Его же, вместе с семьёй, дважды выселяли из потрёпанной лачуги, которую они называли домом, мебель, которой столь дорожила надрывавшаяся на отрабатывании средств к существованию мать, выбросили в сточную канаву… Джеймс вкалывал со столь раннего возраста, что поневоле вспомнишь некрасовского «Мужичка с ноготок». Эксплуатация детского труда тут тема хоть и эпизодическая, но ошеломляет от того не менее.
Превратности участи актёров, становящихся рабами одной роли, уже едва ли имеющими возможность претворить в жизнь свои порой столь поражающие и огромные таланты, также находят в лице Тайрона своё наглядное воплощение. Тот, кем ты мог стать — часто, чего уж тут, сильный соперник того, кем ты стал. В противовес сыну, склоняющемуся к Ибсену и Шопенгауэру, он прочувствованно и красиво читает Шекспира.
Жена Тайрона, снедаемая морфиевой зависимостью, живёт скорее в мире грёз и неясных видений прошедшего, фантазий и трепетных воспоминаний. Она вспоминает с немалым жаром годы, проведённые в монастыре, своё желание стать монахиней и способности в девичьи годы к игре на фортепьяно. Все эти картинки влекут её в то надёжное, полнокровное, уютное, что она ощущала и чего теперь не удаётся найти. Миссис Тайрон полагает, что с Джеймсом у неё так и не было дома. Ко всему прочему ещё пьянство одного сына, потеря другого, туберкулёз третьего… так что протестовать, если хоть в галлюцинациях она представляет себя снова в вуали и атласных туфельках, и свадебного платья ей достаточно, чтобы всё кругом лучилось. Мощная оскаровская номинация Кэтрин Хепберн.
Вот и попрощался со всеми этот долгий день, он оказался крайне дущераздирающим, держал в плену. Но… если кто-то раскрылся сегодня для тебя, да и ты нашёл решимость откровенничать, то возможно, вы все ещё сможете создать вместе какой-нибудь из следующих дней по собственному сценарию…
20 июля 2013