Рейтинг фильма | |
IMDb | 8.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черная галера |
английское название: |
Die schwarze Galeere |
год: | 1962 |
страна: |
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Мартин Хельберг |
сценаристы: | Ханс-Йоахим Валльштайн, Вильгельм Раабе, Мартин Хельберг |
видеооператор: | Карл Плинцнер |
композитор: | Вильгельм Нееф |
художники: | Харольд Хорн, Эрих Цандер, Гюнтер Шмидт, Вальтер Шульц-Миттендорф |
монтаж: | Урсула Рудский |
жанры: | мелодрама, драма, приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Как-то так повелось, еще со славных школьных времен советского детства, что протестанты, благодаря господствовавшей марксистской историографии, всегда представали благородными героями, сражающимися за свободу, тогда как католики — злобными ее душителями, садистами-инквизиторами и человеконенавистниками. И не важно, кем там были с человеческой точки зрения Лютер, Кальвин, Кромвель, Ян Гус и прочие теоретики и практики протестантизма — в наших учебниках истории они представали борцами с тиранией.
В Германской Демократической Республике, которая из всех стран Восточного блока была, пожалуй, самой верной последовательницей курса, проложенного Советским Союзом, считали точно так же. К тому же, так получилось, что при разделении на два немецких государства, католические земли, остались в-основном, на Западе. Тогда как Восток получил районы с преимущественно протестантским населением. Так что, неудивительно, на чьей стороне могли находиться симпатии кинематографистов, снимающих новое немецкое кино на основе принципов социалистического реализма.
Не знаю, правда, помнил об этих правилах или нет режиссер Мартин Хеллберг, приступая к работе над экранизацией исторического романа немецкого писателя начала XIX века Вильгельма Раабе, но оправдать ими идею фильма у него в любом случае получилось бы легко. Борьба прогрессивного класса против замшелой феодальной тирании — это было весьма и весьма актуально. Ну, а то, что эта самая борьба проходит в фильме всего лишь фоном для мелодраматической любовной истории — так режиссер не виноват. Во времена Раабе о марксистском подходе еще и слыхом не слыхивали, так что все претензии к писателю.
Оставив с легким сердцем классовые войны на задворках своей картины, Хеллберг принялся рассказывать трогательную историю любви двух молодых людей на фоне бурных исторических событий. К вящему удовольствию девушек в возрасте от 12 до 80 лет. Молодым людям тех же возрастов скучать также не приходилось — трактирные драки, фехтовальные дуэли и даже целый абордаж к мелодраме добросовестно прилагались. Правда, со сценическим фехтованием у героев фильма наблюдались серьезные проблемы: Жан Марэ при виде их, наверное, умер бы со смеха. Зато кулачные поединки выглядят весьма достойно. Да и комбинированные съемки морских сражений не уступят иным современным компьютерным инсталляциям.
Что касается любовных передряг, то тут вообще некогда передохнуть. Помимо беспокойного друга детства, руки и сердца (или просто тела) главной героини добиваются аж два генуэзца: один ухажер благородный; на другом, как водится, клейма ставить негде. Причем благородного тяжело ранил настоящий возлюбленный девушки, а с его смертью той неизбежно придется стать добычей жадно облизывающегося хищника. Ах, где там милый друг и благородный гёз?
Понятно, что за всеми этими перипетиями народное движение и протестантско-католические разборки остались лишь на бумаге приемной комиссии. А «Черная галера» получилась неплохим для своего времени историко-приключенческим фильмом из серии «плаща и шпаги». И пусть его герои вторым предметом из этого набора владеют не очень ловко, а первый если и носят, так разве что рыбацкий — это уже ничего не меняет. Развлекательное кино любили при любом общественном строе. Другое дело, что при социализме его еще необходимо было должным образом преподнести, что и сделал Мартин Хеллберг. Думаю, что упрекать его за это ни у кого не поднимется рука.
8 февраля 2013