Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бог китов |
английское название: |
Kujira gami |
год: | 1962 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Токудзо Танака |
сценарий: | Канэто Синдо |
продюсер: | Масаити Нагата |
видеооператор: | Сэцуо Кобаяси |
композитор: | Акира Ификубэ |
художник: | Сигэо Мано |
жанры: | фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июля 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
«Бог китов» — это один из тех редких и уникальных фильмов, которые в определённый промежуток времени считались безвозвратно утерянными, этаким материалом для мифов и легенд среди любителей и знатоков жанра. Однако, как иногда показывает практика — тот, кто ищет, тот обязательно находит и в конечном итоге некогда забытое легендарное кино имеет возможность вновь вернуть свой культовый статус среди почитателей. Данная лента, выпущенная в 1962 году студией — мейджером Daiei Studios, конкурентом легендарной Toho, явила собой своеобразный ответ на легендарного «Годзиллу», однако в несколько своеобразном ключе. Вместо того чтобы демонстрировать нам очередного огромного монстра, разрушающего густонаселённый пункт страны Восходящего Солнца, нам предложили историю, которую, более чем очевидно, за свою основу, спустя 13 лет возьмут Питр Бенчли и Стивен Спилберг. И хотя, среди некоторых киноманов ходит мнение о том, что «Бог китов» являет собой интерпретацию романа «Моби Дик», это вовсе не так. И завязка и сам сюжет подозрительно сильно схожи с нетленной классикой Стивена Спилберга «Челюсти». И самое интересное в этом тот факт, что «Бог китов» был снят на тринадцать лет раньше! Удивительно, какие порой фильмы можно найти в покрытых пылью архивах кинокультуры.
Сценарий написал живая (до сих пор!) легенда Канэто Синдо, знакомый любителям жанра по таким непререкаемым шедеврам, как «Чёрные кошки в бамбуковых зарослях» и «Онибаба: женщина-демон». И, хоть, режиссёром фильма выступил не Синдо, а другой человек, рука классика видна очёнь чётко: реалистичная жизненная драма, хорошие не наигранные диалоги, сама структура, по которой выстроен сюжет, ну и, конечно же, никаких «розовых очков» с финалом, нас встретит жестокая и суровая действительность, которая логично расставляет все акценты фильма по своим местам.
Вы всё правильно поняли: несмотря на наличие в титрах имени некоего малоизвестного Токузо Танака, картина и по стилю и по атмосфере абсолютно «синдовская». Фильм стал своего рода потерянным первенцем поджанра о морском чудовище, терроризирующем крошечный рыболовный городок. Не могу делать точный вывод, знаком ли был Питр Бенчли с «Богом китов», но сходства с легендарным шедевром Спилберга здесь не заметит только слепой. Начинается всё нападением существа на группу рыболовов, вышедшую в открытый океан. Затем последствия ужасной трагедии, горе по погибшим, страх умереть от голода и, наконец, поиски местными жителями отважных храбрецов, способных бросить вызов демону бездны. Помимо отличной безысходной и депрессивной атмосферы, здесь будет не мало эффектных, впечатляющих моментов, демонстрирующих ужас. Нападения мутировавшего кита смотрятся зрелищно даже в наши годы, не взирая на возраст ленты, во многом благодаря прекрасной операторской работе и отличному монтажу. Сцена снималась на натуре, то есть, прямо в океане (хотя в некоторых, наиболее опасных моментах, всё-таки использовался бассейн) огромный, в натуральную величину анимированный макет кита разносит в щепки натуральные лодки с живыми людьми в них. Это просто необходимо видеть своими глазами. Вся сложность проделанной каскадёрской работы и в самом деле вызывает уважение по отношению к создателям. Макет кита анимирован отменно. Конечно, уровня аниматроники «Челюстей» здесь не ждите, но всё равно заметно, что усилий и времени на спецэффекты было потрачено колоссальное количество.
Преступлением было бы не упомянуть божественное музыкальное сопровождение знаменитого Акиры Ифукубе («Годзилла»), столь прекрасно гармонирующее с мрачным, депрессивным настроением картины. Особенно хорошо удалась «тема океана», всякий раз, когда персонажи выходят на лодках в открытые воды, или же просто стоят на берегу, мелодия будто бы исходит прямо из чёрных водных глубин и суровых, холодных волн, складывается ощущение, что океан поёт. Справился с возложенной на него задачей и режиссёр. Прекрасно нагнетается саспенс и напряжения перед нападениями монстра. Также не могу не выделить работу постановщика с «погодой фильма». Все сцены сняты исключительно под серыми, свинцовыми тучами, закрывающими спасительное солнце. Также, за кадром всё время воет суровый морской ветер, развивающий порванные грязные знамёна, возвышающиеся над рыболовным посёлком.
Несмотря на все вышеперечисленные плюсы, полностью удачным фильм назвать нельзя. И тут дело не в каких-либо проблемах со стороны режиссёра или актёров. Просто авторы, желая заставить нас максимально переживать за человеческих персонажей, решили сосредоточиться в первую очередь именно на психологии и социологии, и только потом уже на хорроре и фантастике. Герои только и делают, что бьют друг другу морды, вгрызаются друг другу в горло и хотят один другого разорвать на тысячи кусочков. А вот само существо в столь агрессивном миниатюрном «мирке», авторы отодвинули несколько далековато, и именно поэтому фильм не воспринимается, как полноценный хоррор. Очень много драмы, социальных проблем, а вот само чудовище несколько ушло на задний план, тем самым существенно занизив интерес зрителя к киноленте.
Вывод: Совершенно незаслуженно забытый, замечательный фантастический (ну, или скорее, полу-фантастический) фильм ужасов о морском чудовище. Фильм сделан серьезно и мрачно. Настолько, что местами из жанра ужасов непроизвольно превращается в депрессивную драму. Впрочем, сильно это общее впечатление не портит. Любителям редких и суровых ретро — жутиков пропускать ни в коем случае нельзя.
22 мая 2013