Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Баня |
год: | 1962 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Анатолий Каранович, Сергей Юткевич |
сценаристы: | Анатолий Каранович, Сергей Юткевич, Владимир Маяковский |
продюсер: | Натан Битман |
видеооператор: | Михаил Каменецкий |
композитор: | Родион Щедрин |
художник: | Феликс-Лев Збарский |
монтаж: | Лидия Кякшт |
жанр: | мультфильм |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 августа 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 53 мин |
Есть несколько интересных экранизаций Маяковского. К 45-летию советской власти Сергей Юткевич, до той поры экранизировавший «Отелло» и байопик «Пржевальский», совместно с Александром Карановичем поставил «Баню».
Называть это мультфильмом сложно, там анимация в разных техниках, а местами появляются живые актёры.
Мульт очень авангарден и длится он 52 минуты, то есть по советским стандартам он ещё короткометражный.
Сам сюжет пьесы Маяковского порезали до удобоваримости, добавив при перемещении в будущее что за 32 года состоялось. Но 2030 год ещё не достижим, а Фосфорическая женщина где-то ходит среди нас.
В остальном же, фильм фактически озвучен Аркадием и Екатериной Райкиными. А за художника-аниматора там Вячеслав Котёночкин. А в образе Фосфорической женщины принял участие Пикассо. Думаю, сам того не подозревая.
И очень хорошо, что авангард 1930-х притаскивается прицепом в 1960-е. По итогу мы получаем очень интересное с точки изображения произведения. Если все восхищаются «Жёлтой подводной лодкой», то стоит поглядеть и нашу «Баню», и «Маяковский смеётся» («Клоп»), и «Вперёд, время!».
24 апреля 2023
Советская анимация, начиная свою жизнь с 20-х годов, долгое время искала свое место в кинематографе. До конца 40-х только что и выходило на её долю так это чёрно-белые агитплакаты. Но уже с того самого конца 40-х начался просто огромнейший прогресс — герои мультфильмов стали обретать пластику в движениях, улучшилась и сама анимация. К тому времени про чёрно-белое мульткино совсем забыли, зато появилось цветное, ничем нерушимое. И вот — эра прославленной анимации 50-х, неповторимая и, пожалуй, ни с чем несравнимая. Дойдя до идеала, так, вроде бы, должно было быть всегда. Но толком всё это и не прошедши, великий мультипликатор, а нынче режиссёр, Фёдор Хитрук снимает «Историю одного преступления», а сёстры-классики Брумберг — «Большие неприятности», что и повлекло собой в переворот в отечественной анимации. Хоть и «История» и стала переломной, в 60-х есть очень много не менее достойных примеров. Например, так «Баня» считается самой «смелой» и стильной картиной за всю историю того десятилетия. Анатолий Каранович и Сергей Юткевич, вместе взявшись и положа в основу одноимённую пьесу Маяковского, сняли полнометражную ленту со всеми своими пропагандистическими коммунистическими устоями.
Но отойдём от этой скучной чванливости… Новаторство мультфильма вышло поражающее — эти куклы, декорации, построенные на неком кубизме, явно продуманы до какой-то сверхфантастики! Я сам не понимаю как у создателей так получилось! Оператор, явно, всё время экспериментировал над теми или иными фазами и ракурсами. Так что если «Баня» 1962 появилась бы сейчас на нашем современном экране, то результат был бы более впечатлительный.
Продолжу об изобретательности: здесь нашлось очень многому, для того чтобы изобразить ещё большим «фейерверком». За все эти менее часа, что идёт мультфильм, можно по нескольку раз удивиться как свободно сочетается рисованная и кукольная мультипликация, плоский и объёмный реквизит. В этой условности кроется что-то универсальное, что-то недосягаемое. Видно, что создатели не искали тут лёгких путей.
Приём, используемый Маяковским и потом в самом фильме, когда персонажи пьесы сами просят представить им недавно лицезревшуюся нами часть материала, очень и очень интересен, авангарден и современен. А когда вместе с этим в середине на сцену выступает актёр Аркадий Райкин, внимательный зритель находит в этот что-то новое и, оживившись этим, смотрит необычный по своей манере и исполнению мультфильм дальше. Несмотря на свою наружную сложность, сама анимационная лента смотрится с интересом и весьма легко.
И напоследок, скажу, что после просмотра я остался очень доволен, а так как в конце всё это обрамляется подобающим финалом, «Баня» вполне заслуживает к себе внимания. Если вы захотели узнать как мыслили, говорили в те годы, как выглядела фантастика в то время, то я не вижу более удачного знакомства для этого как само произведение «Баня» и мультфильм, по которому поставлен.
10 из 10
16 июня 2015
Драматургия Маяковского — ни на что не похожий феномен. Объяснить его привычными терминами движений и школ вряд ли возможно — только фигура автора, яркая индивидуальность его стиля проясняет и оправдывает донельзя странные образы и сюжеты. Например, в середине «Бани» протагонист Победоносиков изъявляет желание взглянуть на уже написанную (отснятую) часть истории. Это чистой воды постмодернизм, который изобретут лет тридцать спустя «в лучших домах Европы и Филадельфии». А у Маяковского он уже имеется.
В общем, пьесы «Глашатая революции» требуют к себе такого же индивидуального, экспериментального подхода. И к «Бане» дуэт режиссеров Каранович-Юткевич смог такой подход найти. Состоит он в весьма оригинальной и забавной мультипликации — частично кукольной, частично рисованной, на которую «надстроены» кадры кинохроники. Спустя 14 лет после этого режиссеры выпустят экранизацию другой пьесы — «Клопа». «Клоп» будет масштабнее и сложнее в смысле использованных приемов — на его фоне «Баня» выглядит просто веселым мультиком.
Но это все равно мультик для взрослых, а что касается атмосферы 20-х, то ее «Баня» передает даже лучше. Это вообще была крайне интересная эпоха — модернизм во всей своей красе. Дух экспериментаторства, породивший множество «-измов» (сюрреализм, дадаизм, наивизм и проч.), еще не иссяк (в 30-х в Советском Союзе его порядком «раскулачат»), а построение нового общества уже началось (в этом смысле мы были даже модернистее Запада, если так можно выразиться). Мир словно вырвался на свободу, обнаружил массу неосвоенных в культурном и социальном плане территорий и с энтузиазмом набросился на них. И начало «Бани», довольно бессюжетное, описывая путешествие Понт Кича и Мезальянсовой по Москве, хорошо демонстрирует это новое общество, такое чудаковатое и нескладное. В этом «Баня» напомнила мне другой шедевр тех лет — «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова.
Мультипликация вполне адекватна эпохе — она изобретательна, наивна и по-юношески бескомпромиссна. Нужно отметить и саундтрек в стиле авангардной классической музыки, напоминающий работы Джорджа Антейла.
В последней части «Бани» ждет зрелище еще фееричнее — фантастика 20-х. По нынешним временам и фантазии Стругацких выглядят довольно наивно, а уж представлениям о будущем Маяковского без улыбки внимать нельзя. В 1970-х, оказывается, люди будут писать одними согласными, а к 2030 году на всей планете воцарится коммунизм — оттуда прилетает Фосфорическая Женщина, чтобы взять лучших представителей общества в «коммунистический век». По-моему, милее некуда.
При всех достоинствах в «Бане» есть провисающе-затянутые эпизоды, а финал, на мой взгляд, можно было сделать посильнее.
6 из 10
5 ноября 2011