Високосный год
6.5
7
1961, драма, криминал
СССР, 1 ч 34 мин
12+

В ролях: Елена Фадеева, Василий Макаров, Е. Орлова, Виктория Ермольева, Михаил Логвинов
и другие
Готовясь к встрече Нового года, никто из героев не предполагал, какие драматические события обрушатся на них, как сложно и неожиданно переплетутся судьбы трех семей, как нелегко будет оправиться от пережитого...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Високосный год

год: 1961
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Петр Емельянов
композитор:
художник: Евгений Свидетелев
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 февраля 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постеры фильма «Високосный год», 1961

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Високосный год», 1961

Это был тяжёлый год

Картину советского режиссёра Анатолия Эфроса 'Високосный год' часто включают в список новогодних лент или отечественных фильмов про Новый год. Так я и узнал о том, что есть такое произведение. Ну а говорящее название только подогрело интерес.

Повесть Веры Пановой 'Времена года', основа которой легла в эфросовскую экранизацию, я не читал. И даже не знал о её существовании. Но, раз уж вы читаете этот текст, значит я посмотрел киноадаптацию... (сценарий - тоже дело рук В. Пановой).

Новый год, новый год... Начинается с того, что семья Куприяновых готовится встретить 1960 год. Проходит праздник, гости разошлись по домам. А мать грустит - её сын Геннадий не соизволил явиться. А обещал. Но вот он! Прибыл под утро!.. Из их диалога мы узнаём, что Геня не столь социально ответственен. 'Летун'. Немного погодя, Геня приводит жену в семью, ставя домочадцев перед фактом. А ещё некоторое время спустя говорит, что совершил ошибку. Отец отправляет сына на все четыре стороны, а Ларису они решают приютить...

Это всё укладывается в завязку. Потом отдельным чередом идёт жизнь. Геннадий прибивается к Зине. У неё взрослый сын, работает на стройке. Им посчастливилось сорвать куш по облигации государственного займа. (Да, того, о котором шла речь в рязанском 'Зигзаге удачи'). Но Геня мутит аферу с обналичиванием. Парень заявляется в милицию. Там заводит случайное знакомство с будущим другом из семьи Борташевич... И вот Борташевичи - это вторая линейка сюжета!..

Думается, что основным было показать то, что не всегда бывает, что яблоко от яблони падает недалеко. У идеальных Куприяновых рождаются такие 'Гени', в то время как у 'Борташевичей' могут быть примерные отпрыски!..

И - да, пересечение судеб. Заимеет место жульничество горторга и влипание в эту историю (хоть и краями) самого Гени... Окончание истории с одной стороны не понравилось (со стороны 'обязательного' 'гиперсоветского' перевоспитания), с другой стороны, - в лучшем смысле поверила в шок!

И в итоге что имею сказать!.. Такое представление истории и такая манера съёмки безнадёжно устарели... И речь не только о том, что это чёрно-белое кино. (Я кстати на трети фильма переключил на искусственно раскрашенную версию!). А в том, что выглядит это как разрозненный нарратив!.. Но - вот какое дело!.. Фильм демонстрирует кадры и сцены старой Советской России. Парки, улицы, аттракционы... А также здесь смесь разных плеяд артистов и смена поколений! Прекрасны здесь абсолютно все!!! Больше остальных, конечно, это Иннокентий Смоктуновский!.. Даже есть ощущение, что любой другой сыграй Геню - и получился бы отталкивающий образ. А так он вызывает интерес!.. Ну и молодой Лев Дуров в роли бандита Малютки - по мне так вытащил всё на себе!!!

Желать просмотра не буду никому. Есть другие примеры чего-то новогоднего. Пусть это будет что-то другое. Если только вы любитель и ценитель советской классики... И то... посмотрите это, но не под Новый год...

Всех - с наступающим високосным годом!

7 из 10

30 декабря 2023

Странное впечатление производит данный кинофильм. Для того времени он был несомненно актуален, а сегодня даже вызывает раздражение плоскими героями, неживыми отношениями.

Удивило начало фильма. Мама ждет на новый год взрослого сына, и вот он приехал, мама вроде рада, смотрит на него глазами влюбленной женщины (даже как-то странно), но все же с порога начинает пропесочивать ему мозги (мама очень положительная). У меня сложилось впечатление, что именно для этого она его и ждала, чтобы высказать свою оценку его жизни. Начинаются непонятные упреки… ее не устраивает, что он уволился с работы (раньше же поощрялось иметь одну запись в трудовой книжке, а тех кто менял места работы, презрительно называли летунами) и хочет устроится на новую, чтобы жить более комфортной жизнью. Мама просто в шоке от того, что сын жаждет комфорта, она же сама жила в совсем плохих условиях (чем невероятно гордится), с какой стати ее сыну жить в условиях значительно более хороших.

Позднее герой Смоктуновского женится и вскоре хочет развестись, так как, понял, что не любит. Мама начинает снова лезть в его жизнь — существует не только любовь, но и долг. Геннадий резонно парирует по поводу долга. И его высказывания о долгах сразу же демонстрируют зрителю какой же ужасный эгоист этот Геннадий. Ведь смысл жизни советского гражданина заключается в том, чтобы работать на нелюбимой, желательно тяжелой работе, проживать в некомфортных условиях, и жить с нелюбимой супругой. Тогда жизнь однозначно удалась. Именно это, видимо, основная цель настоящего человека, а все прочее от лукавого (точнее от буржуев). Ну и как водится Гена все-таки влипает в нехорошую историю, потому что жажда благополучия до добра не доводит.

Понятно, что кроме истории Гены, там есть еще истории других людей, но его история зацепила меня больше всего. Сегодня она выглядит невероятно нелепой.

Думаю, данный кинопродукт можно смотреть только для того, чтобы понять идеалы, которые культивировались в СССР в те времена, и порадоваться, что те времена закончились.

Честно говоря, я с трудом досмотрела фильм. Но хотелось бы отметить, что в там много привлекательных женских лиц. Хотя бы на красивых женщин посмотреть приятно.

20 августа 2020

Очень странное впечатление производит рецензия. Оценить ее содержание, уловить мысль автора рецензии — дело простое, хотя автор и пытался эту задачу максимально усложнить. При этом он так увлекся терминологией, что порой наносит чувствительный урон смысловой составляющей, выстраивая громоздкие конструкции из слов. Интересно было бы понять, что он имел в виду, говоря о «тривиальной специфике прозы Веры Пановой». Что же это за зверь такой «тривиальная специфика»? И вообще, словом «тривиальный» автор явно злоупотребляет. И не слишком любит тончайшего, умнейшего писателя Веру Панову. «Сценарный материал Веры Пановой остается кричаще традиционным». «Кричаще традиционным» — это тоже сильно сказано. Знаете, у традиционного нет нужды кричать, оно уже утвердилось и может себе позволить понижать голос до шопота. Кричит обычно радикальное. Рецензия получилась тоже, если и не кричащей, то брюзжащей. И удивительно, что для такого «глубокого» анализа автор выбрал такую скромную трибуну. «Глубокая философия на мелких местах» — это именно тот случай. Фильм Эфроса не слишком удачен, он намного прямолинейнее оригинала, то есть романа. За кадром судьбы, эволюция характеров, тонкости. Налицо только выводы, резюме, только итоги непростых подспудных процессов. В фильме проза Пановой узнается только по фабуле. Так что не стоит бросать камни в автора сценария, вогнавшего роман в такие узкие кинорамки. Еще вопрос, что осталось от ее сценария. Автор его читал? Напоследок позволю себе смиренно попросить автора меньше пользоваться иностранными словами, а поработать немножко над русским языком, чтоб избежать перлов вроде «тривиальной специфики» или «внутри неё самое». Успехов в учебе!

28 сентября 2017

Этот фильм Эфроса часто помещают в ту линейку картин, которая соотносится с весьма диффузным понятием «советской новой волны». Кажется, обоснований этому достаточно. Для начала 1960-х годов в фильме есть большое количество нестандартных для отчественной киноэстетики того времени решений. Сразу бросается в глаза гиперактивность камеры, постоянные перемещения, сдвиги, неожиданные ракурсы, вообще акцентация на формальном операторском приеме. Так, и монтаж (по сравнению с монументально-неподвижной стилистикой позднего сталинского соцреализма) все время напоминает о себе регулярными склейками, не дающими толком продолжиться практически ни одной сцене в фильме.

Понятно, что в «Вискосном годе» есть определенное сопротивление кинонарративу, более-менее линейному расположению событийного материала, который сам по себе наталкивает на прямолинейное истолкование динамики (отрицательной либо положительной) характеров протагонистов.

Однако, данный фильм все же представляет собой знаменательный сбой, перекос формы над содержанием. Очень часто изыски «камерамена» или режиссера, даже в самой тривиальной сцене позволяющему быть до нескольких радикальных монтажных сцеплений, выглядят задачей внутри неё самое. Сценарный материал Веры Пановой остается кричаще традиционным, но и это не самое страшное. Актерский состав совершенно дезорганизован стилистически. В ранней роли Смоктуновского, конечно, угадываются его будущие многослойные рефлексивные персонажи, но это не может избыть того факта, что большинство актеров ведут себя в кадре «старорежимно», как будто они на сцене, а не в фильме. Все это создает странную перспективу. Представьте, что Годар взял на главную роль Маре в фильме про середину 19 века, но при этом попытался решить подобный фильм в нарождающейся эстетике отказа от костюмов и пафосных переживаний. Так, и у Эфроса не удалось соблюсти должную пропорцию между откровенно тривиальной спецификой прозы Веры Пановой и искренним желанием исследования киноязыка на предмет его «непрочности» в связи с нарождающимися эстетическими паттернами 1960-х. Фильм в итоге вызывает недоумение и при этом удовлетворение своим несовершенством. Становится понятно, как в указанном десятилетии в итоге советское кино дало несколько образцов настолько «несоветских», насколько это, конечно, было возможным в те времена.

6 из 10

23 марта 2015

Драма Високосный год появился на свет в далеком 1961 году, более полувека тому назад, его режиссером является Анатолий Эфрос. Кто играл в фильме: Елена Фадеева, Василий Макаров, Е. Орлова, Виктория Ермольева, Михаил Логвинов, Павел Шальнов, Евгений Агуров, Эмма Цесарская, Владимир Паперный, Николай Закиев, Лев Дуров, Николай Малюгин, Дмитрий Орловский, А. Михайлова, Ангелина Белая.

Страна производства - СССР. Високосный год — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.