Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Толстый и худой |
английское название: |
Le gros et le maigre |
год: | 1961 |
страна: |
Франция
|
режиссеры: | Роман Полански, Жан-Пьер Руссо |
сценарий: | Роман Полански |
продюсеры: | Роман Полански, Жан-Пьер Руссо |
видеооператор: | Жан-Мишель Буссаге |
композитор: | Кшиштоф Комеда |
жанры: | комедия, короткометражка, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 апреля 1965 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 15 мин |
Издалека был виден остроконечный символ свободы. Стальная пика, устремившаяся в серую высь, манила горемычного слугу, обещала совсем другую жизнь, где не будет рабского повиновения и докучливого хозяина. Так и мечтал Роман Полански в немом образе покорного бродяги о красотах чужой страны, где хотел бы найти новый дом. Беглецу от трагического прошлого ведь не много надо, лишь бы почувствовать себя снова человеком, а не отщепенцем судьбы, и найти уголок, который можно будет назвать своим. Но эти мечты… Они глупые, наивные, необоснованные. Только мечтать и остается мужичонке, что вязнет в трясине собственного раболепия. Тучный барин ленив, неряшлив и плохо воспитан. Кажется, со своего продавленного кресла-качалки он не встает даже по зову природы, только и успевает слуга носить ему обед, прикрывать от солнца и развлекать нехитрыми ужимками да фальшивым исполнением. И нет конца такой жизни. Толстый и худой. Богатый и бедный. Сытый и голодный. Жизнь сегодняшним днем и робкие надежды.
Весело разливается саксофонная музыка. Полански успевает и режиссировать, и кривляться перед камерой, изображая не то лебедя, не то цаплю, не то детеныша страуса. Последняя короткометражка перед началом полнометражного пути символизирует мечту любого эмигранта, готового сколько угодно пресмыкаться ради желания однажды вырваться на волю. Легкий, немного бравурный фон успешно маскирует трагедию личности. У тщедушного слуги тяжелый труд — какое только ремесло ему не приходится осваивать, дабы заплывший жиром хозяин довольно причмокивал. Пряника на экране не видно, а вот кнута — сколько угодно. Барин суров в подавлении бунтарских замашек, а стальная цепь жалости не знает. Через боль, унижение и страдание формируется характер, во всяком случае, так должно быть в сознании человека, отрицающего рабство как явление. Однако Полански не был бы самим собой, если бы планомерно готовил свое экранное воплощение к чему-то революционному. Бесконечное прислуживание — не жизнь, но и там, за дымкой во французской столице никто его не ждет и не обрадуется. Так стоит ли бежать?
Картина открывает одну из наиболее ярких особенностей режиссерского стиля — стремление подвергнуть героя самым тяжелым и изнурительным испытаниям. Еще по прошлой короткометражке «Когда падают ангелы» было заметно нежелание Романа Полански идти очевидным путем. И хотя у тощего слуги нет почти ничего общего со старой вахтершей, оба героя сталкиваются с картиной, которая поначалу вызывает острое неприятие, но со временем притягивает к себе, обрекая на пожизненное отождествление. Слуге на помощь ангелов рассчитывать не приходится, и потому Полански так упорствует в изображении его несчастий, вплоть до очевидного переусердствования. Структура фильма трещит, каждый следующий поворот то вселяет оптимизм, то наваливается всей тяжестью горечи. Очередной бросок камеры в сторону Эйфелевой башни гасит огонек надежды. Сильная воля — величайший дар природы, но даже самому твердому металлу свойственна усталость, и даже самая выносливая белка однажды выдыхается внутри колеса. Своей картиной автор дает понять, что не каждый раб годится на роль Спартака. Он может сам не понимать силу своего характера, но неумолимая власть обстоятельств — штука постоянная, и с ней приходится считаться.
18 марта 2016
Блестящее произведение искусство.
Больше всего радует вид на Эйфелеву башню — режиссер подчеркивает осмысленно что все происходит во Франции. И вот здесь Полански по настоящему удивляет: он начинает «заигрывать» с таким традиционно славянским архетипом — архетипом барина, обезумевшего от осознания собственной всесильности.
Андре Каттельбах сыграл просто превосходно — каждое его движение вызывает стойкую антипатию. Его взгляд — взгляд пресыщенного и усталого от жизни лентяя. Его действия бездумны — он может неожиданно ударить козу, даже не задумываясь о том что она прольет молоко.
Взгляд Романа Полански на протяжении всего фильма устремлен в город (предположительно, на Эйфелеву башню). Думаю здесь «закодированы» традиционные для многих эмигрантов мечты о лучшей жизни.
9 из 10
2 апреля 2012
Если меня заинтересовывает пара-тройка фильмов одного и того же режиссера, я начинаю просматривать всю его фильмографию.
Начиная с «Горькой луны», я не знал, насколько глубокий и красивый мир Романа Полански передо мной откроется. Могу долго петь дифирамбы относительно его фильмов, скажу только, что зачастую самыми вкусными являются зачаточные экспериментальные работы, подтверждение этому — фильм «Толстый и худой».
Обыгранная в гротеске, короткометражка показывает жизнь толстого барина и его худого слуги. Приводится аллюзия к политической власти, когда государство удерживает твой бунт самыми незатейливыми способами, приковывая тебя к козе, а затем даруя с барского плеча свободу от оков, издевается и унижает до тех пор, пока целью твоих побегов становится не свобода, а низменное желание быть одаренным царём-батюшкой, а все стремления вырваться на свободу, в окно, за которым большой город и целый мир, будут заменены тобой же на искусственные цветы.
Фильм притча амбициозного человека, достигшего максимальных режиссерских высот.
5 марта 2010