Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Принцесса Клевская |
английское название: |
La princesse de Clèves |
год: | 1961 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Жан Деланнуа |
сценаристы: | Жан Деланнуа, мадам де Ла Файетт, Жан Кокто |
продюсер: | Робер Дорфман |
видеооператор: | Анри Алекан |
композитор: | Жорж Орик |
художники: | Рене Рену, Пьер Карден, Марсель Эскоффер, Робер Кристидес, Roger Joint |
монтаж: | Анри Таверна |
жанры: | мелодрама, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 марта 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Может быть, для меня этот фильм и не является превосходным, и чуть ниже я объясню, почему, но он определённо заслуживает внимания.
Во-первых, молодая Марина Влади на пике своей красоты, если вы поклонник актрисы. На мой взгляд, идеальное попадание в образ, именно такой я и представляла себе принцессу Клевскую.
Во-вторых, костюмы, о которых не раз упоминал историк моды Александр Васильев - настоящее пиршество для глаз.
В-третьих, сценарий написал Жан Кокто, добавив в него сарказма, и вообще, фильм является любопытным примером истории развития кинематографа.
А теперь самое главное (для тех, кто не знает): это не сказка, и даже не историческая драма, хотя истории здесь много ( все персонажи, за исключением главной героини, - исторические лица: Генрих II, Екатерина Медичи, Мария Стюарт, Франциск II, герцог де Гиз, Диана де Пуатье), - это экранизация очень тонкого произведения замечательной мадам де Лафайет, изданного в 1678 году анонимно.
Сам роман считается бриллиантом французской литературы, во Франции его изучают в школе, как в России 'Евгения Онегина'.
В своё время он был новаторским, и стал предтечей жанра, который сейчас мы называем психологическим романом.
Юная принцесса замужем за сорокалетним принцем Клевским. Она уважает своего мужа и даже любит его по-своему, такой, знаете, спокойною любовью. Как-то раз на королевском балу принцесса знакомится с герцогом Немурским, главным сердцеедом и первым красавцем двора ('в нем всё, что нравится женщинам'), между ними пробегает ток. Так начинается история долгой изнуряющей страсти под девизом 'но я другому отдана; я буду век ему верна'. Чего только не делает герцог Немурский, чтобы завоевать принцессу, он проявляет просто чудеса настойчивости, перерастающей в одержимость. Но принцесса Клевская - неприступный бастион. Она очень порядочная женщина, но дело далеко не только в порядочности - она умна и понимает, что страсть, реализовавшись, самоуничтожится. И она боится. Этой мыслью, пронизан весь роман, который выражает мировоззрение прециозной женской литературы.
Небольшая справка: *les précieuses* ('драгоценные') - группа молодых талантливых французских писательниц 17 века. Многие 'пресьоз' ненавидели страдание, вызванное любовной страстью. Мадлен де Скюдери, ещё одна из 'драгоценных', говорит устами своей героини Плотины, познавшей ревность и выбравшей полный отказ от любви: 'Я люблю радость, покой и величие. И я хочу их сохранить всю свою жизнь... Я хочу любить славу, моих друзей и себя... Я слишком люблю себя, чтобы любить вас...'
А вот, что говорит об этом сама мадам Лафайет: 'Страсть унижает ум',.. . 'Человек слаб, когда влюблён,'... 'Я настолько убеждена в том, что любовь - это неудобство, что я счастлива, что я и мои друзья избавлены от неё'. Любовь, по мнению *пресьоз*, не является и не должна являться главной ценностью или целью жизни, в которой... 'достаточно просто быть.'
Вот так, с 'лёгкой' руки автора, любовный роман превращается в анти-любовный.
Именно глубокие размышления делают это произведение таким особенным. Это гораздо больше, чем изящная светская литература об интрижках высшего общества - это философское исследование природы человека и природы его желаний.
Но вернёмся к началу. Почему же при всех достоинствах фильма, лично я не могу назвать его шикарным... В первую очередь потому, что вот эта вот философская и психологическая подоплёка недостаточно раскрыты. Внутренняя жизнь героини почти скрыта от нас. Конечно, мы видим её переживания и чувства, но мы не видим ход её мыслей, их созревание, её внутреннюю борьбу. В этом беда многих экранизаций, особенно, если речь идёт о произведениях, где акцент делается на внутренний мир женщины. Психологический роман точнейшим образом передаёт ход мыслей персонажа, «тончайшие движения его души', и читатель понимает, почему героиня поступила тем или иным образом, как она дошла до такой жизни... Но вот фильм... Как и в 'Анне Карениной', так и в 'Принцессе Клевской', решение и поступки героини могут показаться странными, необоснованными, непонятными. Вот героиня счастливо смеётся, и вот 15 минут спустя, она уже бросается под поезд. Решить эту проблему в рамках полуторачасового фильма сложно, но думаю, возможно, очень грамотным выстраиванием сценария, виртуозной актёрской игрой, визуальными приёмами и, возможно даже, иногда спецэффектами, позволяющими заглянуть внутрь человеческого сознания.
В случае экранизации 'Клевской' мы имеем дело с классическим линейным повествованием, в конце которого, у зрителя могут остаться вопросы. И тогда, я приглашаю вас прочитать книгу мадам де Лафайет, написанную 350 лет назад, и не поседевшую ни на один волосок.
4 марта 2023
Прекрасная история Мари Мадлен де Лафайет триста лет спустя была экранизована Жаном Деланнуа. И эта кинокартина прекрасна.
Конечно, от книги осталась лишь часть. Были убраны почти все исторически-важные моменты, вставочные истории, которые были необходимы для понимания придворной морали того времени. Некоторые имена, которыми в книге скрывали настоящих дворцовых знаменитостей, в фильме были изменены на подлинные. Мадам де Лафайет было что скрывать, но Жан Деланнуа куда как свободнее в своем творчестве.
Оттого то и представление о фильме складывается совсем иное нежели о книге. Екатерина Медичи превратилась в великую королеву, знающую свое положение и умеющую им пользоваться. Диана де Пуатье приобрела те благородные черты, которых ей определенно не доставало в XVI веке. А глядя на Франциска II невольно понимаешь, почему без регенства Екатерины его царствие было невозможным.
Так удачно сложились в картине образы великих исторических персоналий. И столь прекрасна вписалась в эту историю выдуманная Принцесса Клевская.
Марина Влади смогла показать то невольное и бессознательное бессилие мужчин перед ней. Принц Клевский, шевалье де Гиз, герцог Немурский — все они потеряли голову от любви к принцессе. Бесконечно красивая Влади показывает насколько прекрасна должна была быть Клевская, чтобы так действовать на мужчин.
Конечно концовка совершенно неожиданная. Но должно признать, что режиссерская вольность здесь могла бы создать прекрасную концовку роману де Лафайет. Та самая благодетель, о которой говорила Мари Мадлен в своем произведении не исчезла даже не смотря на то, что Немурский всё же был принят принцессой. Всё сложилось так, как и должно было быть. Принцесса могла принять герцога только тогда, когда ее сердце уже перестало биться, когда она уже могла ничего не бояться в этом мире. Она не изменила мужу, не запятнала свою честь — и сумела отдать долг любящему сердцу.
Браво великому режиссеру, не побоявшемуся поставить точку в истории противостояния любви и чести. И браво актерам, показавшим нам те дворцовые интриги в которых увяз высший свет времен Генриха II.
10 из 10
20 октября 2013
«Принцесса Клевская» — история далёкая от исторической достоверности, как роман мадам дё ля Файетт далёк от подлинно-исторического романа. Главная прелесть, очарование и трогательность этой фабулы в возвышенности чувств, тонком психологизме и романтической ауре времени.
Создатели этого фильма очень мудро опустили исторические подробности, сосредоточившись на главных героях и их переживаниях.
История жизни принцессы Клевской — это рассказ об удивительной, беспримерной, почти фантастической верности моральным принципам и о борьбе человека с собственными страстями. Возвышенность чувств безгранична, а благородство персонажей не может не вызывать восхищения.
Фильм создан с большим художественным вкусом и прекрасно передал идею и дух книги. Жан Маре, Марина Влади и красавец Жан-Франсуа Порон своей блестящей игрой заставили зрителей сопереживать героям, а безупречные декорации и костюмы завершили всё дело.
10 из 10
16 июня 2010
Костюмированная драма «Принцесса Клевская» стала последним фильмом режиссера Жана Деллануа, где снялся Жан Марэ, его единственной картиной с участием Марины Влади, а также единственной совместной работой этих двух звезд французского кино. Действие картины происходит во времена Генриха Второго (Раймон Жером) и заканчивается его смертью на рыцарском турнире. И хотя в картине присутствует увлекательная интрига между королем, Марией Медичи, Дианой де Пуатье и Марией Стюарт, о которой все мы хорошо знаем со школьной скамьи, основной уклон повествования делается на любовном треугольнике, который состоит из следующих героев:
1. Принц Клевский (Жан Марэ), статный, красивый, благородный придворный сорока лет, приближенный короля и страстно преданный как ему, так и своей новоиспеченной супруге. Собственно, с бала в честь его свадьбы и начинается данная история.
2. Принцесса Клевская, его супруга. Она молода, нежна, красива, горда, но холодна и равнодушна к своему супругу, кого, однако, она очень уважает и ценит как друга. Все ее старания безрезультатно направлены на то, чтобы полюбить его как мужчину. Для нее брак с ним-это в первую очередь исполнение супружеского долга во всех спектрах семейной жизни, причем независимо от ее собственных желаний. Единственным утешением ревнивому мужу служит то, что его супруга, казалось бы, вообще не склонна к каким либо романтическим устремлениям.
2. Граф де Немур, сердцеед, любимец дам из королевского окружения, фаворит Марии Стюарт. За один его взгляд женщины готовы на все. Герой любовник, он, казалось бы, олицетворяет сам порок, но именно Немур становится тайной страстью Принцессы Клевской, ее единственной любовью, которую она подавляет в себе, всеми силами отдаляет от своей жизни, и о которой не знает никто, кроме того, кому она доверяет больше всех-Графа Клевского…
В картине очень сильно прозвучал дуэт Марэ и Влади. Я считаю, что именно в этой картине искренность и страстность исполнения Марэ любовной сцены с женщиной достигли своего апогея. Самой сильной я считаю ту сцену в саду загородного имения принца Клевского, где Принцесса признается мужу, что влюблена в другого. В этой сцене как Марэ, так и Влади очень доходчиво передали каждый свои эмоции. Она-смущение, страх, гнев на саму себя и свое чувство, досаду, борьбу. Он-унижение, скрытое необычайным благородством, муку ревности, благодарность за ее признание, обреченность и угасание последней надежды завоевать любимую. Все эти эмоции актеры раскрыли как на ладони, они плещут с экрана на зрителя, заставляя учащенно биться сердца. Вот это и есть настоящее искусство.
И хотя фильм повествует, казалось бы, о любви Принцессы к графу Немуру, игра Жана Франсуа Порона настолько слаба по сравнению с колдовством Марэ и Влади, что поневоле больше сочувствуешь Принцу и его любви.
Надо сказать, что история Принцессы Клевской немногим веселее, чем история кронпринца Рудольфа, закончившаяся в Майерлинге…
Меня потрясла замечательная операторская работа Анри Алекана, мягкие движения его камеры сначала по павильону Принцессы, затем по потрясенным лицам Немура и его друга, и, наконец, по безжизненному телу все еще прекрасной принцессы. Ее лицо, обретшее, наконец, свободу и спокойствие, последнее, что мы видим в данной картине.
Советую любителям костюмированного французского кино, а также серьезным поклонникам как Жана Марэ, так и Марины Влади.
10 из 10
21 октября 2009