Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мишка, Серега и я |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Победоносцев |
сценаристы: | Ниссон Зелеранский, Борис Ларин |
видеооператор: | Михаил Бруевич |
композитор: | Юрий Левитин |
художники: | Людмила Безсмертнова, Ирина Захарова |
монтаж: | Валентина Миронова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 августа 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Интересный и многоплановый фильм о Бермудском треугольнике юности: школа-двор-дом. Главный герой, восьмиклассник Гарик, строит непростые отношения со школьными товарищами, девушками, родителями, да и той же шпаной. Найдётся место и подлости и трусости, и любви и ревности, и стыду и чувству долга перед самим собой. Послевоенная обстановка, с её разгулом сомнительных личностей и определённым взглядом на мир переживших большие лишения людей, очень напоминает современные условия.
Игра детских актёров очень понравилась. Да, местами переигрывают, но видно, что характеры ребят подбирались под характеры персонажей, а излишние эмоции идут по большей части от излишнего старания. Особенно понравилась идея с мыслями главного героя за кадром. Ну а Шукшин как всегда на уровне, да и слегка идеалистические, но и без недостатков, персонажи подходили ему всегда как нельзя лучше.
Из недостатков, я бы отметил оборванность и некоторую поверхностность сюжетных линий. Если режиссёр хотел экранизировать всю книгу, то, возможно, рациональнее бы было сделать две часовых серии, а если глубже раскрыть персонажей, то вполне можно было бы сосредоточиться на гораздо меньшем количестве эпизодов. В приципе идея фильма проступает чётко, но о самом происходящем остаётся много чисто сюжетных вопросов, оставление без ответов которых вызывает определённое недоумение. В этом компоненте картина больше всего уступает таким лентам как «Розыгрыш» или «Когда я стану великаном».
Другая проблема фильма заключается в излишнем заострении внимания на коммунистических ценностях, типа «а без коммунизма я жить не могу». Самих по себе таких эпизодов не так много, и на моё личное впечатление от фильма они не повлияли, но партийная линия подчёркнута режиссёром (или скорее всего цензурой) удивительно сильна для детско-юношеского кинемотографа, вследствии чего может оставить неоднозначное впечатление в глазах либерального зрителя, а многих из друзей наших меньших, кто о тех временах и не слышал, и вообще оконфузить. Возможно, это одна из главных причин почему данное произведение сейчас не так часто можно увидеть на телеэкранах, да и вообще найти фильм довольно трудно.
В целом, я бы рекомендовал картину к просмотру всем кому интересна тема становления юной личности в социальных условиях во многом схожих с условиями СНГ начала 21-ого века. На западе регулярно делают новые версии добротных, но не без недостатков старых фильмов, типа Траффика, и как мне кажется «Мишка, Серёга и Я» именно одна из тех картин, которая могла бы очень сильно выиграть от современной переработки.
18 июля 2011
Отсматриваю фильмы Шукшина и с Шукшиным, при этом стараюсь соблюдать некую хронологию. Дело дошло до этой ленты, а тут ещё последний звонок в школе, где я работаю, а тут ещё у одного ученика сходные с героем фильма проблемы… Так что звёзды, так сказать, сошлись. У меня да, а вот у создателей фильма, видимо, не очень. Фильм получился троечным, но тройка крепкая. А не натянутая.
Самая большая проблема — мозаичный сюжет. Он как стеклянное окно, которое какая-то шпана разбила, а потом из этих осколков решили окно восстановить. Вот только часть осколков то ли не нашли, то ли ещё чего, но заменили их фрагментами пластика, а то и вовсе плёнкой затянули, где-то оставили дыры, из-за чего окно получилось несколько ну не халтурным, ну, скажем, не цельным.
Взять, к примеру, ту же шпану. Ладно бы, если она появилась на пару секунд и исчезла как туман, так ведь нет, полфильма на ней держится. В конце главный зловред начинает тянуть с главного героя деньги, а в классе они как раз появляются. Ну, думаю, стандартно, но сильно. Авторы поступили нестандартно. Они про эту ветку просто забыли. Но позвольте. Если ружьё висит, значит, ему полается стрелять. Тут же нагородили целый артиллерийский полк и … конверсия???
Или любовная линия. Стандартная палочка выручалочка и не в таких фильмах. При чём видимо с такой целью её и прописывали. А потому не смотря на свою фрагментарность она выглядит… выглядела весьма перспективно, но опять же появившись из ничего, она выполняла роль эдаких антрактов, а ведь там много было интереснейших находок. Одна записка девочки многого стоит.
Доставал и комсомольский пафос. Не буду отрицать, сам был комсомольцем, и сам действительно верил в это. Верил без кавычек, но вот то, что здесь в проблемном, да ещё и подростковом классе, всё это показано «правильно» — это извините, несколько напрягало, хотя не буду отрицать, в то время идейных людей было много в том числе и в таких коллективах.
Даже в монохромных фильмах для детей можно было бы зарезервировать кадры панорамные и не очень. С эстетической целью. Для скриншотов увы раздолья не ощутится.
Однако, не смотря на столь серьёзные огрехи, в фильме есть на что посмотреть.
Начнём с отрицательных героев. Редкий советский фильм, где различные негативные персонажи оказываются не то чтобы привлекательнее, но естественнее и натуральнее, а в итоге выигрышнее.
Второе. Шукшин. Он как мог, вытягивал фильм. В принципе ему не привыкать. Боксёра он у же играл (см., например, фильм «Убийцы»), учителем был в обычной жизни, да и в кинематографе — не первая работа. Оно, конечно, многое в его образе было лишнего, но специфика фильма требовала и не таких жертв.
Третье. Семья. Неожиданно нам показывают не образцово-показательных родителей, а таких, с которыми мне приходиться встречаться намного чаще. То есть если ребёнок сыт, если обут, одет в то, что сами родители выбрали, то вроде как можно считать миссию выполненной. Актёры были великолепны и образы убедительны.
Четвёртое. Диалоги, впрочем, ближе к концу фильму. Одна только фраза: «Когда остаёшься один — очень трудно не ошибаться» чего стоит.
Пятое. Сейчас о школе снимают много чернухи. Ну что ж. Согласен. Не всё у нас шоколадно. Однако вот такие фильмы, пусть и с кучей значительных огрехов, мне нравятся больше. И знаете чем? Потому что в них есть выход. А наличие выхода в фильмах для подростков это самый главный плюс.
31 мая 2010