Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Антигона |
английское название: |
Antigoni |
год: | 1961 |
страна: |
Греция
|
режиссер: | Йоргос Цавелас |
сценаристы: | Йоргос Цавелас, Софокл |
продюсеры: | Джеймс Пэрис, Sperie Perakos |
видеооператор: | Динос Кацуридис |
композитор: | Аргирис Кунадис |
художники: | Hans Hurch, Giorgos Anemogiannis |
монтаж: | Гиоргос Цаулис |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 января 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Снимая экранизацию «Антигоны» Софокла греческий режиссер Йоргос Явеллас не думал ни о чем другом, кроме как показать зрителю живые картинки Древней Эллады. В отличие от своего соотечественника Михалиса Какоянниса не пытаясь при этом проникнуть в суть мира, в котором родился этот миф. Оттого и фильм его выглядит всего лишь иллюстрацией к школьному учебнику, которую, конечно, интересно разглядывать на уроке, но куда как лучше с этого урока будет все-таки сбежать, хотя бы для того, чтобы искупаться в речке.
Роскошные костюмы, дорогостоящие для Греции начала 60-х декорации и огромная массовка из военнослужащих — все это всего лишь элементы декора той самой иллюстрации. Конечно, для зрителя того времени, да еще неизбалованного зрелищами, к тому же, возможно слабо или вообще не знающего сюжет, все это могло показаться интересным, да и просветительский эффект оказать — но и только. В отличие от фильмов Какоянниса (ну куда от них денешься!) смотреть «Антигону» сегодня — мука мученическая. Добросовестное следование всем поворотам сюжета при адаптированных для массового зрителя диалогах и бьющей через край аффектации в актерской игре делают картину подобием обязательного просмотра на детском утреннике. И даже Ирина Папас, которая через год блеснет в роли Электры, здесь далеко не столь убедительна. Может быть она и хотела бы сыграть свою Антигону другой — но режиссер требовал именно такого: псевдоголливудского изображения жертвы с последующим выжиманием порции слез.
Впрочем, в центре трагедии вообще находится не она, а жестокосердый тиран Креон, занявший трон Семивратных Фив и во имя укрепления своей власти повелевший не хоронить труп сына царя Эдипа Полиника, павшего в битве со своим братом Этеоклом. Антигона, приходившаяся обоим неудачливым поединщикам сестрой, совершила над убитым похоронный обряд, за что была замурована в пещере. Вот только слепой прорицатель Тирезий предсказал Креону многая беды за такой нехороший поступок, из-за чего тирану пришлось разрываться между совестью, долгом и страхом перед богами. Ну, а как нам известно из греческой мифологии, ни к чему хорошему подобные терзания не приводят. В-общем, все умерли.
Об этом, правда, мы и без фильма знали. А вот то, что финал не привел к катарсису (а иначе зачем нужна трагедия?) — «заслуга» целиком и полностью режиссера, подошедшего к своему делу абсолютно формально. Назначили человека рулить дорогостоящим проектом про Древнюю Грецию — он и порулил. Честно сделал свое дело, сняв в меру зрелищное кино. Посади его сейчас в машину времени и перенеси в нынешний Голливуд, получилось бы что-то вроде Трои. Но в те годы, слава греческим богам, так издеваться над мифами еще не решались, поэтому прах Софокла мог мирно покоиться в своей могиле. Жаль только людей, которые посмотрев подобное кино сегодня, скажут: «Ну и фигня же эта ваша античная классика!».
23 августа 2011