Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Все начинается с дороги |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Николай Досталь, Виллен Азаров |
сценарий: | Даниил Храбровицкий |
продюсер: | М. Левин |
видеооператор: | Игорь Слабневич |
композитор: | Юрий Левитин |
художники: | Борис Царев, Тамара Каспарова |
монтаж: | Лидия Лысенкова |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 марта 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
СССР
конец 50-х годов XX века
Степан /Виктор Авдюшко/ - строитель-монтажник, которого бросила жена, уставшая скитаться по стройкам в разных городах и сёлах; в поезде знакомится с девушкой, из-за которой сходит на станции, где не планировал оставаться, и становится бригадиром дорожников
Аня /Людмила Хитяева/ - бетонщица, из-за которой Степан сошёл с поезда
Гена /Александр Демьяненко/ - член бригады дорожников, парень, только что окончивший школу, которому нужен рабочий стаж для поступления в институт; романтичный, одухотворённый
Надя /Тама Сёмина/ - машинист катка, в которую влюбляется Гена, собирается замуж за другого человека
Шура /Сергей Гурзо/ - член бригады дорожников, любящий отлынить от работы; видимо, в прошлом сидел в тюрьме
Екатерина Ивановна /Валентина Владимирова/ - член бригады дорожников, сельская жительница, которая успевает ещё и корову доить да молоко на вокзал носить продавать
Есть ли у вас такая черта – ностальгировать по тому, чего в вашей жизни никогда не было и быть не могло, поскольку существовало ещё до вашего рождения? У меня есть, потому я так люблю добрые и наивные, идеологически стройные и призванные пробудить светлое и правильное в душе человека советские фильмы. Эта картина именно такого плана.
По жанру она является производственной драмой. Но романтики здесь больше, чем производства. Причём, повествует она о молодых людях /потому и романтики много/, и здесь затрагиваются даже вопросы плотских отношений, что меня ну ооочень удивило.
В принципе, мне ясно, что картина была создана для поднятия духа коммунизмастроительства в умах молодого поколения. Здесь и товарищество, и настоящие чувства, и – что самое в данном случае главное – ощущение счастья от выполненной работы и наличие огромного энтузиазма для свершения новых рабочих подвигов. Кого-то это может напрячь и отпугнуть. Меня это в данной ленте никоим образом не коробило.
Фильм достаточно лёгок. Что немаловажно для меня – логически выстроен. Даже само название не случайно – здесь с дороги начинаются целых три составляющих счастливой жизни советского человека - история любви, история профессионального роста и история долговечной дружбы.
Однако по иронии судьбы «Всё начинается с дороги» для героев фильма, а для режиссёра картины дорогой всё окончилось. На съёмках этой ленты во время работы режиссёр Николай Досталь /отец другого знаменитого режиссёра/ сидел на капоте грузовика, врезавшегося в столб. Режиссёр погиб, а его работу окончил Виллен Азаров…
8 марта 2024
У Николая Владимировича Досталя совсем короткая фильмография. Первую свою картину Досталь снял в 29 лет («Сад»), последнюю — в 49. Этой картиной стала производственная социальная драма «Всё начинается с дороги». К огромному сожалению, лично для Николая Владимировича название картины стало «анти пророческим», закончившись этой самой дорогой — он трагически погиб на съёмках. (По словам Н. Н. Досталя, его отец сидел возле камеры на капоте огромного грузовика, который врезался в столб. «Получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью».) Работу над фильмом заканчивал Виллен Абрамович Азаров. Для него эта картина явилась режиссёрским дебютом.
Спустя почти 60 лет после выходя картины на экраны страны, она нисколько не утратила своей актуальности ни по части разгильдяйства при строительстве автомобильных дорог, ни по части «подбора кадров» для этой важной отрасли. Сегодня многое из фильма может показаться наивным. Наверное потому, что два поколения назад люди были беднее материально, зато богаче духовно. Сегодня невозможно себе представить бригадира, исключительно ярко сыгранного Виктором Авдюшко, который бы начал «воспитание» бригады с отказа от «приписанной» зарплаты. Рвачи и хапуги были всегда, но в те годы, когда снимался фильм, они не доминировали в обществе.
Зарабатывать больше не запрещал никто (для этого и ехали на стройки), но купюры не должны подменять совесть рабочего. В картине много известных актёров, каждому из которых достался персонаж с изрядным эмоциональным «багажом». Совсем короткий эпизод у Нонны Мордюковой. Нонне Викторовне здесь 34 года. Она в счастливом браке с Николаем Тихоновым, но как глубоко ей удаётся передать бунт своей героини против очередного «переезда за занавеску» в бараке. Даша в её исполнении вовсе не отрицательный персонаж, она буквально выстрадала квартиру, и желает теперь лишь одного — уюта и спокойствия. А вот для Степана Бокова квартира — всего лишь стены. Он не цепляется за них. Для него важнее — работа. Поэтому уезжает…
Идеальным фильм получается лишь в том случае, когда талантливым актёрам есть кого играть. Сценарий Даниила Храбровицкого дал им такую возможность. Чудесный образ нарисовала Людмила Хитяева. Её Аннушка не просто весёлая говорунья, а человек с крепким внутренним стержнем. Прекрасным дуэтом сыграли Иван Рыжов и Валентина Владимирова. Неожиданная роль досталась Сергею Гурзо. В хорошей драме обязательно должен присутствовать отрицательный персонаж, который всё время «баламутит воду». И Шурка (Александр Коршунов) старается изо всех сил. Но вовсе не по злобе своей, а в силу «бунтарской» натуры.
Чудесная пара получилась из Тамары Сёминой и Александра Демяьненко — оба молоды, чисты, искренни. За актёров говорят не столько слова, сколько взгляды и жесты — любовь, она ведь крайне импульсивна. Музыки в картине немного, но она вплетена в канву видеоряда именно там, где это необходимо. Голос Олега Анофриева как нельзя лучше передаёт все внутренние тревоги и ожидания актёров, играющих людей, для которых душевная радость от физической работы — совсем не пустой звук.
20 апреля 2018