Мертвые души
7.3
7.7
1960, комедия, драма, детектив
СССР, 1 ч 44 мин
В ролях: Владимир Белокуров, Борис Ливанов, Алексей Грибов, Анастасия Зуева, Борис Петкер
и другие
В уездный городок приезжает отставной чиновник Чичиков, задумавший экстравагантную финансовую аферу. Его странные действия по скупке «мертвых душ» вносят изрядное смущение в тихую жизнь российской провинции…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мертвые души

год: 1960
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Константин Бровин, В. Потехин
композитор:
художник: Евгений Куманьков
монтаж:
жанры: комедия, драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 мая 1960 г.
на DVD: 15 сентября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, детектив

Постеры фильма «Мертвые души», 1960

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мертвые души», 1960

Леонид Трауберг, куда ж несешься ты?

Любой уважающий себя русский читатель, даже тот кто и обходился без школьной программы, не мог не прочитать хоть одно произведение Николая Гоголя. Не только потому, что это классика в чистом виде, но и потому что в его книгах(как и у большинство авторов классической литературы) показывается Россия в её неизменном виде.

«Мертвые души»-отличный пример поэмы, которая показывает характер нации, не с проста её называют русской «„Одиссеей“». Да и то, по структуре она ею и является, потому что те книги, которые были написаны по принципу „Одиссеи“ не могут быть закончены, а если и закончены, то только лишь искусственно.

Поэма, также как и фильм Леонида Трауберга, рассказывает об отставном чиновнике Чичикове, который приезжает в уездный город N с целью купить «мертвые души». Скупив «мертвые души», Чичиков таким образом надеется разбогатеть. По мере своего путешествия, он посещает местных помещиков: Манилова (русская вариация сирени, которая мечтает и заманивает любого странника), Коробочку (по своей стилистической манере, напоминает Цирцею), Ноздрева (один только факт чего стоит: он единственный кто не продал «мертвые души», поэтому он идеально вписывается под образ русского Эола, который сбивает путников с пути), Собакевича (русский Циклоп) и Плюшкина (единственный персонаж, чьм прототипом был Погодин и сам Гоголь). Вскоре Коробочка разоблачает его, и по стечению обстоятельств, в момент распространения этой правды, внезапно умирает прокурор. Ноздрёв сообщает Чичикову об его раскрытии, после чего он уезжает из города в неизвестном направлении.

Естественно такую поэму сложно экранизировать досконально, поскольку киноверсия не только должна демонстрировать тонкий психологизм и точное изображение портретов и характеров персонажей, но и делать «широкий охват», выражая не только точную атмосферу, но и идейную мысль автора, чтобы она грамотно была заложена в умах зрителя. Как говорится:«Дьявол кроется в деталях» так, как обстоят дела с экранизацией 1960 года? Если говорить про актеров, то Владимир Белокуров очень хорошо сыграл Чичикова, на его лице не просто отлично складывается образ, а умело проявляются основные качества его героя, он отлично ими дирижирует. Остальные же просто хороши, ничего более. Актеры запоминаются только в рамках своих образов, бегло идут по строкам поэмы. И в этом отношении практически весь фильм. Он показывает эскиз, макет произведения, от того всё в фильме кажется более театрализованным, нежели кинематографическим. Это и видно и в актерской игре, и в декорациях, и в костюмах. Но именно из за этой театрализации, наиболее хорошо иллюстрируется атмосфера. Атмосфера ощущается превосходно, и черно-белая пленка выделяет этот аспект, хотя возможно это просто заслуги самого произведения.

Лично я считаю, что если и снимать фильм по мотивам какого-либо произведения, то оно должно полностью соответствовать с первоисточником (есть, правда, исключения, но это правило касается больше классических произведений). В случае с этим фильмов, очень много было отстранено значимых моментов произведения. Это и история самого Чичикова, и его приезд, и разные отступления вроде Собакевича, который ругает всякую власть на балу(хотя в оригинале, этот момент был когда Чичиков к нему приехал), и история капитана Копейкина и т. д. Поэтому фильм Леонида Трауберга не делает этот «широкий охват».

По моему мнению, если вы хотите лучше ознакомиться с заложенной мыслью, то читайте само произведение. Если вы хотите ознакомиться в общих чертах с сюжетом, то посмотрите этот фильм, или уж просто прочтите краткое изложение.

16 апреля 2020

Великая поэма Гоголя «Мертвые души» — моя настольная книга. Я регулярно обращаюсь к ней, перечитывая, вспоминая цитаты, пересматривая экранизации и постановки. Каждый раз, даже не самые удачные работы, открывают для меня что-то новое, еще и еще углубляют смысл, вложенный Гоголем в свое бессмертное произведение более 170 лет назад.

Если бы меня спросили, какую книжку я бы оставил на свете при том, что оставить можно всего лишь одну, я бы назвал «МД», потому что в этом тексте есть, может быть, самое точное описание России и русских людей, не потерявшее, а напротив только приобретшее актуальность в наши дни. «Мертвые души» дают возможность понять, почему мы, русские, на протяжении целых эпох ходим кругами, не претерпевая, как кажется, никакой принципиальной перемены.

- Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!

Фильм Леонида Трауберга 1960 года нельзя в полном смысле этого слова назвать экранизацией поэмы Гоголя. Это, скорее, зарисовки на тему, причем очень театрализованные. Это касается всего — декораций, расставленных акцентов, гипертрофированной «жирной» игры актеров, стремящейся к некоторому переигрыванию. Все это временами грозит скатиться к какому-нибудь полусерьезному капустнику, но, к счастью, участь сия минует эту картину.

К полновесным плюсам фильма можно отнести четко схваченную атмосферу современной Гоголю России, помноженную на замечательные костюмы и актерские работы, выполненные в духе традиционного русского театра и не искажающие первоисточника: Чичиков — делец и плут, Манилов — елей, Коробочка — тупоумие, Собакевич — медведь, Ноздрев — разбитной малый и проч. Здесь мы имеем дело со следованием старым добрым русским традициям, чего, например, в наши дни зачастую не хватает художникам.

- Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

Минусы же можно перечислять долго и въедливо, но проще сказать, что этому фильму сильно не достает объемности, широты, простора, стремительности. Не поспевает, образно говоря, это кино за гоголевской Русью-тройкой. Отсюда и все прочие минусы — и отсутствие акцентов на жизненно важных для понимания поэмы лирических местах, и пропуски значимых фрагментов, полнее раскрывающих характеристики персонажей.

По актерам. Владимир Белокуров сыграл хорошо, пожалуй, даже ловко (важное качество для Чичикова), но у меня он все равно не очень вяжестся с литературным героем. Манилов (Юрий Леонидов), Ноздрев (Борис Ливанов), Коробочка (Анастасия Зуева) и Собакевич (Алексей Грибов) очень хороши. Плюшкин (Борис Петкер) не вполне удачен, по-моему. Дамы и прочие представители общества — хорошо.

- Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.

Словом, фильм этот смотреть можно, но опираться на него не стоит. Ежели книгу не хочется/не можется читать, то лучше, конечно, обратиться к экранизации 1984 года.

6 из 10

19 февраля 2015

Блестящая классика!

Фильм сокращен в объеме, но несмотря на это, из нескольких отечественных экранизаций, на мой взгляд, самый лучший.

Персонажи весьма яркие и человечные, сатира легкая и веселая, под стать книге, которую без хохота читать нельзя. Без ненужного налета трагичности, как допустим, в фильме 1984 года режиссера М. Швейцера. Режиссер, ставя Гоголя, не имеет права додумывать заместо писателя «трагизЬмы» и настаивать, что это классика. «Мертвые души» — это же сатира, сильно смешная сатира!

Особенно запомнились персонажи: Коробочка — великолепное изображение старушечьего нрава, глупого и выгадывающего; Чичиков — почти как должен быть, немного внешней масляности мало; Собакевич — крепко стоит на ногах, просто не налюбуешься, Ноздрев — несимпатичный, бойкий и буйный человек-огонь, вживую исторический человек!

Жаль, что снято на черно-белой пленке, но в то же время радует отсутствие намозоливших глаза актеров, пусть и хороших, но давно вышедших в тираж.

20 мая 2013

Фильм по сокращённому варианту поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя

Конечно, фильм иллюстрирует не весь роман, а отдельные его отрывки, с этой точки зрения он может служить отличным пособием для школьников, которым не интересен ни Гоголь, ни «Мёртвые души», ни вообще что-либо, выходящее за рамки десяти страниц. Если же рассматривать фильм как экранизацию романа, а не самых значительных его отрывков, то в этом отношении фильм просто никуда не годен. К примеру нет таких очень важных частей, как приезд Чичикова, история капитана Копейкина, история жизни Чичикова.

Существует одно отступление от романа. В фильме говорится о супруге Манилова на балу у губернатора в начале, хотя в книге она появляется уже в усадьбе Манилова. И кормит мужа она у Манилова, а здесь на балу. Ноздрёв в фильме уже на балу рассуждает о ярмарке, с неё вернувшись, а в книге в трактире. Собакевич тоже на балу ругает всякую власть, а в книге тогда, когда к нему приезжает Чичиков.

В остальном отношении фильм идеально подходит к роману. Почти каждое слово, встречающееся в фильме, есть и в романе. Актёры играют превосходно, так, словно их выбирал сам Гоголь. Все характеры раскрыты практически полностью и к ним нет нареканий (кроме Чичикова, который даже к концу фильма так и остаётся загадочной фигурой).

6 из 10

22 марта 2011

Комедия Мертвые души появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является Леонид Трауберг. Кто играл в фильме: Владимир Белокуров, Борис Ливанов, Алексей Грибов, Анастасия Зуева, Борис Петкер, Борис Смирнов, Юрий Леонидов, Алексей Жильцов, Никита Кондратьев, Софья Гаррель, Сергей Калинин, Галина Калиновская, Григорий Конский, Михаил Медведев, Михаил Яншин.

Страна производства - СССР. Мертвые души — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.