Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горячая душа |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Немченко |
сценаристы: | Елена Ленина, Владимир Попов |
видеооператор: | Семен Иванов |
композитор: | Венедикт Пушков |
художник: | Евгений Еней |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 февраля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Производственный фильм, к которому сегодня почему-то относятся с некоторым предубеждением — на самом деле уникальный жанровый феномен советского кино, возникновение которого было обусловлено берущей начало в 1920-е годы кинематографической традицией в отражении «трудовой темы». Сначала — строили, после войны — восстанавливали. Поэтому и главной темой фильмов тех лет всегда оставалась трудовая деятельность. Через 15 лет после Великой Отечественной войны страна по-прежнему остро нуждалась в металле. Именно об этом и снят фильм. Сегодняшнему поколению сложно понять что такое - «трудовой энтузиазм» и «коллективная ответственность», но 60 лет назад такие понятия были неотъемлемой частью жизни каждого трудового человека.
Старые фильмы — как старые вещи — требуют бережного к себе отношения. Если хочешь увидеть не внешнюю красивость, а внутреннюю красоту - «зри в корень». При внимательном исследовании того, что происходит на экране, можно найти много интересного. Например, в самом начале фильма Фёдор Шебалин (Василий Векшин) привозит подарки для всей семьи, среди которых… картофелечистка, работающая по принципу водяной турбины! Вроде бы мелочь, но она добавляет штрихи к повседневности тех лет. Люди жили яркой открытой жизнью, и это — «визитная карточка» советского кинематографа. Показывая производственный конфликт, режиссёры не опускались до «под ковёрных интриг». Всё решалось в открытую — на собраниях. Именно так и происходит в картине Евгения Немченко.
Фёдор Шебалин — потомственный сталевар — предлагает провести экспериментальную плавку, которая может дать существенную экономию по времени. Но для этого нужно, чтобы каждый из сталеваров поделился личным многолетним опытом. Ведь не всё можно измерить приборами. Есть ещё профессиональное «чутьё» и знаменитое русское «на глазок». Однако не все готовы делиться наработанными за годы секретами, да и учиться у других кое-кто считает ущемлением своего авторитета. Тогда Фёдор решает провести такую плавку самостоятельно силами своей бригады. Смотреть на то, как варят сталь — безусловно интересно. Но смотреть на то, как «варятся» человеческие чувства — интереснее вдвойне. Хорошо работает только тот, у кого всё хорошо в семье. А у Фёдора «на личном фронте» неожиданно сгустились тучи — к Зое Ясновой (Светлана Данильченко) неожиданно приехал бывший муж.
Если с производственным конфликтом в картине абсолютная ясность, то в истории Зои наблюдаются «белые пятна». То, что она не рассказала Фёдору о дочери понять можно, хотя и с большим трудом. Но вот «статус» взаимоотношений с неожиданно нагрянувшим Геннадием Стрельниковым так и повис в воздухе: муж или бывший муж? Если бывший, то почему позволяет «телесные контакты», ставшие причиной разлада с Фёдором? Кое-что проясняет фраза матери, у которой ПОКА живёт дочь Светланка (единственный эпизод, но как сыграла девочка!): «Мужа ты всегда можешь найти, а отца Светланке?..» Эта часть истории не совсем понятна, зато образ «заботливого отца» Светланки прорисован предельно ярко. Олег Басилашвили в роли Стрельникова — прекрасный образец карьериста, к тому же весьма нечистоплотного.
Имея за плечами некий «опыт работы в главке», он, едва прибыв на завод, предлагает себя в качестве… начальника смены. Сталь варить — не бумажки на столе перекладывать, поэтому Стрельникова ставят подручным в смену Фёдора, и зрителю становится абсолютно ясно, чем всё это закончится. (Удивительное совпадение заключается в том, что в «Осеннем марафоне» (1979) Басилашвили окажется в похожей ситуации, только руку не подаст он сам. А в «Служебном романе» (1977) Самохвалов получит такую же пощёчину как и Стрельников!) Басилашвили естественно и органично отобразил приспособленца Стрельникова, легко и непринуждённо очерняющего человека ради собственной выгоды. Главное достоинство советских фильмом заключается в том, что зло — в каком бы обличье оно не предстало: подлость, низость, предательство - обязательно будет наказано. Что же касается взаимоотношений Фёдора и Зои, то у них всё ещё впереди - целая жизнь: светлая, чистая, как этот фильм...
2 февраля 2023