| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
До будущей весны |
| год: | 1960 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Виктор Соколов |
| сценарий: | Сергей Воронин |
| видеооператор: | Семен Иванов |
| композитор: | Надежда Симонян |
| художник: | Иван Иванов |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
29 апреля 1961 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
57 мин |
В конце 50-х - начале 60-х в советском кино сформировался целый поджанр лент восхваляющих сельскую жизнь. Колхозы были представлены как комфортная модель социального лифта. в которой каждый молодой человек получал шанс на развитие. Ровно в таких координатах и сделана картина Виктора Соколова 'До будущей весны'.
Сюжет фильма прост: молодая мать приезжает из большого города в скромную деревню. Она устраивается в школу и фактически начинает жизнь заново. Она рассказывает всем, что ее муж умер. Но на самом деле ей просто нужно начать все заново. В остальном мы получаем лишь констатацию доброжелательной атмосферы. Героиня нравится детям. Она находит множество друзей и одного настоящего поклонника. И этот коллектив помогает ей справиться с грузом личных неразрешенных проблем. Несколько назидательных бесед, ночные прогулки и... И все вопросы как бы сами и решились.
Столь легкая психологическая проработка выглядит нелепо. Не слишком убедителен в образе сельского интеллигента и фактически ведущий весь фильм Иннокентий Смоктуновский. Слишком уж надрывно правильным получился его персонаж. После противоречивого 'Ночного гостя' и вдохновенной живой роли Юлиуса Фучика в 'Дороге бессмертия' эта работа Смоктуновского выглядела безжизненной. Актер как мог пытался придать дыхание заведомо картонному образу.
'До следующей весны' можно сравнить с вышедшим в тот же год 'Из Лебяжьего сообщают' Василия Шукшина. В принципе обе ленты рассказывали о советской сельской жизни. Но это кардинально разные истории. В одном фильме мы получаем набор самостоятельных жизненных зарисовок, в которых герои существуют автономно. Это определяет их реалистичность - каждый создает нечто необычное, самобытное определяя естественную правдоподобную композицию. А вот у персонажи фильм 'До следующей весны' делают все как надо. Будто перед нами рекламный ролик. Щелк... Крупный план... Несколько назидательных слов и все противоречия устранены...
4 из 10
2 апреля 2025
Удивительно нежный получился фильм у Виктора Соколова. Вместе со сценаристом Сергеем Ворониным они нарисовали ограниченный, но по-домашнему уютный мир, в котором мало взрослых персонажей, в основном — дети. Создатели картины поступили так умышленно, показывая тем самым, что героиня обворожительной Людмилы Васильевны Марченко — учительница Вера Николаевна — глубоко переживает душевную травму первой любви. Она специально приехала в деревню, чтобы навсегда отгородиться от подлости человека, которого она искренне любила. Вера Николаевна сразу же дистанцировалась от мира взрослых, отдавая всю себя детям. Однажды пережив душевную травму, она разочаровалась в людях, и находила сердечное успокоение в работе и в общении с детьми, потому что дети — почти ангелы: не предадут, не обманут.
Молодая мама спокойно живёт в своём мире, стараясь не замечать «внешних раздражителей» в виде учителя математики Алексея Николаевича Ручьёва (Иннокентий Смоктуновский). Этот добрый, мягкий, отзывчивый человек с первой же их встречи даёт понять, что молодая учительница покорила его внутренней печальной гармонией. Алексей Николаевич пытается достучаться до прежней, юной и восторженной девушки. Но сделать это непросто — Вера очень боится ошибиться вновь: «Как жить?.. Как учить?.. Если опять обманут…» Она живёт не настоящим, а прошлым, в котором остались боль и обида. Со стороны может показаться, что Вера Николаевна ведёт себя отстранённо и по отношению к своей дочери. Но это не так. В фильме есть сцена наполненных слезами глаз героини, когда она смотрит на свою дочь.
Это не сюжетный ход и не требование режиссёра. Это трагедия молодой актрисы, в силу семейных обстоятельств, не способной иметь собственных детей. Ярко заблестевшая на кинематографическом небосклоне в 19 лет после роли Настеньки в картине «Белые ночи» (1959), Людмила Васильевна попала под давление всесильного и любвеобильного Пырьева. Блистательное начало карьеры стало и началом её заката, потому что тень Пырьева, как тень пушкинского Командора, довлела над карьерой актрисы. Обидчивый гений не простил девчонке отказ. Простодушная и наивная, она даже не понимала, в какие сети попалась. Пырьев преследовал её до конца своих дней. Тень Ивана Александровича следовала за ней даже после его смерти… Уже в 20 лет Людмила Марченко поняла, что такое — система, когда авторитетам разрешено абсолютно всё.
А ведь Люду с самого нежного возраста все называли «артисткой». И когда спрашивали: «Кем будешь?», она, по-детски шепелявя, отвечала: «Атисткой». В 135-й московской школе она была примой школьного театра, а в 10-м классе даже режиссёром. Никто и не удивился, что девочка параллельно прошла все отборочные туры в Щепкинском и в Щукинском училищах. Но кто-то из преподавателей посоветовал ей пойти во ВГИК. «Для театральной актрисы у тебя слабоват голосок», — сказали ей. Она послушалась. Льву Кулиджанову Людмила тоже понравилась: именно такой он представлял свою героиню в «Отчем доме». Казалось бы, столь блистательное начало сулило яркую артистическую карьеру. Так и было, пока Пырьев, увидев её милое лицо, не предложил дебютантке главную роль.
Все собственные жизненные коллизии Людмилы Марченко нашли отражение в роли обманутой мужчиной учительницы. Актриса здесь не играла. Она проецировала собственную судьбу на судьбу героини. Может быть именно поэтому её персонаж столь одинок и печален. Может быть именно поэтому учительница Вера Николаевна не верит Алексею. Может быть именно поэтому она ищет защиты у отца. Только близкие, искренне любящие люди могут излечить уныние в душе молодой женщины. Местами чудаковатый, но нежный и заботливый Алексей Николаевич в исполнении Иннокентия Смоктуновского — именно такой человек. Благодаря его чуткости, Вера, наконец-то, оттаяла и поверила в собственное счастье…
8 марта 2018