Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Неотправленное письмо |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Калатозов |
сценаристы: | Григорий Колтунов, Виктор Розов, Валерий Осипов |
продюсер: | Виктор Цируль |
видеооператор: | Сергей Урусевский |
композитор: | Николай Крюков |
художники: | Давид Виницкий, Л. Наумов |
монтаж: | Н. Аникина |
жанры: | мелодрама, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 июня 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Фильм «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова принадлежит к периоду неожиданного взлёта в его режиссёрской карьере, начатым новаторской (не только для советского, но и мирового кино) картиной «Летят журавли». Калатозов вновь обрёл раскрепощённость манеры, чувство свободы, вернулся к формальным поискам, которые были свойственны его блистательному дебюту «Соль Сванетии» и которые он не смог возобновить с появлением звука в кино и доминированием социалистического реализма. В период малокартинья, когда снимали мало, но якобы лучше, ему приходилось снимать проходные одиозные фильмы («Заговор обречённых», «Вихри враждебные»), возвеличивающих советский режим, что даже компрометировало режиссёра.
В «Неотправленном письме» идёт речь о судьбе геологической экспедиции, открывшей в Сибири месторождение алмазов. Темы героического подвига, противоборства Человека и Природы являются одними из главных в творчестве Калатозова, начиная с «Соли Сванетии» и заканчивая «Красной палаткой». Интересно провести параллель между сюжетом фильма и трагическими событиями на Северном Урале, произошедшими с тургруппой Игоря Дятлова в зимой 1959 года (съёмки проходили в том же году, а премьера состоялась 27 июня 1960 года). Автор подтверждает, что расплата человека за проникновение в запредельное не минуема, хотя даёт шанс одному человеку спастись с надеждой на дальнейшее покорение опасных земель.
Калатозов стремится продемонстрировать неоднозначные характеры людей, проявляющиеся по-разному в экстремальной ситуации. В этом ему помогает выдающийся оператор Сергей Урусевский, создающий живописное чёрно-белое изображение с применением ручной камеры. Но нужно заметить, что формотворческие усилия режиссёра и оператора не так необходимы в развитии экранного действия. Здесь нет идеального совпадения стиля и сюжета, как в «Летят журавли», из-за чего «Неотправленное письмо» тяжело воспринимается.
Эта лента, как и последующая «Я — Куба», конечно, не поднимается до высот общепризнанного калатозовского шедевра, но и она находит своих поклонников среди деятелей кино. В 1995 году Фрэнсис Форд Коппола финансировал реставрацию и прокат картины в США. А Райан Джонсон заставлял всю съёмочную группу смотреть «Неотправленное письмо» перед съёмками восьмого эпизода «Звёздных войн». Письмо, неотправленное в прошлом, достигло своего адресата в будущем.
3 июня 2021
Переизбыток огня в кадре. Момент когда, отчаявшиеся найти алмазы геологи в исступленном отчаянии долбят породу в ореоле не то огней не то пожара — явный перегиб. Ну просто в чистом виде «Как закалялась сталь» с Конкиным.
Режиссер с оператором пиротехники какие-то. Длящаяся сцена лесного пожара с заполняющим кадр пламенем не оставила бы шансов выжить в таком месте и пяти минут, не то что продержаться много дней. Сколько может гореть елка? Ну несколько часов, ну день. А впечатление такое, что герои неделями следуют за эпицентром пожара, а не к спасительному выходу из огненной западни.
Какая-то внезапная (после лета и пожара) зима, сковавшая льдом сибирские реки. Если все вышеперечисленное назвать одним словам, то получается — ПЕРЕБОР во всем.
Но в то время видимо на такие мелочи зритель внимания не обращал. Ведь в 50—70е профессия геолога была одной из самых популярных в стране. Замечательная эпоха романтиков, жаждавших вдыхать ветер странствий и приключений.
21 мая 2020
Очевидна попытка авторов закрепить, а то и развить успех на фестивальных площадках мира после оглушительного триумфа «Летят журавли». Для этого взята драматическая история, усиленны по времени кинооператорские «трюки» столь хорошо «зашедшие» в предыдущем фильме — такие как съёмки крупных планов лиц артистов с разных ракурсов, мельтешение персонажа по ограниченному пространству «сцены», съёмки сквозь «завесу» переднего плана — будь-то дым, огонь, ветви и стволы деревьев или трава, бешеная же «скачка» героев и параллельно им камеры сквозь тот же передний план вплоть до размытия картинки. Далее: для соответствия «высоко-фестивальности» была усилена символичность некоторых эпизодов и введена любовная линия в экранизацию повести. И всё это даёт эффект — изучается ВГИКом. Но фестивальных лавр не заработало. Почему?
В погоне за эффектностью авторы упустили любой намёк не просто на реальность, но даже на художественное отображение оной. По поводу житейского фактажа — уже сделана рецензия — попробую по символической фактуре. С самого начала камера ведёт повествование — не взаимодействие актёров, а именно камера. Камера удаляется от актёров оставленных на плёсе, затем камера путает персонажей в «трёх соснах» молодого подтопленного леса — актёры буквально ходят кругами ради синематографичности отснятого материала, что с самого начала начинает, как говорится «доставлять». Затем камера же ведёт на поиски и проводит сквозь лесной пожар. И этот навязчивый приём мог бы сработать умерь мыл бы оператор или получив указание от режиссёра. Проведение камерой сквозь таёжный пожар — неплохая идея — но с начала фильма он уже изрядно приедается и набивает «оскомину». А будучи отделенно от более спокойной — бытово-лагерной части фильма сыграло бы сильнее, но это имхо.
Сюжет отсутствует вовсе как взаимодействие персонажей его двигает видеографика — набор трюков кинооператора. А жаль — первая роль Смоктуновского, встретившаяся мне, без вычурности, Урбанский в расцвете таланта, молодой Лановой худой и звонкий -спокойное развитие фильма по канонам лит. произведения, оформленное талантом артистов вызвало бы более сильный эффект чем подобное натужно-фестивальное действо. Да и просто рассказанная история об затерянных в бескрайнем море тайги геологах уже вызывает потение рук и саспенс самим сюжетом — как это в простеньком вроде фильме «Таёжная повесть» Владимира Фетина.
Символизм ради символизма. Что показывают нам фигуры остервенело работающих геологов выделенных графически на полотне экрана? Правильно — остервенело работающих геологов. Ничего нет за их работой, цели, идеи, смысла за этим символизмом ноль — в подаче авторов это не объяснено.
Как впрочем и общей идеи и смысла в фильме не наблюдается — если не считать нарочитый пафос диалогов и нагнетающую патетику музыки за смыслы.
С другой стороны — а что современные фильмы-катастрофы несут хоть какой-то подсмысл кроме как развлечение зрителя? Или они однозначно реалистичны и жизненно правдивы? Все эти Цунами, Землетрясения в Лос-Анжелесе, Вулканы и т. д. — всё смотрится как части одного большого сериала — «Земные катаклизмы» — благодаря одинаковым приёмам кино производства. И с определённой долей удовольствия смотрится — как очередная долго ожидаемая серия. С этой стороны фильм Калатозова обрушивал с экрана на зрителей в зале кинотеатра катастрофу — буквально погружая в её центр и уж точно не до разбора реальности было массовому зрителю при просмотре. Другое дело, что мы-то ожидаем от советского кинематографа именно смыслов и идей — как приемника русской-советской литературы…
5 из 10
15 октября 2019
Первый раз я увидел отрывки из «Неотправленного письма» по тв пару лет назад — и сильно удивился: походило на увлекательный остросюжетный фильм про геологов, — а я его за всю жизнь не то что не видал — даже не слыхал про него… «Звездный» состав ослеплял: Самойлова, Ливанов, Урбанский, Смоктуновский… Неужто советские злыдни-цензоры опять постарались — «на полку» фильм закинули? Бросился искать…
Начал смотреть — и одновременно смеяться… А в голове забрезжила догадка, почему его могли убрать с проката: не «за политику» — ее тут ноль, — а по настоятельной просьбе министерства геологии: в фильме все геологи показаны идиотами — причем подспудно и высокое начальство; полно и разных других нелепиц.
Даже я — не геолог, а так, «полевик» от случая к случаю, — смеялся, — а реальные геологи вообще, наверно, ухахатывались, — а может, плевались и матерились…
Глупости буквально на каждом шагу.
Если верить фильму, то:
- все геологи в экспедициях спят в палатках сном младенцев, даже не подумав выставить на ночь дежурного: сибирская тайга — это ведь такое мирное, безопасное место…
- в такой дали и глуши, где неоткуда ничего взять, кроме как с самолета, который прилетит неизвестно когда, беречь патроны абсолютно незачем — потешься, народ, «фейерверком» — ничего, что кругом дремучая тайга, кишащая опасными хищниками… Или геологов так заваливали патронами, что они не знали, куда их девать?
- зато ракетниц советским геологам не выдавали ни одной: вертолет прилетит — сигнал подать ему нечем — вот и носятся все по чаще как угорелые да вопят диким голосом… (Или все ракеты они еще раньше расстреляли, на свои салюты?)
- у советских геологов железные легкие: сутками бродят по дыму, но не только не задыхаются — хоть бы кашлянули разок-другой для «блезиру»…
- железные, видимо, у них и остальные части тела: север, кругом снег, лед и ветер; мороз такой, что пар изо рта валит, — а они днями напролет ходят с голыми руками и головой — как ничего не поотморозили и вообще живы, уму не постижимо…
- про «убили негра — а он встал (с носилок) и пошел» я вообще молчу…
Всего не перечесть (да и не дадут)… Чепуха льется таким бурным потоком, что не успеваешь опомниться и сосредоточиться на сюжете. Все кажется «понарошку», как в детской игре…
И ощущение постоянно такое, что показывают не геологов в полной опасностей тайге, а ребятишек на пикнике в подмосковном лесочке: ведут себя так же глупо и беспечно.
Даже жалости особой не испытываешь: практически сами во всем виноваты… Не верится, что кончали институты: интеллект больше на младшеклассников смахивает — что у начальника, что у подчиненных…
Заело любопытство: неужели в книжной первооснове (одноименная повесть Валерия Осипова) такая же абракадабра была? Проверил: нет, там большинства киношных глупостей нет, она намного реалистичней — автор явно разбирался в теме, а вот создатели фильма — ни бум-бум… Отдельная благодарность от меня Осипову за то, что у него нет в книге этого дебильного любовного «треугольника» с «цыганскими страстями»…
Набил оскомину в фильме и постоянный истерический надрыв с монументальными позами и перекошенными лицами во весь экран… Фальшивости добавляли высокопарно-сюсюкающие реплики и «красивые» жесты типа «брось, комиссар, не донесешь!», как и другие навязчивые потуги авторов «вышибить слезу»… Повеселил разговор рабочего и геолога посреди чащи «про любоффь», в духе бразильских сериалов.: -)
И постоянно оглушала помпезно-пафосная музыка — словно прямиком из сталинских фильмов: видимо, по замыслу авторов, она должна была разжечь в зрителях чувство «пламенного энтузиазма», «советского патриотизма» и веру в «светлое будущее»…
Помню, в перестройку, когда стали публиковать разные мнения, а не одно «единственно правильное», о книгах и т. п., попалось в газете письмо про писателя-эмигранта Аксенова: А-а-а, это тот самый, который 20 лет назад «р-р-романтику» нам все воспевал… Мы глотали эту «романтику» не жуя — а потом, когда в реальную жизнь вышли, то таких шишек из-за его глупостей себе насажали на каждом шагу… А автор-«романтик» просто взял да и смотался себе в Америку…
Этот фильм, видимо, из той же «ррромантической» карусели.
PS Начальника отряда, по справедливости, садить надо — за халатность и безответственность (конкретнее написать не могу: посчитают за «спойлер»: -().
А повесть Осипова совсем неплоха (ранние варианты) — там все более-менее по-настоящему и практически никакой фальши, показного пафоса, сюсюканья и истерик — геологи всё делают просто и обыденно, без лишних слов… Их подвига это нисколько не умаляет — как раз наоборот.
Если б по книге снимали, может и фильм бы нормальный вышел — а так… Словно тупую пародию посмотрел…
3 из 10
24 января 2018
Группа геологов отправляется в Сибирь искать алмазную трубку. Но найти — это даже не полдела — нужно принести добытое знание людям, хотя природа восстала против человека — буря, пожары, зима проверяют человека на прочность.
Не самая завидная судьба вышла у Михаила Калатозова — звания шедевра удостоились лишь «Летят журавли». Его последовавшие фильмы остались непонятыми или задвинутыми в уже известные жанровые рамки. Вот и «Неотправленное письмо» осталось романтической трагедией из 60-х гг. А ведь снято было в конце 50-х и во многом определило стиль и дух будущего десятилетия — молодость, поиски, любовь и готовность пойти до конца в погоне отнюдь не за длинным рублём…
Поэтому персонажи — это не совсем люди, а, значит, почти отпадают претензии по поводу реалистичности происходящего с ними. Это герои нового героического времени навроде Прометея, о чем говорит и начальное посвящение и название фильма. Ведь письмо — это способ связи, контакта, безопасности. Неотправленное письмо — это высказывание ради высказывания, открытие ради открытия, движение ради движения, достижение не с целью возвращения. Но они всё-таки советские, а потому должны дать новое знание людям. Но, кстати, и Прометей, оставаясь одиночкой, оторванным от социума (всё ж таки с богами все больше якшался) нёс огонь людям. Короче, Калатозов, воспроизводит гуманистическую греческую мифологию, от которой европейское сознание с его ценностью человеческой жизни, благоприобретенной в ХХ веке, отказалось, а вот в СССР относились очень уважительно. Лучше [спойлер] герой, чем обычный [спойлер] человек.
Но тема героизма вряд ли привлекла Копполу. Есть более интересная тема для западного профессионального зрителя — борьба со стихией. А, вернее, подвергание сомнению, но не очернению, царского статуса человека по отношению к ней. Натурные съемки гениального Урусевского, жанровое определение природного триллера, романтические герои (Смоктуновский, Ливанов, Самойлова, Урбанский) делают этот фильм одним из пионеров в мировом кино (правда, в советском кино эта тема была и раньше, а в документальном — воплощена Флаэрти в его «Нануке с Севера»). И подобное кино тиражируется ныне с большим успехом — хоть возьми «Скалолаз» со Сталлоне, хоть сравнительно недавние «Выживший» и «Эверест». Природа по-прежнему непобедима, но человек, воюющий за выживание в ней — по-прежнему привлекателен.
9 июля 2017
Узнал о Михаиле Калатозове после слов Гонсалеса Иньярриту, о том, что фильмы оного вдохновляли его на оскароносного «Выжившего». Вот так тяжелая советская драма добралась до моего ума, хотя в этой работе сорвал голос Ливанов, блистательно сыграл Смоктуновский, звезда того времени Урбанский и Самойлова играли рядом. И я ничего не знал про данный кинофильм, а почему? Вопрос в невежестве или неосведомленности? О нет, просто советская цензура не очень жаловала трагизм работы, ведь здесь Калатозов показал настоящих первооткрывателей переживших приключения, достойные персонажей Джека Лондона. Именно здесь герои погибали в мирное время, пытаясь донести до цивилизации карту приисков, ценой здоровья и жизней. Михаил Калатозов с его невероятной операторской составляющей фильма, послужил примером того, как нужно двигаться с камерой, как черно-белое кино помогает работать с тенями и по-настоящему пугать немыслимой экзистенцией. Здоровые пышущие жаром персонажи превращаются в обветренных полудиких людей, готовых на все, чтобы вернуться домой и снова ощутить запах свободы. Такого не покажут по федеральному каналу больше одного раза, это идет вразрез с советским кинематографом, ведь там суровая реальность, а не безмятежность.
Группа исследователей, пробираясь через необъятные просторы Сибири, сталкивается со всем величием природы. Пребывая в плену горящего леса, с голыми ветками над головой, которые будто колючая проволока хоронит мечты о побеге.
Я не совсем осознал насколько это великий образец мирового кинематографа, нельзя забыть то что ты увидел, после завершения просмотра такое чувство что твое нутро истерзано. И несмотря на все это вся квинтэссенция горя пропитана необычайной волей к жизни и преисполненных надеждой грез.
9 из 10
14 февраля 2017
Сосны-великаны вместо стен и небо, разное, но всегда бескрайнее, вместо крыши. Запах свободы и неуловимое ощущение близкого чуда. Романтика дороги и дух приключений — разве можно променять их на засасывающую рутину стабильности городского прозябания, тем более, что интересная жизнь здесь, совсем рядом, за ближайшим поворотом. Это раньше мечталось о несбыточном — о том, чтобы стать пиратом или мушкетёром, о брызгах солёного моря или спасении прекрасных дам, а теперь… Теперь совсем другое дело. Можно стать моряком или лётчиком. Или космонавтом. Или геологом. Да, лучше всего геологом, дружной компанией бродить по тайге, вечерами собираться у костра и петь песни под гитару, героически преодолевать всевозможные преграды и достигать высоких целей. Например, открыть месторождение алмазов в Сибири. Главное, что будущее кажется таким радужным, и аромат грядущих побед опьяняет, кружит голову и заставляет упрямо шагать вперёд. Именно здесь и прячется самое настоящее счастье — в бесконечности леса, в нежном взгляде любимой Танюши, в понимающей усмешке Константина, руководителя экспедиции, в знакомых московских позывных из радиоприёмника, горьковатом вкусе коньяка, выпитого в честь удачного начала похода и редких грубоватых шутках угрюмого проводника Сергея.
Очень скоро уют посиделок у костра и весёлых разговоров о триумфальном возвращении домой сменится беспросветной тоской, восторг ребёнка, нашедшего клад — глухим отчаянием и давящей на грудь обречённостью, а тонкие стволы рвущихся ввысь сосен станут лабиринтом, из которого, кажется, не найти выход. За фасадом наивных представлений о судьбе первооткрывателей скрывается не только и не столько воплощение мечтаний вечно юных душой фантазёров, но гораздо более земные вещи: боль, страдание, постоянное преодоление не обстоятельств, но самого себя, беспрестанную борьбу с собственными слабостями, словом, всё то, о чём редко задумываются мальчишки и девчонки, грезящие о покорении стихии, будь то море солёной воды или зелёное море тайги. Очаровывая кристальной прозрачностью спокойной сибирской реки, отвлекая хрусткой хрупкостью сухостоя, успокаивая тёплым пламенем ласкового огня, сквозь который проступают свеженаписанные строчки неотправленного письма любимой, Михаил Калатозов усыпляет внимание зрителя, чтобы вскоре безжалостно разрушить созданную им обманчивую действительность одним случайно прочитанным словом, одним взглядом, одной искрой, породившей пожар не только в душе.
С каждым кадром светлая реальность преисполненных надежд будней становится всё более контрастной, жемчужно-серый распадается на грязно-мышиный и молочный, чтобы потом превратиться в угольно-чёрный, цвет найденных алмазов и сгоревших иллюзий, и бритвенно-острый белый, цвет выпавшего снега и савана. Музыка, поначалу почти не слышная, оглушает, и ещё недавно такие родные «Подмосковные вечера», доносящиеся из ставшего теперь совсем бесполезным радиоприёмника, сводят с ума не хуже чудовищного в своём неуёмном ликовании поздравления с обнаружением кимберлитовой трубки. Меняются и чувства героев. Ретранслятором их становится природа, прежде безмолвный свидетель, превращающийся в жестокого демиурга. От прежнего спокойствия журчащего ручья, возле которого охотился Андрей, лёгкого ветерка, запутывающегося в волосах Тани, спешащей сообщить радостную весть о найденных алмазах остальным, согревающего костра, не остаётся и следа. На их место пришёл грозный лесной пожар, тысячу километров которого невозможно обойти, вьюга, бросающая в лицо обжигающие снежные крупинки, сбивающая с ног. А летний дождик, под которым так весело было играть в догонялки, превращается в бесконечный ливень, в котором тонет и крик о помощи, и звериный вой человека, лишившегося самого главного.
Соединение личных обстоятельств, воплотившихся в виде неизбежного любовного треугольника, с несокрушимыми природными, реализовавшимися в таёжном пожаре, позволило Калатозову удержать ленту от ухода в мелодраму и сосредоточиться не на частной человеческой драме, но на трагедии героя в целом. Филигранная операторская работа, предлагающая взглянуть на события с троекратной степенью приближения-отдаления, позволяет увидеть мир не только глазами конкретного персонажа или со стороны, но и окинуть тайгу взглядом птицы, вряд ли, конечно, долетающей до середины, убедиться в ничтожности маленького человека и в полной мере ощутить всё величие возможного его подвига. Посвящение, звучащее в начале картины, к финалу воспринимается скорее эпитафией всем, кому не хватило одного шага, одного вздоха, одного вскрика. И тем лучше, что Калатозову пришлось изменить конец фильма, отказавшись от беспросветности героизма посмертного в пользу надежды, ведь неслучайно имя адресата того неотправленного письма — Вера, земной компас, который — и только он — может заставить преодолеть все преграды, высушить горькие слёзы. Заставить до конца пройти свои четыре четверти пути.
30 марта 2015
«Неотправленное письмо» — советская, приключенческая, черно-белая драма 1959 года. Данный фильм был снят достойно, а его история полна скорби и печали. Фильм получился сильный, и был хорошо принят, как в СССР, так и в Европе.
В этой истории мы видим геологов, которые в тайге искали алмазы. После долгих поисков им удалось найти драгоценные камни, но начался сильный, лесной пожар, и геологом пришлось спасать свои жизни. Мы видим историю первооткрывателей, которая заканчивается трагически.
Надо заметить, что фильм снят сильно, и номинацию на Золотую пальмовую ветвь он получил заслуженно. Какая музыка в этой драме, она просто шикарно подошла к этой драматической истории. Фильм смотрится на эмоциях и переполняет зрителя. Хочется сказать спасибо замечательному, советскому режиссеру Михаилу Калатозову за его работы в кино. Данная его драма является золотой коллекцией советского кинематографа.
Роли геологов сыграли такие советские актеры, как Евгений Урбанский, Василий Ливанов и Иннокентий Смоктуновский. Все они играли чисто и без фальши, и за их героев переживаешь во время фильма. Женскую роль исполнила чудесная, советская актриса, которую я люблю — Татьяна Самойлова. Она меня очаровала в фильме «Летят журавли», и остальные ее роли я всегда с удовольствием смотрю. В этом фильме все внимание было на ней. Ее героиня была неким клеем, которая держала всех вокруг себя. Ее героиню мне было жаль больше всех. Советских фильмов есть очень много хороших и сильных, и это кино в списке, о которых я не забуду.
8 из 10
20 марта 2015
Это второй просмотренный мною фильм выдающегося советского режиссера Михаила Калатозова. Первым был известный киношедевр «Летят журавли», который меня невероятно впечатлил и сразу попал в список самых любимых. И недавно наткнувшись на фильм «Неотправленное письмо» и увидев в ролях таких, далеко не последних, деятелей нашего кино, как Василий Ливанов и Татьяна Самойлова, я не раздумывая взялся за просмотр!
В итоге «Неотправленное письмо» получилось на голову вышел предыдущего творения режиссёра, чего я никак не ожидал. Выдающаяся операторская работа, великолепный саундтрек, отличная игра актёров. В этот фильме, пожалуй, нет ни единого минуса. Потрясающее, сильное кино!
Фильм был давным-давно позабыт, но в середине 90-х, его нашел и отреставрировал Фрэнсис Форд Коппола. За что ему огромное спасибо, теперь мы имеем возможность насладиться этим фильмом в отличном качестве!
Этот фильм, так же как и «Летят журавли» несколькими годами ранее, был отправлен на Каннский фестиваль. Но, к сожалению, не имел никакого успеха.
Один из самых неоцененных и забытых советских фильмов.
10 из 10
19 января 2014
Обиднейшая неудача Калатозова. Собственно художественного фильма нет. Есть псевдодокументальные потуги. Собственно образы героев не раскрыты. Видимо, от того, что большая часть экранного времени посвящена сначала многочисленным сценам копания, а затем скитаниям по тайге. На диалоги и раскрытие психологии людей экранного времени просто не осталось. Но даже этот трагический поход не вызывает сопереживания — слишком все условно, «псевдодокументально».
«Летят журавли» — фильм антисоветский, в смысле, непохож не творение советского режиссера. «Неотправленное письмо» — классический советский фильм с патетикой, бумажной ходульностью, бравурной музыкой, якобы иллюстрирующей героический сюжет, а на деле весьма напоминающая слона в посудной лавке, штампами и отсутствием собственно жизни на экране.
Обидно еще и за прекрасных актеров, принимавших участие в этом позоре. Единственный для них плюс, что Лифанов, застудив на морозе голос, навек заполучил уникальнейший тембр…
5 октября 2012
Фильм, который долго было недосуг посмотреть, пока не вышел блюрей. Вот она — сила современных технологий!
Разумеется, не разочаровался. Разумеется, операторская работа шедевр и эталон. Особенна сильная сцена, когда героиня бежит сквозь летний лес, сквозь яркие, смазанные листья — получилась импрессионистическая картина в движении. Великолепна начальная сцена прохода геологов сквозь прибрежный кустарник, а также сцена ударных раскопок — Рифеншталь снимает шляпу. Музыка создает очень правильный фон.
Конечно, кое к чему можно придраться. Например, люди сутками идут по горящему лесу, их легкие должны быть обожжены и забиты дымом и пеплом, однако хоть бы кто кашлянул для приличия. Нет, мужественным советским геологам кашлять не полагается! Первый снег, даже в тайге, не скрипит под ногами. И т. д. Но это ладно.
Гораздо сложнее с героическим пафосом, которым проникнут весь фильм. Нет, он не подлежит никакому умалению, ибо светел и искреннен, но нельзя не проецировать на него сегодня некую горькую иронию, зная, что те якутские алмазы, ради которых отдали свои жизни множество замечательных людей, ныне служат олигархам для покупки футбольных клубов за рубежом. А честным людям остается лишь смотреть хорошие фильмы…
4 апреля 2012
Первое хочется сказать что фильм очень сильный и жизненный для всех нас. С самого начала и до последней секунды весь в переживаниях и это не может оторвать от просмотра, словно проникаешь в условия геологов и ощущаешь запах леса, воздуха, земли, реки и тишины которая всегда окружает тебя.
Перед нами команда четырех геологов которые пошли в этот непростой путь искать алмазы в глубинах тайги, но они не подозревали что их ждет и чем это может обернуться для них. Сначала все хорошо начинается, начинаются поиски, они изучают всю местность, обходят все зоны где должны быть по мнению ученых залежи алмазов, весь это процесс накаляется за счет близости всех участников экспедиции. Люди словно сближаются на глазах, помогают друг другу и даже закручиваются отношение между девушкой Таней и Андреем. Но есть еще один человек который ее любит и здесь уже начинаются серьезные разборки между мужчинами. Это также видно по их разговорам, меня сильно зацепила фраза Сергея Степановича, когда он отвечал на слова Андрея «А вот Вы еще потеряли! — Я ничего не терял. А разве это написали не Вы? — Я ничего не писал. Но мне показалось что я узнал вашу руку. — Ты еще не узнал моей руки. А я не понимаю, чем Вы так раздражены? — А я не хочу чтобы ты понимал.» довольно таки сильно сказано, что показывает о сильном характере мужчины, и конечно же о силе духа нашего народа в то время. Но что же могло помешать таким сильным людям геологам найти алмаз? И неожиданно для всех Таня в раскопках обнаруживает тот самый маленький драгоценный камушек и словно аж потеряла дар речи не может и слова сказать, будто бы остальное уже не умеет значение. Да! Нашли! Радостно крикнули они вместе с Андреем. И сразу же на крыльях счастья побежали сообщить всем остальным. Но не здесь то было, природа подготовила для них сюрприз чтобы испытать их на прочность и в тайге происходит пожар. Команда геологов сразу же выбирается и ищет выход, но нужно забрать всё продовольствие чтобы не умереть с голоду и как можно дольше продержаться пока не пришлют им помощь и заберут отсюда. Постепенно каждый участник экспедиции погибает, о подробностях их гибели не стоит много писать, это нужно видеть так как нам передает режиссер фильма на фоне с их эмоциями, которые в одиночку пытаются выжить и одновременно спасти жизнь друг другу. Прибиваясь сквозь пылающий огонь, холодный дождь и туман их остается лишь двое. Навеки вместе и одни среди этой земли. Но наступили холода и метель, и незаметно для Константина Федоровича природа забирает в свои руки Таню, и словно уже потеряна вся надежда на выживание. Он остался один, последняя надежда остается за ним. Выживет или нет. От природы не стоит ожидать щедрых подарков, а именно в том месте куда они попали. Добравшись до реки, он сделал плот и просто хочет отдохнуть от тех переживаний которые постигли его, он плывет и уже не видит где реальность, а где иллюзии. Мне лично показалось что он уже словно потерял всё, даже свою жизнь, он даже не чувствует холода. Ему уже все равно, нет сил бороться и сопротивляться…
Честно говоря под конец фильма, мне показалось что он уже так и останется один посреди реки и этим всё закончиться. Но судьба таки дала шанс, и прибыла помощь, и когда к нему подошли проверить жив он или нет, он открыл глаза и словно ожил, это как пробуждение, после стольких испытаний и переживаний которые были на его пути.
Фильм очень сильный, правдивый, динамичный, интригующий и мне кажется вообще это шедевр в истории Советского кинематографа. Именно то, что как красиво снят, сколько потребовалось терпения и человеческих эмоций чтобы передать весь смысл фильма. А про то, что актерам вообще не легко пришлось постоянно бродить по болотам, снегу, воде в суровых природных условиях — отдельное уважение. Так что советую к просмотру, фильм не оставит Вас равнодушным.
10 из 10
24 марта 2012
После просмотра возникает сдвоенное чувство.
С одной стороны поражающая даже сегодня операторская работа, игра света, мощнейшие актеры, с другой — картонные фразы и поступки персонажей, достаточно затертый трагико-приключенческий сюжет.
Впечатление, что Калатозов основной акцент ставил именно на выразительность картинки и операторской работы в необычных таежных условиях, забросив работу над сценарием или взяв первый попавшийся.
Но смотреть надо — визуально фильм безупречен.
24 февраля 2012
Киношедевр, пополнивший сразу две мои коллекции фильмов — «Киноклассика» и «Киномания выЖИВания»… Снова творческий тандем, известный нам по фильму «Летят журавли», — Калатозов (режиссер), Урусевский (оператор), Татьяна Самойлова (главная женская роль). Снова выживание ЛЮДЕЙ с большой буквы (геологов-исследователей) в очень суровых условиях «джунглей» сибирской тайги. Вроде бы ничего нового ждать не следует, но все же…
Сценаристам удалось склонить чашу весов к раскрытию психологической драмы каждого из героев, нежели к простой истории выживания в тайге. Характеры получились сильными, игра актеров убедительной, их переживания близкими каждому из нас.
От известной нам романтики будней геологов с кострами и песнями под гитару не осталось и следа, вместо этого нам показали всю суровость их труда по разведке залежей алмазов, требующей нечеловеческой выносливости в самых сложных погодных условиях на скудном пайке вдали от родных и любимых долгими тягучими месяцами.
Не могу не отметить отдельно игру Татьяны Самойловой. Ее переживания — радость и печаль, любовь и боль, измотанность трудом и безнадежностью ситуации — не оставили мое сердце равнодушным. Простой диалог: «Тяжело, Таня?»… «Я просто споткнулась…» — мне сказал о многом. Она не опускает рук, не сдается до конца в нечеловеческих условиях, не хнычет и не льет слез понапрасну, она просто стоически переносит все лишения, и только скупая слеза передает всю щемящую боль в ее сердце.
Великолепный аудио-визуальный ряд, словно полотно, сотканное оператором Урусевским из неповторимых мгновений, каждое из которых оказывают неизгладимое воздействие на зрителя своей силой, реалистичностью, неповторимостью, суровостью.
Фильм соткан из эмоций! Так визуализировать губительный огонь, спасительный дождь, удушающий дым, бурлящий речной поток, изнурительный многодневный труд, опущенные от бессилия руки, взгляд в никуда слабеющего товарища, суровость пурги и всю безнадежность создавшейся ситуации может только гений!
А музыка?! Вот это музыка! Это 100% попадание в тему фильма.
Их было 4. В плену оков 1000 км горящей тайги. Как сказал один из героев: «Слишком много было потеряно, слишком много было найдено!..» Цену за находку пришлось заплатить невосполнимую.
Запомнился кадр: один человек идет в безжизненном пространстве, а поземка по земле смело заметает следы его шагов…
10 из 10
8 мая 2009