Рейтинг фильма | |
![]() |
7.6 |
![]() |
8.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мир Апу |
английское название: |
Apur Sansar |
год: | 1959 |
страна: |
Индия
|
слоган: | «Completes Satyajit Ray's world-famed trilogy» |
режиссер: | Сатьяджит Рай |
сценаристы: | Сатьяджит Рай, Бибхутибхушан Бандьопадхяй |
продюсеры: | Сатьяджит Рай, Aminyanath Mukherji |
видеооператор: | Субрата Митра |
композитор: | Рави Шанкар |
художники: | Банси Чандрагупта, Chhedilal Sharma, Субод Дас |
монтаж: | Дулал Дутта |
жанр: | драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
$16 000 |
![]() |
$16 000 |
Дата выхода | |
![]() |
1 мая 1959 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 57 мин |
Апу — бывший студент, который сейчас не работает и мечтает стать писателем. Его старый друг по колледжу пригласил его на свадьбу в отдалённую деревню. Главные роли исполнили Сумитра Чаттерджи, Шармила Тагор и Алок Чакраварти. Если бы нужно было выбрать слово, которое лучше всего описывает «Трилогию об Апу» Сатьяджита Рэя, это было бы слово «универсальность». И это особенно впечатляет, учитывая, что фильмы глубоко укоренены в индийской (и бенгальской) культуре и традициях.
Каждый может найти отклик в персонажах фильмов, их решениях, трудностях и эмоциях, поскольку они отражают человеческую природу в её самой подлинной и первобытной форме. Сатьяджит Рэй — истинный мастер создания человеческих образов, он создаёт сцены, которые кажутся естественными, но одновременно содержат множество тонких нюансов. Независимо от того, изображает ли сцена обычную деятельность или экстраординарное событие, из неё всегда можно извлечь что-то значимое. Особо следует отметить оператора Субрату Митру, композитора Рави Шанкара и всех актёров за их работу над трилогией, которая подняла материал на невероятную высоту.
«Мир Апу», последняя глава трилогии, завершает историю Апу. В этом фильме рассказывается о том, как Апу, родившийся в Песни дороги и выросший в Апараджито, теперь становится молодым человеком, стремящимся стать писателем. Он живёт скромной, но свободной жизнью в Калькутте.
Самая захватывающая часть трилогии посвящена Апу и его жене Апарне. Они поженились при определённых обстоятельствах, и их отношения прошли путь от отношений незнакомцев до неразлучных любовников. Их отношения представлены в нежном, интимном и игривом ключе, из-за чего невозможно не влюбиться в этих персонажей.
На протяжении всей трилогии семья была центральной темой. Исследуется динамика семьи и взаимоотношений, и семья становится средством выражения человеческой натуры.
Фильмы Сатьяджита Рэя постоянно балансируют между равновесием и дисбалансом. Он разрушает семью только для того, чтобы восстановить её, подвергая своих персонажей разнообразным ситуациям и эмоциям. Эти эмоции, объединяясь, создают близкое представление о человеческом духе.
Судьба и её связь с жизнью и смертью — темы, которые присутствуют во всех трёх фильмах. В «Мире Апу» есть несколько моментов, которые можно рассматривать как связанные с этой темой. Чтобы избежать спойлеров, я опущу самые важные моменты, но сосредоточусь вместо этого на более мелких деталях, которые всё ещё сильно поддерживают идею судьбы.
Один из таких моментов происходит, когда ребёнок в маске стреляет из рогатки в птицу. Независимо от того, изображает ли маска божество или чудовище, сцена подразумевает, что необъяснимая сила (судьба) привела к неизбежной смерти.
Ещё один важный момент — это когда свинья попадает под поезд в результате аварии, предотвращая повторение трагедии.
С каждым испытанием возникает возможность, и с каждой возможностью появляется новая надежда.
Апу похож на божество Кришну: он играет на флейте, учит детей медитации и спасает честь Апарны, женившись на ней.
Поезда всегда были частью жизни Апу: во всех трёх фильмах он живёт рядом с железнодорожной станцией. В «Песни дороги» Апу, будучи маленьким мальчиком, не до конца понимает, что такое поезда, что пробуждает его воображение и юный ум. В «Апараджито» поезда становятся для Апу повседневной рутиной и не более чем средством передвижения, отражая изменения, которые он претерпел за эти годы.
В его последнем фильме звук проезжающего поезда становится раздражающим (или это может означать, что какая-то часть молодого Апу всё ещё живёт в старшем Апу). Поезд связывает разные этапы жизни Апу, символизируя его взросление.
В заключительной части фильма он наконец берёт на себя ответственность. Поскольку финальный кадр больше не фокусируется на персонаже сзади или издалека, как в предыдущих двух фильмах, а вместо этого помещает его перед камерой, когда он идёт вперёд и смотрит прямо перед собой, путешествие Апу теперь завершено. Возможно, впереди его ждёт новое.
31 июля 2024
«Трилогия Апу» Сатьяджита Рея. Три полнометражных фильма о странствии мальчика через сансару. От глубокого детства, до зрелого отца. Сансара, где любовь и чудеса неуловимыми лучами пронизывают воздух и тела, но стоит ей(любви) явить свой сколько-нибудь внятный лик, за ней мгновенно и неумолимо приходит смерть. Духовный жизненный путь как прятки со смертью. Шансы продолжать ничтожны. Ищейки смерти видят больше чем агенты матрицы или всадник с капюшоном, когда хоббит одевает кольцо. Каждая ошибка ранит и ослепляет чувства так, что эти лики любви становятся в тысячу крат труднее различимы, а к зрелости и совсем непостижимы. Прятаться уже не нужно — ты не опасный игрок, смерти не угрожаешь: ты ей уже сам преподнёс своих «любимых» на блюдечке за свою нетерпеливость и жажду до счастья, и дал самого себя обглодать. Так что тебя никто не станет остерегать и опекать. Солнце также ярко светит, но ты под ним наблюдатель. Остаётся одна надежда увидеть себя через детей. Чувства, зрение через детей. И ты готов опекать за свою мечту о детстве, за свои лики любви. И так по кругу.
А ещё это похоже на линию «Иваново детство»-«Страсти по Андрею»-«Солярис» и где-то по искренности покажет фору.
9 из 10
21 января 2018
Иван Бунин в своём романе «Жизнь Арсеньева» писал: «… ибо, как ни больно, как ни грустно в этом непонятном мире, он всё же прекрасен и нам всё-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг друга». Бунин и Рэй жили в разных странах, говорили на различных языках, принадлежали практически к пришедшим на смену одна другой эпохам. Но они оба хоть и с помощью различных художественных средств сумели высказать, то главное, ради чего собственно и существует человек, к чему осознанно или неосознанно стремится всю жизнь.
Завершающий фильм кинотрилогии об Апу, созданной по роману Бибхутибхушана Бандьопадхяя. В первой части — «Песнь дороги» — Апу ещё маленький мальчик, во второй части — «Непокорённый» — одарённый подросток. Здесь же главный герой предстаёт пред зрителем уже в качестве взрослого талантливого и получившего хорошее образование молодого человека. Но, ни талант, ни высокая образованность не открывают перед Апу двери к материальному благополучию. Он молод, а потому полон веры и множество надежд возлагает на свои литературные способности. Однако человек предполагает, а судьба или быть может боги — располагают. А жизнь непредсказуема и поразительно изменчива временами.
Фильм в первую очередь о любви. Ведь именно в любви, а не в материальном благосостоянии заключается подлинное человеческое счастье. Любовь, которая превратилась в боль, затопившую всю душу. Боль переросла в отторжение и неприязнь к единственному существу, оставшемуся в целом свете самым близким по крови. Но Апу этого сразу не понял, не почувствовал, не захотел разглядеть за тем горем, в котором он сам едва не утонул. И только спустя годы, благодаря другу он всё-таки осознал, что жизнь не кончена и всё ещё может иметь смысл, пока в ней есть самое важное: семья и любовь.
Всё гениальное просто, фраза эта стала такой банальной. Но как же точно она описывает суть этого кинематографического произведения. Ничего особенного вроде не рассказывает эта история. Но это кажущаяся простота, которая улетучивается, когда начинаешь всматриваться вглубь: в то, как именно история преподнесена, какими эмоциями расцвечена, какими деталями и нюансами наполнена. Лёгкими штрихами вырисовывается чудо зарождения отношений между людьми, изначально видевших друг в друге лишь чужого. Но шаг за шагом эти двое начинают ощущать симпатию, затем некую родственность душ, перерастающую в устремлённость и наконец, в сильнейшую потребность друг в друге. Смотришь, и в душе ни на миг не появляется сомнение, что это сама жизнь, подлинная и удивительная. Бенгальскому кинематографу в целом присуще особое внимание к мелочам. И наилучшим мастером нюансов является именно Сатьяджит Рей. Предметы интерьера дают представление о социальном положении жильцов, об их характере и о состоянии внутреннего мира. Чего стоит только преображение убогой мрачноватой комнаты Апу с приходом в его жизнь милой Апарны. Персонажи передают своё настроение и состояние души не столько через слова, которых совсем не так много в этой картине, сколько через поступки, выразительные взгляды и жесты.
Фильм обладает настоящей внутренней магией. Она сокрыта не только в виртуозности созданных кадров, реалистичности прочувствованной игры актёров, достоверности деталей. Большую роль здесь играет и глубокое мастерство, с которым автор проникает во внутренний мир своих героев и раскрывает затем этот мир словно сокровенную книгу перед зрителем. Причём раскрывает без прикрас, со всеми достоинствами и недостатками так живо и эмоционально, что не полюбить героев становится невозможным. Тот, кого смог понять и принять душою, становиться близким и важным, хотя бы на период киносеанса и ещё некоторое время спустя.
25 мая 2012