Косоглазое счастье
Zezowate szczescie
7.2
7.4
1959, комедия, военный
Польша, 1 ч 55 мин
В ролях: Богумил Кобеля, Мария Чесельска, Хелена Домбровска, Барбара Поломская,
и другие
История о неудачливом приспособленце, который стремится любой ценой понравиться и угодить сменяющим друг друга властям.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Косоглазое счастье

английское название:

Zezowate szczescie

год: 1959
страна:
Польша
режиссер:
сценарий:
видеооператоры: Ежи Липман, Кшиштоф Виневич
композитор:
художники: Ян Грандыс, Болеслав Камыковский, Леонард Мокич, Wladyslaw Matusiak, Лидия Грысевна
монтаж:
жанры: комедия, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 апреля 1960 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, военный

Постер фильма «Косоглазое счастье», 1959

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Косоглазое счастье», 1959

Комедия, превратившаяся в трагедию

Эта эксцентричная комедия Анджея Мунка показалась мне местами слишком эксцентричной, а местами — не такой уж и комедией. Нам предлагают отследить историю становления человека в футляре новой эры — причем, искренне жаждущего вырваться из этого своего футляра, но лишь наращивающего своими действиями мощный панцирь непонимания между собой и окружающим миром.

Фильм построен в формате воспоминаний главного героя, когда он при освобождении из заключения рассказывает начальнику тюрьмы о своей судьбе, своем «косоглазом счастье» и умоляет оставить его в этих уже ставших родными стенах, где все так просто и спокойно. Первая порция воспоминаний из детства главного героя навевает воспоминания о немых комедиях Бастера Китона (дальше будет скорее грустный лиризм в духе позднего Чаплина). Молодой Ян показан, по сути, пустым местом для своего отца, он лишь начинает вырабатывать привычку постоянно что-то из себя строить в надежде понравиться другим людям и в результате этого попадать в ситуации с различной степенью комичности (или трагичности — с точки зрения главного героя).

Далее мы наблюдаем, как главный герой мужает и параллельно оттачивает свой талант приспособленчества, двуличия и подхалимажа — врожденного дара «по очереди кричать с теми, кто впереди, а потом с теми, кто позади». Потом он оказывается бит обеими сторонами, что, впрочем, вполне закономерно.

Сюжет делает значительный поворот в тот момент, когда на Пищика снисходит озарение: он должен заиметь себе. Именно за мундиром он сможет спрятать свою никчемность и наконец-то приобрести значимый образ (мне кажется, такое нередко бывает и в самом деле). Он целеустремленно движется к своей цели и в итоге все-таки достигает ее окольными путями, мундир, наконец-то на нем — и это снова играет против него, ведь спустя несколько минут его берут в плен.

Оказавшись в плену у фашистов, Ян, постепенно распаляясь, строит себе образ невиданного героя — который, впрочем, быстро проваливается, и он в очередной раз становится изгоем, заслужившим тотальное и всеобщее презрение.

После плена (откуда оказывается выпущенным благодаря неспособности к физическому труду — важный штрих в образе героя) Пищик начинает заниматься трудом максимально непроизводительным, отлично уживаясь в роли спекулянта, а затем прилежно строя из себя юриста, специализирующегося на составлении различных заявлений и прошений (просто переписывая их из одной очень полезной брошюрки). Все это, конечно же, щедро пересыпано комичными ситуациями с трагичными последствиями.

Но пика своей карьеры он достиг, оказавшись в некой до мозга костей бюрократической организации. Здесь он действительно на своем месте — ведь не секрет, что одними из главнейших функций бюрократической машины являются создание видимости деятельности, показывание показателей и преумножение бумажной волокиты. Разгребание бумаг и плетение подковерных интриг — вот настоящая стихия нашего Пищика, здесь он как рыба в воде, быстро движется по карьерной лестнице и даже наконец-то обнажает перед миром свою суть — которая на поверку оказывается столь мерзкой, что лучше бы ее и не видеть…

Уже в конце пятидесятых Мунк показал нам то, что спустя десятилетия будет более подробно рассмотрено Эрихом Фроммом (см. его «Иметь или быть?»), а по прошествии полувека станет видно невооруженным взглядом — стремление человека к тому, чтобы представлять собой что-то, а не быть чем-то. И если на момент выхода рассматриваемой картины образ главного героя представляется чем-то противоестественным или, как минимум, необычным, то в наше время мы имеем таких Янов Пищиков в изобилии и даже избытке. Порой начинает казаться, что они начинают превосходить числом и в реальности мы сталкиваемся с противоположной фильму ситуацией — уже цельные личности, не ставящие для себя целью обрастать образами, становятся недопонятыми основной массой и в какой-то степени отторгаются ими. Впрочем, это не единственная область человеческого бытия, в которой все оказалось вывернутым наизнанку.

На самом деле, этот фильм из нашего времени выглядит даже каким-то пророчеством и предостережением. То, что Пищики множатся и расширяют ареалы своего обитания — это вполне естественный процесс, в полной мере согласующийся с теорией эволюции: ведь по ней выживают не самые сильные, ловкие или умные, а те, кто лучше всего умеет приспосабливаться. И если именно это является врожденным талантом для легионов сородичей пана Пищика — то стоит ли удивляться их непрестанному преумножению и процветанию?

В общем, вот такая вот вневременная пред-пост-ирония от польского кинематографа середины прошлого века.

8 декабря 2020

Искрометная сатирическая комедия не слишком известного зрителю польского постановщика Анджея Мунка, снятая по рассказу Ежи Стефана Ставиньского, стала еще одной вехой в истории польского кинематографа. «Косоглазое счастье» (а в советском прокате «Шесть превращений Яна Пищика) — это история «маленького человека», вечного неудачника и приспособленца, всегда и везде оказывающегося некстати. История Яна начинается в детстве — уже и тогда, будучи школьником, он был аутсайдером. Но и став взрослым, Пищик не стал счастливее. А тут еще нос! «Выдающийся» еврейский профиль однажды приводит его к чудовищному конфузу.

На любовном фронте героя также преследуют неудачи — кажется, девушки вовсе не смотрят на Яна как на мужчину. И даже когда наконец случается первая большая любовь, то и тогда ему не везет! Зато повезет другому (роль соперника Яна в фильме сыграл тогда еще никому не известный Роман Поляньский). А вот со второй своею любовью молодой человек попадает в такой переплет, что придется спасаться бегством. Но самое худшее всё же ждало его в армии. Приключения Яна во время войны — это отдельная история! А попытка сделать карьеру и заодно заработать приводят героя в тюрьму. С этого фильм начинается — этим он и заканчивается.

Так, уже в самом начале картины немолодой уже Пищик рассказывает начальнику тюрьмы о своей жизни, умоляя не выпускать его. Он готов оставаться здесь на любых условиях: ведь только в тюрьме он, наконец, почувствовал себя спокойно и, можно сказать, начал жить… Сразу после премьеры фильм польского режиссера подвергся критике — режиссера тогда упрекали в «очернительстве». В картине был честный и смелый взгляд на события недавней истории, а рассказу о трагических событиях сопутствовали ирония, сатира и юмор. В противовес царящим на экране образам героических борцов с фашизмом Мунк вывел сатирический образ безвольного антигероя-неудачника, что, разумеется, шло тогда вразрез с принятой идеологией.

9 из 10

9 февраля 2018

Грустные радости Яна Пищика

Главный пересмешник «Польской киношколы» Анджей Мунк своими «Шестью превращениями Яна Пищика» (так фильм назывался в советском прокате) легко и просто разбил в пух романтику национальных мифов. И не только польских, но и других стран, чей пафос строится на культе геройства и слепого патриотизма.

Главный герой истории Ян Пищик с детства чувствовал себя не в своей тарелке. Стараясь поспевать за постоянно меняющимися увлечениями и воззрениями общества, он то запаздывает, то забегает вперед. Чего только стоит эпизод, когда Яна утром бьют за «еврейский профиль», а вечером — за участие в еврейском погроме. И оба раза — по чистой случайности и совершенно незаслуженно.

Всю свою жизнь Ян Пищик пытается приспособиться к чужим стереотипам. Но существует ли он сам как личность? Фильм по-чаплински одновременно и смешной, и грустный.

Анджей Мунк родился в Кракове в 1920 году. Начинал как документалист. Снял несколько художественных фильма по сценариями Ежи Стефана Ставинского. Преподавал в киношколе в Лодзи. Погиб в 40-летнем возрасте в автокатастрофе по дороге на съемки фильма «Пассажирка».

8 из 10

12 июня 2016

Комедия Косоглазое счастье появился на свет в далеком 1959 году, более полувека тому назад, его режиссером является Анджей Мунк. Кто играл в фильме: Богумил Кобеля, Мария Чесельска, Хелена Домбровска, Барбара Поломская, Irena Stalonczyk, Тадеуш Бартосик, Хенрик Бонк, Мариуш Дмоховский, Александр Дзвонковский, Эдвард Дзевоньский, Тадеуш Янчар, Станислав Яворский, Анджей Красицкий, Войцех Литынский, Казимеж Опалиньский.

Страна производства - Польша. Косоглазое счастье — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.