Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Косоглазое счастье |
английское название: |
Zezowate szczescie |
год: | 1959 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Анджей Мунк |
сценарий: | Ежи Стефан Ставиньский |
видеооператоры: | Ежи Липман, Кшиштоф Виневич |
композитор: | Ян Кренц |
художники: | Ян Грандыс, Болеслав Камыковский, Леонард Мокич, Wladyslaw Matusiak, Лидия Грысевна |
монтаж: | Ядвига Заицек |
жанры: | комедия, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 апреля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Эта эксцентричная комедия Анджея Мунка показалась мне местами слишком эксцентричной, а местами — не такой уж и комедией. Нам предлагают отследить историю становления человека в футляре новой эры — причем, искренне жаждущего вырваться из этого своего футляра, но лишь наращивающего своими действиями мощный панцирь непонимания между собой и окружающим миром.
Фильм построен в формате воспоминаний главного героя, когда он при освобождении из заключения рассказывает начальнику тюрьмы о своей судьбе, своем «косоглазом счастье» и умоляет оставить его в этих уже ставших родными стенах, где все так просто и спокойно. Первая порция воспоминаний из детства главного героя навевает воспоминания о немых комедиях Бастера Китона (дальше будет скорее грустный лиризм в духе позднего Чаплина). Молодой Ян показан, по сути, пустым местом для своего отца, он лишь начинает вырабатывать привычку постоянно что-то из себя строить в надежде понравиться другим людям и в результате этого попадать в ситуации с различной степенью комичности (или трагичности — с точки зрения главного героя).
Далее мы наблюдаем, как главный герой мужает и параллельно оттачивает свой талант приспособленчества, двуличия и подхалимажа — врожденного дара «по очереди кричать с теми, кто впереди, а потом с теми, кто позади». Потом он оказывается бит обеими сторонами, что, впрочем, вполне закономерно.
Сюжет делает значительный поворот в тот момент, когда на Пищика снисходит озарение: он должен заиметь себе. Именно за мундиром он сможет спрятать свою никчемность и наконец-то приобрести значимый образ (мне кажется, такое нередко бывает и в самом деле). Он целеустремленно движется к своей цели и в итоге все-таки достигает ее окольными путями, мундир, наконец-то на нем — и это снова играет против него, ведь спустя несколько минут его берут в плен.
Оказавшись в плену у фашистов, Ян, постепенно распаляясь, строит себе образ невиданного героя — который, впрочем, быстро проваливается, и он в очередной раз становится изгоем, заслужившим тотальное и всеобщее презрение.
После плена (откуда оказывается выпущенным благодаря неспособности к физическому труду — важный штрих в образе героя) Пищик начинает заниматься трудом максимально непроизводительным, отлично уживаясь в роли спекулянта, а затем прилежно строя из себя юриста, специализирующегося на составлении различных заявлений и прошений (просто переписывая их из одной очень полезной брошюрки). Все это, конечно же, щедро пересыпано комичными ситуациями с трагичными последствиями.
Но пика своей карьеры он достиг, оказавшись в некой до мозга костей бюрократической организации. Здесь он действительно на своем месте — ведь не секрет, что одними из главнейших функций бюрократической машины являются создание видимости деятельности, показывание показателей и преумножение бумажной волокиты. Разгребание бумаг и плетение подковерных интриг — вот настоящая стихия нашего Пищика, здесь он как рыба в воде, быстро движется по карьерной лестнице и даже наконец-то обнажает перед миром свою суть — которая на поверку оказывается столь мерзкой, что лучше бы ее и не видеть…
Уже в конце пятидесятых Мунк показал нам то, что спустя десятилетия будет более подробно рассмотрено Эрихом Фроммом (см. его «Иметь или быть?»), а по прошествии полувека станет видно невооруженным взглядом — стремление человека к тому, чтобы представлять собой что-то, а не быть чем-то. И если на момент выхода рассматриваемой картины образ главного героя представляется чем-то противоестественным или, как минимум, необычным, то в наше время мы имеем таких Янов Пищиков в изобилии и даже избытке. Порой начинает казаться, что они начинают превосходить числом и в реальности мы сталкиваемся с противоположной фильму ситуацией — уже цельные личности, не ставящие для себя целью обрастать образами, становятся недопонятыми основной массой и в какой-то степени отторгаются ими. Впрочем, это не единственная область человеческого бытия, в которой все оказалось вывернутым наизнанку.
На самом деле, этот фильм из нашего времени выглядит даже каким-то пророчеством и предостережением. То, что Пищики множатся и расширяют ареалы своего обитания — это вполне естественный процесс, в полной мере согласующийся с теорией эволюции: ведь по ней выживают не самые сильные, ловкие или умные, а те, кто лучше всего умеет приспосабливаться. И если именно это является врожденным талантом для легионов сородичей пана Пищика — то стоит ли удивляться их непрестанному преумножению и процветанию?
В общем, вот такая вот вневременная пред-пост-ирония от польского кинематографа середины прошлого века.
8 декабря 2020
Искрометная сатирическая комедия не слишком известного зрителю польского постановщика Анджея Мунка, снятая по рассказу Ежи Стефана Ставиньского, стала еще одной вехой в истории польского кинематографа. «Косоглазое счастье» (а в советском прокате «Шесть превращений Яна Пищика) — это история «маленького человека», вечного неудачника и приспособленца, всегда и везде оказывающегося некстати. История Яна начинается в детстве — уже и тогда, будучи школьником, он был аутсайдером. Но и став взрослым, Пищик не стал счастливее. А тут еще нос! «Выдающийся» еврейский профиль однажды приводит его к чудовищному конфузу.
На любовном фронте героя также преследуют неудачи — кажется, девушки вовсе не смотрят на Яна как на мужчину. И даже когда наконец случается первая большая любовь, то и тогда ему не везет! Зато повезет другому (роль соперника Яна в фильме сыграл тогда еще никому не известный Роман Поляньский). А вот со второй своею любовью молодой человек попадает в такой переплет, что придется спасаться бегством. Но самое худшее всё же ждало его в армии. Приключения Яна во время войны — это отдельная история! А попытка сделать карьеру и заодно заработать приводят героя в тюрьму. С этого фильм начинается — этим он и заканчивается.
Так, уже в самом начале картины немолодой уже Пищик рассказывает начальнику тюрьмы о своей жизни, умоляя не выпускать его. Он готов оставаться здесь на любых условиях: ведь только в тюрьме он, наконец, почувствовал себя спокойно и, можно сказать, начал жить… Сразу после премьеры фильм польского режиссера подвергся критике — режиссера тогда упрекали в «очернительстве». В картине был честный и смелый взгляд на события недавней истории, а рассказу о трагических событиях сопутствовали ирония, сатира и юмор. В противовес царящим на экране образам героических борцов с фашизмом Мунк вывел сатирический образ безвольного антигероя-неудачника, что, разумеется, шло тогда вразрез с принятой идеологией.
9 из 10
9 февраля 2018
Главный пересмешник «Польской киношколы» Анджей Мунк своими «Шестью превращениями Яна Пищика» (так фильм назывался в советском прокате) легко и просто разбил в пух романтику национальных мифов. И не только польских, но и других стран, чей пафос строится на культе геройства и слепого патриотизма.
Главный герой истории Ян Пищик с детства чувствовал себя не в своей тарелке. Стараясь поспевать за постоянно меняющимися увлечениями и воззрениями общества, он то запаздывает, то забегает вперед. Чего только стоит эпизод, когда Яна утром бьют за «еврейский профиль», а вечером — за участие в еврейском погроме. И оба раза — по чистой случайности и совершенно незаслуженно.
Всю свою жизнь Ян Пищик пытается приспособиться к чужим стереотипам. Но существует ли он сам как личность? Фильм по-чаплински одновременно и смешной, и грустный.
Анджей Мунк родился в Кракове в 1920 году. Начинал как документалист. Снял несколько художественных фильма по сценариями Ежи Стефана Ставинского. Преподавал в киношколе в Лодзи. Погиб в 40-летнем возрасте в автокатастрофе по дороге на съемки фильма «Пассажирка».
8 из 10
12 июня 2016