Рейтинг фильма | |
![]() |
5.8 |
![]() |
5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Грозная красная планета |
английское название: |
The Angry Red Planet |
год: | 1959 |
страна: |
США
|
слоган: | «Sights beyond belief! (Ad cuts).» |
режиссер: | Иб Мельхиор |
сценаристы: | Сидни В. Пинк, Иб Мельхиор |
продюсеры: | Норман Морер, Сидни В. Пинк, Lou Perlof |
видеооператор: | Стенли Кортес |
композитор: | Пол Данлэп |
художник: | Ned Shiells |
монтаж: | Иван Дж. Хоффман |
жанры: | ужасы, фантастика, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
190000 |
Дата выхода | |
![]() |
23 ноября 1959 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 23 мин |
«Испытывать страх это признак храбрости» © Цитата из фильма
50-е годы XX-го века стали своего рода золотым веком приключенческой кинофантастики. Чего тогда только не снимали. А запуск первого искусственного спутника в 1957-м году только подстегнул развитие космическо-фантастического жанра. Полагаю, именно на волне популярности космических приключений и появился в 1959-м году фильм «Грозная красная планета».
Итак, американская экспедиция в составе трёх мужчин и одной женщины отправляется на Марс. Приземляются (а точнее 'примарсиваются') они не на спускаемом модуле, а прямо на ракете, по всем канонам старой фантастики (космическая ракета тогда воспринималась как нечто цельное, без разделений на ступени и составные части). Правда, прибыла экспедиция явно не ради научных открытий, а скорее с целью уничтожения любых форм жизни, ибо бравый вояка, едва выйдя из ракеты, начинает палить из ульразвуковой пушки во всё что ни попадя. Марс представлен как нарисованные кислотно-красные джунгли. Из марсианской флоры и фауны нам показаны: разнообразные кактусы и кусты, огромный хищный цветок с тентаклями, «крыса-летучая мышь-паук» и гигантская амёба, едва не сожравшая космический корабль наших героев. Также стоит упомянуть о марсианской цивилизации, правда, в фильме её толком и не показали, ограничившись лишь статичной картинкой насекомоподобного монстра.
Помимо откровенно слабоватой технической части, фильм страдает ещё по и части сценария. Мне так и осталось непонятно, почему высокоразвитая марсианская цивилизация не заметила приближения и приземления земной ракеты на свою поверхность. Или почему обращение марсиан к землянам транслировалось на чистом английском языке. Ну да ладно, не будем занудствовать и придираться к художественному фильму.
«Грозная красная планета» — реликтовый образец давно ушедшей эпохи, когда Марс был покрыт джунглями, в которых обитали чудовища, а бравые американцы сражались с марсианами. Тогда ещё не было ни «Чужого» Ридли Скотта, ни «Красной планеты» Хоффмана, а первый снимок марсианской поверхности будет получен лишь в 1976-м году, оттого и «Грозная красная планета» не выглядела так наивно и примитивно, как сейчас. Тогда люди ещё не знали, что Марс — лишь безжизненная холодная углекислотная пустыня. И знаете, хорошо, что не знали. В эпоху научных открытий пропала романтика приключений. Лететь на Марс уже незачем, ведь все прекрасно знают, что не будет там ядовито-красных джунглей, в которых обитают хищные цветы с щупальцами, да и сражаться там не с кем.
13 февраля 2022
Интересно все же наблюдать как меняется самосознание людей. В 95% научно-фантастических фильмов 50-х, прилетающие на землю инопланетяне ставили своей целью уничтожить все население Земли. Почему? Потому что в 95% земляне 50-х поступили бы так же. Вот фильм Грозная красная планета. Экипаж астронавтов летит на Марс и первая же заповедь, что они озвучивают, гласит «Стреляй во все, что движется» Едва примарсившись астронавты начинают проверять действие своего оружия на ближайших кактусах, даже не проверив, а вдруг, это не кактус, а разумный марсианин.
Вообще на редкость тупые астронавты оказались. Мало того. что стреляли во все что попадалось под руку, так ещё уходили всем экипажем в разведку, оставляя ракету открытой, заползай кто хочешь. Удивительно, что не весь экипаж погиб а только половина.
Это наполовину нарисованная история. И вышло не так удачно, как у чехов в их «Тайне острова Бэк-Кап». На самом деле, вышло так плохо, что в определенный момент режиссер Иб Мелчиор решил делать фильм черно-белым, дабы меньше было видно косяков. Но тут волей случая, и технической ошибки, пленка стала не черно-белой а красной. Вышло неплохо и фильм остался цветным, в основной части, а действие его переместилось на Марс, где все красно.
Глуповатый фильм с весьма средними спецэффектами. Но, там очень красочно изображена гибель одного из астронавтов, я прям проникся. Ну и плюс, это все же научная фантастика в чистом виде, какой она и должна быть. Так что, вполне можете посмотреть на досуге и на перемотке. ибо часть фильма, где астронавтов возвращают на Землю и выжившая пытается вспомнить, что же произошло, тягомотина редкостная
4 из 10
4 декабря 2018
«The Angry Red Planet» («Invasion of Mars», «Journey to Planet Four») — научно-фантастический фильм Иба Мельхиора, снятый в 1959-м.
Мельхиор — популярный датско-американский писатель, сценарист и режиссер. Во время войны служил в штатовской контрразведке (написал об этом книгу мемуаров). Он родной сын Лаурица Мельхиора, самого известного вагнеровского героического тенора 20-го столетия (об отце Иб тоже написал книгу). Сейчас ему 95, но он по-прежнему в теме. К примеру в 2008-м году по его рассказу «Гонщик» сняли блокбастер «Смертельная гонка» с Джейсоном Стэйтемом и Йеном Макшейном. Причем это сиквел экранизации того же рассказа 1975-го года выпуска, и тогда в ней снялись такие артисты как Сильвестр Сталлоне и Дэвид Кэррайдайн!
Необходимо упомянуть, что в 1964-м году Иб Мельхиор вернулся к теме Красной планеты, став сценаристом культовой кинокартины Байрона Хэскина «Робинзон Крузо на Марсе».
Влияние Мельхиора на современную культуру как сценариста и писателя бесспорно. В его активе захватывающая мемуаристика и зрелищная НФ, он даже как-то написал в соавторстве с женой пару книг по дизайну интерьера, можете себе такое представить?
Если пристально рассматривать творчество Мельхиора как режиссера, тут конечно возникает некоторое недоумение.
Итак, в 1959 году Мельхиору дали 200 тысяч долларов и десять (!) дней, чтоб сделать классный фантастический фильм про Марс.
Фильм стал тестовой площадкой для уникальной техники «CineMagic», прадедушки всех нынешних 3Д-эффектов, была задействована мультипликация — все наиболее сюрреалистические вставки были нарисованы от руки; потом все это склеили с живыми актерами, а сверху залакировали эффектом «соляризации»!
Получилось что-то совершенно гипнотизирующее и вместе с тем совершенно мучительное для глаз. Все это безотчетно напоминает о кинематографических экспериментах Кена Кизи и его «Веселых Проказников» в описании Тома Вульфа. Герои гуськом бродят по нарисованным джунглям, выполненным в разных оттенках оранжевого, это все как будто снято «субъективной камерой» от лица воображаемого мандарина, при этом здорово перекликается с огненно-рыжей прической главной женской героини.
О сюжете… Ракета «MR-1» («Mars Rocket 1»), отправленная на Марс с первой исследовательской миссией, уже считается пропавшей без вести, связь с ней пропала. Внезапно она возвращается. На борту только двое выживших, одна из них — рыжая девица с превосходном сохранившимся несмотря на перенесенные перегрузки и лишения макияжем и перманентом (Наура Хайден, экс-фотомодель и автор нашумевшего бестселлера «Как удовлетворить женщину каждый раз и заставлять ее просить еще и еще…», вышедшего в 1992 году)
Эта девица не просто девица, а доктор наук, умница, красавица, ирландка (ее весь фильм, нарочно коверкая имя, называют Айриш, хотя она Айрис). У нее амнезия вследствие эмоционального шока, и она единственный шанс для военных и ученых, выяснить, что же случилось с марсианской миссией? Потому что второй выживший… Ну, во-первых он без сознания. Во-вторых, как бы уже не совсем человек…
Так что же случилось там, на негостеприимной Красной планете? Военные и гражданские специалисты пытаются докопаться до правды, вылавливая ее по крупицам из сбивчивого монолога исследовательницы.
Сперва пару слов о составе экипажа.
Кроме уже упомянутой рыжеволосой доктора наук…
Командир миссии (Джеральд Мор, характерный актер, озвучивший более пятисот радиопостановок и снявшийся не менее чем в сотне сериалов, включая легендарный «Я люблю Люси») — утомительный в своей мужской неотразимости белозубый «полковник, сэр» с бурной биографией, прочертившейся в ухоженных морщинах и тщательно подсвеченной седине…
Остальные два тоже неплохи.
Ответственным за радиосвязь на ракете оказался артист Джек Крушен, уже отметившийся «особыми» отношениями с коренным населением Марса — в «Войне миров» Байрона Хэскина его убили одним из первых. А в «Эббот и Костелло летят на Марс» он уцелел только чудом, поскольку персонаж его выделялся феноменальной безголовостью даже на фоне дуэта центральных героев — а это, согласитесь, дорогого стоит…
А ведущий научный эксперт и конструктор ракеты — сам Лес Тримейн! Он на тот момент тоже успел поучаствовать в «Войне миров» Хэскина. Причем там он возглавлял оборону землян в качестве бравого десантного генерала с усиками как у Кларка Гейбла. Здесь у него принципиально другое амплуа и потому другая растительность на лице. Гримеры снабдили его бородкой в духе всесоюзного старосты Калинина, верным признаком принадлежности к научной интеллигенции. Что ж, ему и она к лицу!
И вот эта замечательная компания совершает посадку на Красной планете… Первым предвестником грядущих испытаний становится отвратительная трехглазая рожа, с любопытством заглядывающая в иллюминатор.
Доктор наук, увидев ее, издает сдавленный вскрик и падает в обморок (впоследствии, это не то чтобы войдет для нее в привычку, а скорее даже станет доброй традицией).
После такого интригующего пролога, герои незамедлительно раскрывают шлюз и бодрым гуськом углубляются в окрестные оранжевые джунгли, снятые так, повторюсь, что начинают слезиться глаза.
Доктор наук незамедлительно изъявляет желание отделиться от коллектива и заняться сбором образцов. Полковник, с неподражаемой ухмылкой шовинистических 50-х советует девушке держаться у него на глазах, а то мало ли… Доктор наук, звонко смеясь (и наверное, краснея, но «CineMagic» не дает определить точно), отвечает в том смысле, что уже взрослая девочка и разберется сама. Отойдя за ближайшие кусты, девушка незамедлительно обнаруживает некую биологическую конструкцию, будто бы сошедшую с лавкрафтовских иллюстраций, словом нечто такое, от чего хочется бежать со всех ног.
Но, как часто бывает в таких фильмах, персонажи (несмотря на то, что все они имеют научные степени либо обширный жизненный опыт) имеют две скверных и совершенно неистребимых привычки: трогать все руками и не смотреть под ноги…
После того, как смолкают пронзительные вопли доктора наук, а остальные участники экспедиции успешно освобождают ее от щупалец при помощи благоразумно прихваченных на вылазку мачете… Проявляется третья (и столь же неистребимая как первые две) скверная привычка персонажей таких вот фильмов: обязательно тащить добытые образцы незнакомой формы жизни к себе на корабль. Фатальная ошибка…
Что отличает настоящий талантливый трэш от скучной второразрядной фантастики? Когда еще в первой половине фильма (пока не начался «джаз») кто-то из героев листает палп-фикшн с уродливой жабой и красоткой на обложке (или смотрит что-то такое по телеку, или обсуждает с другими героями). И, знаете, эдак снисходительно ухмыляется, мол «и придумают же такую бредаторию…'
Самоирония — настоящему художнику без нее никуда.
Уважаемый Иб Мельхиор об этом знает не понаслышке. Дай Бог ему здоровья!
30 января 2013