Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дорога школяров |
английское название: |
Le chemin des écoliers |
год: | 1959 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Мишель Буарон |
сценаристы: | Марсель Эме, Пьер Бост, Жан Оранш |
продюсеры: | Роберт Амон, Генри Дойчмайстер, Морис Эргас, Ален Пуаре |
видеооператор: | Кристиан Матра |
композитор: | Поль Мисраки |
художники: | Леон Барсак, Полетт Кокатрикс |
монтаж: | Луизетта Откюр |
жанры: | комедия, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
23 сентября 1959 г. |
![]() |
4 сентября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 20 мин |
Фильм — отрывок из жизни 17-летнего Антуана, живущего вместе с родителями в оккупированным немцами Париже. Впрочем, эта оккупация не сильно заметна по фильму: немцы, в их строгой военной форме с нашивками и блестящих чёрных сапогах, спокойно ужинают в ресторанах рядом с французами, а о войне напоминают разве что бомбежки да введённый комендантский час, когда без пропуска никуда не пройдешь и не проедешь.
Рядом со всем этим поместился и наш герой, школяр, молодой и беспечный Антуан. Вместе со своим товарищем Полем, который недавно бросил женщину ради экзаменов («Мы занимаемся с ними любовью, тратим на них время, а потом… Честно, в наши годы можно заняться чем-то получше.»), они занимаются контрабандой продуктов питания. На протяжении фильма мы видим, что Поль нашёл свое занятие — отец управляет рестораном, он сам промышляет контрабандой и в будущем, скорее всего, сменит отца, так как растёт серьезным и деловым человеком. Антуан напротив, не ладит с учёбой и проводит свободное время с девушкой Иветт («Cherchez la femme, pardieu! cherchez la femme!»). На эти отношения Поль смотрит скептически и думает, что она с ним из-за денег.
Что в итоге? Можно посмотреть фильм ради (из-за?) мсье Делона, катающегося на велосипеде со смешной прической и ещё не успевшего стать европейским «секс-символом» того времени* (не добавляю сюда «великим актером», т. к. актерское мастерство Делона — тема отдельная). Старшеклассник-выпусник («Миссис Робинсон, вы пытаетесь меня соблазнить, не так ли?») из него получился хороший, а сам фильм впечатлил не сильно.
Для любителей Делона-актёра, Делона-мужчины и французского кино поздних 50-х.
* — С другой стороны, уже были «Слабые женщины».
5 марта 2017
Как ни странно, но этот черно-белый, скользящий по вершкам драматических событий фильм мне нравится именно тем, что в нем играет Делон. В кино он еще не совсем профессионал, однако в роли парижского старшеклассника вполне на месте. Еще не сыграны «Рокки и его братья» (лучшая работа юного Делона), но уже пройдена «Кристина» (которая мне не нравится), и перед ним ясно встала дилемма — в каком фарватере развиваться дальше. Скользить по вершкам или разрабатывать глубинные пласты профессии.
Думаю, знакомство с Роми Шнайдер и съемка вместе с нею в «Кристине» (плюс обоюдная влюбленность) роковым образом отразились на судьбах обоих. Роми в конце концов рано ушла из жизни, а за Аленом закрепилось реноме первого в Европе красавца, героя-любовника, что не могло не сказаться на качестве кинопредложений, которые на него посыпались.
Но в «Дороге школяров» ничего этого еще нет. Обыкновенная парижская семья на фоне войны во Франции (именно во Франции. а не войны вообще, потому что во Франции, точнее в Париже, была своя война — где-то в мире существовали Сталинград и Хатынь, а в парижском ресторанчике герой Делона мог спокойно сидеть за столиком по соседству с гестаповским офицером и спокойно потягивать свое винцо). Да, были маки, было сопротивление и заграничный легион Шарля де Голля, но одни были в провинции, другие за границей, а в Париже школьники учились, служащие работали, а по вечерам можно было скоротать часик-другой в ресторанчике, принадлежавшем отцу друга-одноклассника. И дела, которые проворачивал юный герой Делона у этого папаши — преследовались полицией, но то было не антифашистское движение, а обыкновенный бытовой криминал. Правда, криминал близкий к патриотическому бизнесу, когда надо было наладить поставки отечественного шампанского в столичный ресторан. И заработать на этом кучу денег. А еще — жениться на юной симпатичной матери-одиночке, которая была в него влюблена по уши и на брак с которой его родители вряд ли согласятся. Вокруг двух этих интриг крутится жизнь героев фильма.
Уже в «Дороге школяров» просматривается тенденция, которая затем пройдет сквозь всю жизнь и всю кинокарьеру Делона — женщины от него будут без ума, будут наперебой слюнявить его губы, нос и подбородок, и каждая будет панически бояться, что он ее рано или поздно бросит. Очевидно эта его харизма (так хорошо подмеченная Мирей Дарк, с которой Делон прожил 15 лет и которую благополучно бросил), уже тогда была видна режиссерам и уже тогда интуитивно ощущалась женщинами — и на съемочной площадке, и вне ее.
В фильме играют Бурвиль, Вентура, но малоопытный Делон рядом с ними нисколько не тушуется. А вот сценарий… В конце фильма хэппи-энд и пафосная фраза: бомба-де упала на соседний дом, нужны добровольцы для разбора завала. Герои ленты — с горящими глазами и вдохновенными лицами — делают шаг вперед, словно на главный в своей жизни подвиг. Как Матросовы перед амбразурой. Простим их. В конце концов, у каждого в ту пору была своя война и своя амбразура на ней.
В этом фильме впервые (по-моему) проявляется качество, которое будет сопровождать Делона всю его киношную жизнь: он оказывается в центре внимания зрителя, не прилагая к этому большого мышечного напряга. Наш глаз без усилий с нашей стороны (но даже с некоей долей удовольствия) находит его в кадре и следует за ним, что бы там ни происходило. Этот дар природы (как мы теперь понимаем) мсье Ален Делон использовал в своей жизни и в своей профессии на все 100.
2 марта 2015