Новые похождения Кота в сапогах
7.4
6.8
1958, фэнтези, семейный
СССР, 1 ч 23 мин
В ролях: Мария Барабанова, Анатолий Кубацкий, Георгий Милляр, Степан Каюков, Тамара Носова
и другие
Вместе с традиционными сказочными персонажами в картине действуют и обычные школьники, участвующие в школьном спектакле по сказке «Кот в сапогах». ..Любе приснился сон. Она, дочь шахматного короля, становится жертвой коварного заговора и похищена колдуньей. На ее поиски отправляется сын мельника Ваня и его друг - волшебный кот. Много трудностей пришлось им испытать, пока они не достигли замка колдуньи и не спасли принцессу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Новые похождения Кота в сапогах

год: 1958
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Игорь Шатров
композитор:
художник: Евгений Галей
монтаж:
жанры: фэнтези, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 мая 1958 г.
на DVD: 9 июля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, семейный

Постеры фильма «Новые похождения Кота в сапогах», 1958

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Новые похождения Кота в сапогах», 1958

Самый странный «Кот в сапогах»

В 1958 году Александр Роу переживает второе рождение как режиссёр-сказочник. После нетипичных для себя «Тайны горного озера» и «Драгоценного подарка» на советских экранах появляются «Новые похождения Кота в сапогах». Снова магия, снова Георгий Милляр в отрицательном образе. Казалось бы, всё здорово, однако что-то пошло не так.

Следует заметить, что и до «Похождений» Роу снимал фильмы не в точности по первоисточнику, а прибегая к адаптации. Во время съёмок «Кащея Бессмертного» на режиссёра даже жаловались видные представители художественной литературы. Однако при всех допущенных вольностях «Кащей» оставался безусловным «Кащеем». Что же касается «Новых похождений», то тут уже смесь из разных сказок, некоторые из которых даже не всем знакомы. От собственно «Кота в сапогах» остались лишь два главных героя и начало с распределением наследства. Откуда заимствовано всё остальное – я, честно говоря, не знаю, да и не должен знать, поскольку название подразумевает, что в основе всё-таки «Кот в сапогах». Но это не так. Могу лишь отметить, что все мотивы и образы фильма типичны для европейских сказок.

«Новые похождения» поднимают сразу несколько тем и сюжетных арок, многие из которых так и не получают должного развития. Скажем, сумка придворного доктора, которую тот очень боится потерять, потому что… не совсем понятно, почему. Или неприязнь игральных карт к шахматам. Почему и как долго она длится, фильм не утруждает сказать. Иногда повествование такое обрывочное, будто важная часть материала в итоговую версию фильма просто не вошла. Общий же настрой у ленты такой несерьёзный, будто её снимали не в 1950-е, а в 1970-е гг. Как знать, может, Роу просто смотрел в будущее?

Огромным недостатком является сам Кот, которого по какой-то причине играет женщина. Я ничего не имею против Марии Барабановой, но кот (да и кошка) – это явно не её роль. Когда Кот в её исполнении ещё и встречается с женским персонажем Георгия Милляра, у зрителей возникает такой диссонанс, которого не было и не будет в других фильмах Роу. Такой же сильный диссонанс возникает от очень неудачного монтажа некоторых магических сцен. Например, когда в клубах дыма упомянутый доктор теряет сумку, а колдунья меняет свою внешность. Кроме того, в этом фильме Роу впервые злоупотребляет обратной съёмкой, когда нужно показать движения персонажей задом наперёд.

Я не могу сказать, что впечатления от «Новых похождений» совсем плохие, поскольку персонажи выглядят колоритными. Особенный восторг я испытываю от прекрасной Тамары Носовой и магически притягательной Лидии Вертинской. Обе они позднее появятся в экранизации «Королевства кривых зеркал», которое наполнено очень похожей атмосферой и, возможно, является работой Роу над ошибками. Переходы между сценами, сопровождаемые наклонными чертами, Роу уже использовал в «Драгоценном подарке» и повторит в «Марье-искуснице». Таким образом, «Новые похождения» стали для режиссёра своего рода черновиком, после которого Роу поднялся над собой.

5 из 10

7 февраля 2023

Ай да сон…

Могло бы вам присниться, что ваш кот очеловечится, но сменит пол? Об этой сказке много писали, поскольку снимался как бы по той пьесе Михалкова, которая и сама родилась в качестве творческого заимствования у великих прошлого…

Детям очень нравилось смешивание чего-то, знакомого по обычной жизни, и явно сказочного, детская фантазия способна творить чудеса даже из стандартной шахматной доски и наделять свойствами кролей-валетов-дам из самой обыкновенной карточной колоды.

И уж совсем замечательное буйство фантазии начинается, если знакомые сказки проникают одна в другую, перемешиваются, возникают необыкновенные комбинации… Представляете, как три богатыря наваляли бы Гитлеру?! А метла реактивная бывает? А сверхзвуковая? А если записать ужасным голосом «страшные рассказки» на магнитофон, засадить злодеев в кутузку и с утра до вечера крутить им записи, то что будет?

Не факт, что у нынешнего поколения мультиков на смартфонах и любителей компьютерных игр фильм вызовет такой же восторг, как и у их предков, но попробовать стоит.

6 из 10

15 мая 2020

Роу тоже учился, как и все мы сейчас…

… Один из первых фильмов великого советского киносказочника Александра Роу был поставлен, вообще-то, по «сочинению» Самого Сергея Михалкова (пьеса» Смех и слёзы»), основанном на знаменитых сказках Шарля Перро «Кот в сапогах» и Карла Гоцци «Любовь к трём апельсинам». Для любопытных киноманов скажу, что где-то в 60-х годах, если не ошибаюсь, на «Союзмультфильме» (простите, на нашёл!!!) был снят прекрасный, тоже «осовремененный» мультик про «кота в сапогах». Найдите его и порадуйтесь!

Теперь то, что я хочу сказать «за наш фильм». Не знаю, может, на тему «Роу и его роль в отечественном кинематографе» уже написаны и докторские диссертации… Я же скажу\напишу только то, что ВИЖУ и знаю! Согласны? Ну, тогда…

… Роу, в отличие от своего «предшественника», тоже великого отечественного киносказочника» Птушко, в своих фильмах «деликатно» стал совмещать сказочные сюжеты с «узнаваемыми» зрителями, небольшими «реалиями современности» (ну, к примеру, цитата из «Варвара-краса…»- «Газировочки бы…» А вспомните «Морозко», от которого Америка опупела: «К лесу передом, ко мне задом… А ему, видите ли, не тем фасадом!». Вообще-то по-современному, по-рокерски это называется «стёб». Вот и в нашем фильме он присутствует, что называется, «в полный рост»! Цитирую (неточно): «Сокрыто наследство старушкино под камнем…»- «На площади Пушкина!». Вау, да и точка! Хотя это и принадлежит сценаристу С. Михалкову, но Роу в дальнейшем «следовал тем же курсом»

… Что же касается женщины в роли «Кота в сапогах» (Мария Барабанова), то… режиссёр Роу здесь ни в чём не виноват! По имеющимся у меня сведениям/публикациям моих коллег-кинокритиков, членов Союза кинематографистов РФ, оную даму Роу навязали в приказном порядке на главную роль (напоминаю: время было советское!), поскольку она была тогда секретарём парторганизации (КПСС) киностудии им. Горького. Теперь вам всё понятно? Она давно умерла, а при жизни была интересной, достойной актрисой… Так что- простите покойницу… Всё-таки она неплохо сыграла «Кота в сапогах»… Женщина!!!

7 из 10

3 марта 2019

Женщина-кот

Будучи согласным в общем-то с рецензентами выше, хочу заступиться за женщину в роли Кота.

Вообще-то я не переношу трансвестизм. Почему даже не смотрел «Вашу тетю» с переодетым Калягиным. А «Девушки в джазе» вообще вызывают отвращение.

Но здесь, по-моему, есть смысл. Мужчина (или юноша) в роли Кота это будет… мужчина-актер в роли Кота и только. А толстозадая тетка с усиками выглядит нелепо и потому… инфернально. Что-то действительно сказочное есть в таком Коте, а не просто киношно-маскарадное.

Хотя да, в целом фильм получился слабее захватывающих воображение «Кривых зеркал».

7 июня 2016

Апельсин в сапогах

До гениальности бреда вроде «Королевства кривых зеркал» эта сказка явно не доросла. Вообще, микшировать две сказки стоит тщательно, а не абы как. В данном случае коктейль оказался затянутым и скучным.

Открывает действие предыстория советской великовозрастной кобылы, которой уже давно в институте прогулы ставят, с прической и замашками капризули-первоклассницы. Она и ее компания таких же инфантилов-друзей ставят в своей любительской студии «Кота в сапогах», а она в очередной раз заболела, в связи с чем друзья пришли прорепетировать одну реплику (ну да, одну, потом они ушли) к ней домой. Потом она засыпает и видит дурацкий сон.

Во сне присутствуют: кот-трансвеститка-в-сапогах (почему немолодая женщина в роли кота?!), одноклассник героини в парике, который один раз даже радует юное создание — и нас, зрителей — обнаженкой (топлесс, все целомудренно, не беспокойтесь). Симпатичный мальчик, да. Еще одна сцена с обнаженкой — в исполнении уже немолодого и обрюзглого мужика Кривелло. Жестокое обращение с животными — живую мышь с привязанными к лапе ключами загрызает кот в прямом эфире. И вообще крайне слабая работа с животными, зато там есть настоящий лев. Склочная соседка героини в роли базарной бабы Двуличе (которая плохо строит из себя аристократку). Вертинская-будущая-Анидаг в роли ведьмы (ей бы сыграть лучше Двуличе). Топорные спецэффекты и подчеркнуто бутафорские костюмы, что, впрочем, принято у Роу, и можно считать его визитной карточкой. И постмодерн: к примеру, сын мельника вдруг поминает Пушкина. И еще неплохие рифмованные ужастики, у Кривелло все-таки недурной талант, но в фильме они почему-то подаются как плохая и вредная литература.

Во сне отсутствует: всякая логика и мотивация персонажей. К примеру, что мешало колдунье, тете Двуличе, похитить принцессу сразу, зачем это бессмысленное маринование принцессы в роли вечно больной? Какую роль тут в принципе играет министр-с-портфелем? И как принцесса, пролежавшая всю жизнь в постели, смогла танцевать — ведь у нее давно уже должна была развиться атрофия мышц? И к чему тут вообще линия с живым соловьем? Он вообще никак не понадобился в сюжете, а эта линия треть фильма заняла.

В целом, в фильме есть кое-что от искусства: пара отсылок к Шекспиру и игра Милляра в роли шута. Все остальные актеры тут только кривляются, а Милляр и кривляется, и играет. А вот в роли тети Двуличе (старая версия) он все же еще не блещет так, как позже в роли Бабы Яги — ну, будем считать это репетицией. Но маловато будет.

В общем, похоже, Роу тут только начал нащупывать свой неподражаемый стиль поздних сказок. Первый блин комом…

24 января 2016

Советская «Женщина-кошка»

Сказки Роу всегда притягивают к себе своим воплощением на экране, интересными персонажами и великолепными декорациями, однако про «Новые похождения Кота в Сапогах» такого сказать не могу. К сожалению, ни в детстве, ни будучи взрослым, когда пересматривал сие творение, картина не понравилась. Объясню, почему:

1). Женщина в роли Кота. Нет, я вполне нормально отношусь к тому, когда мужчина (тот же Милляр с неподражаемой Бабой-Ягой) играет женщину, и наоборот. Но здесь акцент сделан именно на мужскую дружбу между Котом и Маркизом де Карабасом. В данном случае Мария Барабанова смотрелась нелепо, когда учила жизни великовозрастного мужика.

2). Невнятный сюжет — если мною обожаемый Сергей Михалков, сценарист сказки, захотел соригинальничать — у него это получилось. Скрестить три абсолютно разных произведения — «Кота в сапогах» Перро, «Любовь к трём апельсинам» Гоцци и михалковскую пьесу «Смех и слёзы» — в одно — по меньшей мере, странно. В результате — полный винегрет, имеющий далёкое отношение к бессмертной сказке Шарля.

3). Неинтересные персонажи — вряд ли кто-то сейчас, сходу, назовёт, кого сыграли в этом шедевре такие таланты как Кубацкий, Носова, Вертинская. Априори эти имена могут ассоциироваться, в первую очередь, с другой работой Роу — «Королевством Кривых зеркал». Здесь же, несмотря на всю помпезность и размах съёмок, актёры просто затерялись в своих персонажей. Разве что Милляра в двух ролях можно припомнить, и то, с трудом.

Не стоит говорить, что это нетленная, любимая всеми, постановка Александра Роу. Согласитесь, это не так. Даже в советском кинематографе бывали свои промахи. И, на мой взгляд, «Новые похождения Кота в Сапогах» как раз из них.

4 из 10

27 октября 2014

Фэнтези Новые похождения Кота в сапогах появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссером является Александр Роу. Кто играл в фильме: Мария Барабанова, Анатолий Кубацкий, Георгий Милляр, Степан Каюков, Тамара Носова, Лидия Вертинская, Владимир Володин, Лев Потемкин, Ирина Асмус, Ольга Горелова, Константин Злобин, Вячеслав Жариков, Никита Кондратьев, О. Крылова, Владимир Иванов.

Страна производства - СССР. Новые похождения Кота в сапогах — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.