Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Это случилось при свете дня |
английское название: |
Es geschah am hellichten Tag |
год: | 1958 |
страны: |
Испания,
Германия (ФРГ),
Швейцария
|
слоган: | «Prepare Yourself For a Most Unusual and Disquieting Tale of Suspense!» |
режиссер: | Ладислао Вайда |
сценаристы: | Фридрих Дюрренматт, Ганс Якоби, Ладислао Вайда |
продюсеры: | Лазар Уэкслер, Артур Браунер |
видеооператор: | Генрих Гертнер |
композитор: | Bruno Canfora |
художники: | Max Rthlisberger, Robert Gamma |
монтаж: | Хулио Пенья, Герман Галлер |
жанры: | триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 июля 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Произошло то, о чем писала по ночам Агата Кристи, что распутывал с хитрым прищуром Коломбо, что возвел в ранг культа Финчер в числовом триллере. Средь кустов, в лесной чаще, лежало бездыханное тело малышки Гритли Мозер. По всему городку громом прошла ужасная весть, и подозреваемым стал, как это удобно, самый очевидный персонаж. Об этом случае бородатого 58го мало известно, но тем важнее поговорить о случившемся. У нас есть черно-белая улика.
1958 год в мировом кино-это бежевые плащи и темные шляпы. С типичного постера, естественно, прикуривая сигарету, выглядывает матерый сыщик в цветной копии самого себя. Носитель метафоричных пуаровых усов здесь — комиссар «полицай» Маттей. Он — центральный персонаж, местный герой, не дающий случиться суду Линча. Маттей противостоит животной агрессии безликой толпы, желающей казнить неудачливого торговца Жакье, оказавшегося не в том месте в неудачный час. Наблюдать за тем, как держится в кадре крутой швейцарский детектив — удовольствие, сравнимое с поеданием потасканного в сгущенке блинчика после месяца диеты. Сравнение пошлое, но это действительно «вкусная» игра без последствий для здоровья. Комиссар Маттей вполне мог бы стать персонажем серии детективов, харизмы на десяток лет у него в избытке.
Убийство в кадре — тема старая, как мир, смерть всегда бродит рядом, ускоряясь от злых помыслов. Убийство девочки — эволюция мрака. Такие чудовищные поступки всегда обособлены даже внутри преступного сообщества. Предостерегающая речь детективов в школе — сильный ход в начале фильма. Это был рассказ маленьким гражданам о том, что в мире есть плохие люди, и они причиняют боль. Именно тогда было произнесено то, что продолжит забуксовавшее впоследствии расследование.
«При свете дня» — фильм, быстро набирающий обороты. К 12й минуте черно-белого детектива на руках — полная колода карт. Конфликт затронут, открыт полнометражный путь к дальнейшей интриге. Краткость сестра таланта? Нет, она — есть талант. Ведь чем быстрее развиваются события, тем больше удивляешься, в какие далекие края унес тебя красавец сюжет. Еще одна смерть — все начинается заново? Повод оценить поворот и продолжить исследование. Маттей действует на грани фола, используя в работе опасные методы. Его характер приобретает циничные нотки, что приближает образ идеального копа к реальности, которой — неважно, в какую эпоху — свойственны неабсолютные величины.
«Это случилось при свете дня» — обладатель крепкого сценария, который лег в основу намного более известного «Обещания» с Николсоном. А пока же — 58 год… Примерно тогда меняли пеленки многим знаменитым актерам современности, в то время, как их учителя снимали этапное кино. Пусть это не хорошо известный Хичкок, а гораздо более редкий экземпляр, эдакая тень маэстро. Но и ей свойственны все плюсы стародавнего кинематографа. Академично плавная камера, не хватающая в кадр непотребщину, она выцеливает крупные и общие планы в спокойной очередности. Музыка звучит в моменты эмоционального пика, а иногда партии, словно зашли с другого фильма, легкого и оптимистичного, нарочито в диссонанс с действием дают о себе знать.
Классическое кино из верхней части мирового рейтинга — отменный повод рассуждать, что сейчас то — не то, это — не то…По крайней мере, с детективами и правда беда. Жанр перешел на вторые роли, прячась за афишами двухсотмиллионных монстров. Но чем не повод — раскопать несекретные архивы немецкого кинематографа, припасшего много поводов удивиться? Не в этом ли суть искусства?
14 апреля 2014