Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В некотором царстве… |
год: | 1957 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Иван Иванов-Вано, Михаил Ботов |
сценарий: | Николай Эрдман |
видеооператор: | Михаил Друян |
композитор: | Юрий Никольский |
художники: | Перч Саркисян, Владимир Крумин, Константин Чикин, Роман Качанов, Вячеслав Котёночкин, Геннадий Новожилов, Фёдор Хитрук, Елена Хлудова, Владимир Пекарь, Лидия Резцова, Борис Бутаков, Борис Дёжкин, Виктор Лихачев, Вадим Долгих |
монтаж: | Александра Фирсова |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 февраля 1958 г. |
на DVD: | 29 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 29 мин |
В отличие от «По щучьему веленью» (1938) данный мультфильм намного тщательнее следует сказке про Емелю. Кто такой главный герой? Да его имя стало чуть ли не синонимом лентяя! Но несмотря на такое порицаемое в советское время качество, Емеля оказывается хорошим парнем, который использует доставшийся ему от щуки дар в хороших целях.
Да, Емеля хорош, и его похождения в мультфильме вызывают живой интерес. Зрители испытывают взрывной смех, когда Емеля уделывает генерала, однако в остальных аспектах мультфильм получился сомнительным. Советские режиссёры не так уж часто показывали прямое столкновение с Западом, но тут это есть. При том, что царь показан глупым и несмышлёным человеком, возмутительный посыл с ухватом и метлой не допустим. Как такая идея получила зелёный свет — я не понимаю.
Спасает положение то, что общий тон повествования наполнен комичными сценами, а также уютом. Зима и сугробы — это несомненные плюсы «В некотором царстве». Так же как и музыка. Тема поездок на печи является одной из лучших как минимум за конец 1950-х гг, и в ней авторам удалось передать колорит русского быта. Судя по различиям во внешности царя и заморского принца, события происходят ещё до Петра I, хотя генерал выглядит так, будто уже XVIII или даже XIX век.
Для полноты картины следует отметить хорошую анимацию, хотя здесь она уже не такая качественная как, скажем, в «Царевне-лягушке» или «Миллионе в мешке». Уже чувствуется, что художникам надоело обрисовывать живых актёров и хотелось больше творческих просторов. Увы, спустя двадцать лет эти просторы станут слишком безграничными. Ну, а 1950-е останутся для любителей мультфильмов более хорошим воспоминанием. Правда, без учёта «В некотором царстве».
5 из 10
21 февраля 2023
Незнамо по каким причинам гений советской мультипликации Иванов-Вано отказался сохранить название про Емелю... Можно только предполагать, что выносить такого героя ещё и в заглавие - перебор. Пожалуй, более странного положительного персонажа русские сказки не знают. Ведь даже Илья Муромец 30 лет хоть силы копил, а Емеля первый раз в жизни поработал, и... опа! Сразу жизнь устроил. Можно трактовать сие как 'роль труда в жизни человека', но почему-то не тянет. Потому как паря с печи отказался слезать в принципе. Поэтому сказка являет другой смысл - кажется, что в отношении к Емеле она двойственна: сочувствие ему в конфликте с царём имеет и обратную сторону - невозможность разбогатеть и поднять свой статус за счёт труда в России-матушке, богатеют у нас исключительно за счёт фарта и удачной женитьбы (царская невеста влюбляется разве что по щучьему велению...). Ну или по наследству, а остальные - выживают.
Зато уж по царю и по власти проехались знатно - явные намёки на Отечественную войну 1812 года: и француз, и сватовство, и собственно война, в которой победил не царь, но народ...
Будем считать, что Иванов-Вано решил в большей степени обратить внимание на 'чудеса' технического прогресса. Парадокс, но именно этот мультик наводит на мысль о пророчестве русской сказки, в которой печку легко поменять на танк, от которого отскакивают ядра или на авто, доставляющее Емелю во дворец, а топор, самостоятельно срубающий ветки, явно напоминает пилораму, не говоря уже о пиле, к которой напрашивается приставка бензо-. Так что вот он - наш ответ Чемберлену, наша версия ретрофутуризма и особенностей нашего технического прогресса. С учётом индустриального века в России в 50-х годах 20 века эта мысль может не показаться такой уж бредовой.
12 сентября 2021
Уж не сочтите мою дилемму слишком серьезной, но больно мне в душу в запало сие чудо с короной на голове, ибо коли были бы на Руси у нас таки цари — долго ли Русь тогда простояла.
Тут стоит говорить о правильном воспитании образа наших вождей с разных канунов истории в глазах детей, что смотрят и впитывают с экранов свое будущее понимание мироздания. Ведь с одной стороны, стоит Емеля с печкой, показывающий, что без нечистой силы, наш солдат — не солдат. А с другой, что тамошняя Русь конкретно таки отстает от Европы, целясь через средневековые мушкеты в европейские полки эдак века 18-го. И со всей этой картиной мира ребёнок растет и строит мнение.
И всё-таки благо или к счастью, цари-дураки у нас только в сказках, что машут короной направо и налево, отсылая солдат по любому велению, кои скандируют «Нашему государю показали фигу — поляжем таки все!», демонстрируя всю парадигму власти — Сила есть, а ума не надо.
В остальном сказка хорошая — добротная мораль и есть чему поучиться. И у Емели, что коли свистнуло добро на горизонте, не спеши хвастаться, ибо завистники будут тут как тут. И у горе-царя, что женскому сердцу не прикажешь и коли будешь совать его в кандалы, сам на них же и напорешься.
7 из 10
25 июля 2017