Рейтинг фильма | |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Святая Жанна |
английское название: |
Saint Joan |
год: | 1957 |
страны: |
США,
Великобритания
|
слоган: | «A Brilliant Triumph!» |
режиссер: | Отто Преминджер |
сценаристы: | Грэм Грин, Джордж Бернард Шоу |
продюсеры: | Дуглас Пирс, Отто Преминджер |
видеооператор: | Жорж Периналь |
композитор: | Миша Шполянский |
художники: | Роджер К. Фёрс, Рэй Симм, Джон МакКорри |
монтаж: | Хельга Кранстон |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
8 мая 1957 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 50 мин |
»… если я пройду через огонь — я войду в сердце народа и поселюсь там на веки вечные…»
(Дж. Б. Шоу. «Святая Иоанна». Картина пятая.)
Перед вами одна из лучших историй, рассказанных об Орлеанской Деве. Фильм-экранизация пьесы Джорджа Бернарда Шоу «Святая Иоанна».
Что всегда подкупает читающего зрителя при просмотре? Почти дословное цитирование литературного первоисточника, не правда ли? Фильм «Святая Иоанна», снятый Отто Преминджером, именно такой случай.
Большая удача и победа режиссёра — выбор актрисы на роль Иоанны. Молодая, ранее неизвестная Джин Сиберг — героиня, как будто бы сошедшая со страниц пьесы Дж. Б. Шоу. Простая, даже грубоватая, вспыльчивая, практичная и рациональная неграмотная провинциалка. Единственное различие между двумя произведениями — пьесой и фильмом — касается внешности Девы. У Дж. Б. Шоу она некрасива, а Джин Сиберг с полным правом можно назвать красавицей. Но тут я целиком на стороне режиссёра.
Жанна Отто Преминджера полностью лишена религиозного мистицизма и эксцентричности — тех качеств, которые зритель наблюдает в избытке у Люка Бессона в его фильме «Жанна Д’Арк» (исполнительница главной роли — Мила Йовович). В «Святой Иоанне» почти нет батальных и боевых сцен. Но ведь и пьеса Дж. Б. Шоу не об этом.
Вместе с тем, Жанна-Сиберг почти не обладает романтичностью и кротостью, какими в полной мере наделил свою героиню другой режиссёр — Виктор Флеминг в одноимённом фильме 1948 года (в главной роли Ингрид Бергман).
Жанна в исполнении Джин Сиберг свободна, она олицетворяет «величие и простоту, комическое и трагическое, духовную самостоятельность и стихийную силу личности» (Дьяконова Н. Я. Комментарии к «Святой Иоанне»). В героине нет никаких сверхъестественных качеств — ни бесноватости (как у Жанны Милы Йовович), ни интеллигентной прозорливости (как у Жанны Ингрид Бергман).
Что же до исполнителей ролей второго плана, то все они — будь то аристократичный епископ Кошон (Антон Уолбрук) или простоватый Орлеанский бастард Дюнуа (Ричард Тодд) — лишь выразители мнения своих сословий, яркие их представители. Немного переигрывает Ричард Уидмарк в подаче образа дофина — комичность перерастает в ненормальность в некоторых эпизодах. Но, возможно, такова была задумка создателей — подчеркнуть никчёмность окружения Девы, донести до зрителя главную мысль: духовную мощь личности таким правителям сломить не под силу.
Увеличивая число своих побед, Жанна тем самым приумножала количество своих врагов. Такова трагедия личности, опередившей своё время.
Сцена суда над судьями Жанны по глубине и трагизму — вершина фильма. Именно на этой высокой ноте режиссёр заканчивает картину, оставляя зрителя наедине с мыслями о народном лидере, во все времена обречённом на неизбежную гибель.
«Прости нас, Жанна. Мы ещё недостаточно праведны, чтобы жить с тобой» (Дж. Б. Шоу. «Святая Иоанна».)
23 ноября 2020