Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Повесть о первой любви |
год: | 1957 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василий Левин |
сценаристы: | Николай Атаров, Мария Смирнова |
видеооператор: | Федор Сильченко |
композитор: | Андрей Эшпай |
художники: | Пётр Злочевский, Леонид Курлянд |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 июля 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Плюсы. Главное – показана настоящая дружба между двумя ребятами. Несмотря на молодость, вспыльчивость и даже глупость, они остались друзьями, и это навсегда будет помогать им по жизни.
Про отношения «дружба-любовь» между молодыми людьми снято много разных фильмов, и это один из них. На мой вкус, отношения между этой парой были больше кинематографичными, чем реальными, во многом чувствовалась наигранность, и в чём-то также дух времени. Зато очень мило показано постепенное развитие чувств между школьниками, их обиды, ссоры и примирения.
Сюжет фильма поднимает вопрос о допустимости любовных чувств между старшими школьниками с точки зрения власти, и отчасти отвечает на него: комсомольского руководителя за «топорный» подход отстранили, директора школы осудили коллеги. Однако в то время считалось правильным – вмешиваться в подобные отношения, и отчасти директор школы была права, что именно на школу может «лечь пятно, в случае чего». Но подобное «административное беспокойство» часто становилось лишь прикрытием лицемерия и трусости, приводило к натуральному предательству, что отлично и показали в этой истории. По моим понятиям, этот эпизод в фильме – с выуживанием откровения и последующим его использованием – был самый эмоциональный, он словно задевает за живое и вгоняет в «испанский стыд» за такого педагога. Мощно, образно и доходчиво показана недопустимость такого поведения.
История заставляет задуматься, насколько правильно было приглашать девочку к себе в дом: с одной стороны, это очевидная провокация к тому, что в итоге и случилось, с другой стороны, нельзя было не предложить подобную помощь. Так или иначе, девочка всё равно ушла из семьи, но это случилось значительно позже, когда тяжёлые переживания от пережитого несчастья уже притупились и чувства пришли в порядок.
Минусы. Много затянутых сцен.
Странным и неприятным персонажем выступил физрук. Типаж получился цельным и в чём-то даже интересным, но всё равно он в этой истории был как неуместное бельмо на глазу. Для разыгрывания «треугольника» правильней было бы поставить на его место одноклассника, чтобы не наводить тень на плетень. Кроме того, показанная драка не могла пройти бесследно для физрука, но здесь сказали «А», но не сказали «Б».
Вывод. Фильм заставляет задуматься о ранимой детской психике и бережном отношении к чужим чувствам, о важности доверия между людьми и об ответственности, об умении прощать и переступать через обиды.
13 декабря 2023
Фильмы той эпохи смотрятся как сказки, как фантазии, как недостижимый идеал. У нас, нынешних, недоверчивых и сомневающихся вызывает недоверие показанные с экрана искренность, честность. А вот у зрителей(и артистов) того времени происходящее не диссонировало с реальностью, а только призывало становиться лучше исправляя реальность по лекалам справедливости, идеальные(как газ) образы которой представлены в этом и других фильмах тех годов. Жаль только так чётко и не определились с точными характеристиками характеров и параметрами целенаправления. Так и получилось, что под влиянием внешнего бытия менялось сознание и постепенно деформировался образ героев киноэкрана и следовательно изменялись и устремления зрителей. Вот так во взаимодействии мы и окунулись в недоверие и бесчестие.
Фильм вобрал в себя все приёмы Советского кино на тот момент: от качания тени, до резких крупных планов, от традиционных съёмок из-за стола до улично-фактурных съёмок, от чувств молодых людей, до «стиляг» живущих животной жизнью(в общем-то последние, по моему ощущению, перекликаются и переопыляются с американскими героями того и более позднего времени, которым свойственен такой «животный» магнетизм, не укрощённый ничем(ни воспитанием, ни обществом, ни собственным умом) в чистом сиянии «я, хочу».
Крепкий фильм, выполнявший свою задачу тогда и сейчас. Глоток озона, в смраде смога убийств, обманов, ржаки, битв самцов и самок, самцов и самцов, самок и самок наших теле-сит-сериалов, между ударами плетями эмоций, коими орудует голливуд или созерцание разложения свойственному европейскому кино, или комбинации всего вышеизложенного в «авторском кине». Зато есть Человек и его поступки определяемые «правильными» эмоциями, целеполаганием, совестью, гордостью и волей. И это ооотличное от сегодняшних сюжетов и их подачи — свежесть восприятия, старого фильма, не смотря на недостаток новых идей в работе всех киносъёмочных цехов, а только «повторение» уже имеющегося.
Итак на фоне нонешних творов — шедевр, на фоне картин того времени — не шедевр, но воздействует на волю, как капля «r-b» на муровья.
5 из 10
20 сентября 2018
Каждое следующее поколение проходит дорогой одних и тех же испытаний. Но совсем не потому, что они не желают учиться на чужих ошибках, а потому, что должны совершать свои собственные, — только в этом случае они будут иметь для них и смысл и значение. Дебютная режиссёрская работа Василия Николаевича Левина затрагивает непростую тему, которую можно сравнить лишь с тончайшими нитями души, которые настолько тонки, почти эфемерны, что любое грубое слово, насмешливый взгляд или кривая усмешка могут разорвать и растоптать их. Эти нити — Первая Любовь.
Мария Николаевна Смирнова — уже успевшая написать сценарии для таких душевных фильмов, как «Сельская учительница» (1947), «Сельский врач» (1952), «Полюшко, поле» (1956) — взяла за основу социальной драмы одно из лучших произведений Николая Сергеевича Атарова «Повесть о первой любви». Да и кому как ни женщине браться за столь нелёгкое дело? Нелёгкое, потому что взрослые, хотя и прошли когда-то дорогой юности, но почему-то склонны забывать то время, обязательно считая новое поколение «не таким».
А оно не должно быть «таким» — и время другое, и люди другие, и чувства — тоже другие. «Любви все возрасты покорны» любят говорить взрослые, почему-то вкладывая в эту фразу «зрелые лета» и совсем забывая, что у юности есть неоспоримое преимущество — новизна. Чем больше тебе лет, — тем меньше новизны в жизни. Вроде и краски те же — а оттенки другие. Вроде и чувства — те же, но сердечные колокольчики звучат уже не так громко. У юности всё по-другому. У юности всё — впервые. И сколько бы не говорили взрослые, сколько бы не учили, сколько бы не запрещали — юность не остановить.
Мария Смирнова несколько изменила повесть, по-иному расставив акценты. С чем-то я согласен, с чем-то — нет. Например, персонаж Яков Казачок — тренер спортивной школы (Алексей Бахарь). Его новое «амплуа» в картине несколько сомнительно. (Едва ли преподаватель, которому на вид 40, лет придёт к школьнице на день рожденья и станет откровенно домогаться её внимания. Да и сцена после выпускного — тоже выглядит надуманной.)
К счастью, они нисколько не портят общего впечатления от фильма, потому что главные герои — Ольга Кежун (Джемма Осмоловская) и Митя Бородин (Кирилл Столяров) — не столько играют своих персонажей, сколько живут их жизнью. Это заметно — ни фальши, ни наигранности. Им легко играется. В 20 лет вообще всё легко — и любить, и ссориться, и страдать, и мириться. Главное — мириться. А за влюблённых зритель может быть спокоен: для тех, кто сумел пройти через такие испытания в жизни уже ничего не страшно…
«Почему, отчего и не знаю сам, я поверил твоим голубым глазам. И теперь скажу тебе: «Ты одна в моей судьбе!» («Почему, отчего» музыка Андрея Эшпая, слова Владимира Котова)
9 января 2016