Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Монстры-монолиты |
английское название: |
The Monolith Monsters |
год: | 1957 |
страна: |
США
|
слоган: | «Mammoth skyscrapers of stone thundering across the earth!» |
режиссер: | Джон Шервуд |
сценаристы: | Роберт М. Фреско, Норман Джолли, Джек Арнольд |
продюсер: | Ховард Кристи |
видеооператор: | Эллис В. Картер |
композиторы: | Ирвинг Герц, Генри Манчини, Херман Стайн |
художники: | Александр Голицын, Роберт Эммет Смит, Расселл А. Гаусман, Уильям П. Тапп, Мэрлин Сотто |
монтаж: | Патрик МакКормак |
жанры: | ужасы, фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 декабря 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
А вот тут сюжет с намеками на оригинальность. На землю падает интересный метеорит. Он растет под воздействием воды в гигантский столб, который высасывает кремень со всего в радиусе пары метров, в том числе и из людей. Потом столб под воздействием силы тяжести разваливается на множество мелких осколков из которых потом растут новые столбы. Звучит заумно и занудно, но идея интересная.
Фактически мы имеем не убиваемую штуку, число которой растет в геометрической прогрессии. Тут ещё на руку сыграл пошедший дождь. Штука опасная для людей, ибо высасывает небольшой процент кремня из организма и люди начинают каменеть, ибо кожа теряет эластичность.
Проблем у фильма две. Во первых, не особо интересно смотреть на войну человечества с камнями. Во вторых сценаристы создали такого монстра, что сами не смогли придумать как его победить. Ибо, способ который они в итоге предложили, вызывает обоснованные сомнения. Но в целом, на фоне общего звиздеца, это хороший представитель научной фантастики 50-х
7 из 10
14 ноября 2018
Есть категория фильмов, которую я определяю как «пацанские» — это лаконичные, незатейливые, но добрые фильмы, о нормальных ценностях фундаментально рефлексивного «пацана». Под эту категорию попадает множество удивительных лент, от комедий Китона и Чаплина до «Однажды в Америке», от «Меча Короля Артура» до фильмов Майкла Сноу. В конце концов, даже романтика сложного пацана — это в итоге романтика простого пацана.
Под эту категорию попадает и фильм «Монстры-монолиты», где — it`s incredible! — с неба падают осколки метеоритов, разрастающиеся до фатальных размеров, и за осколками этими глаз да глаз, не то поглотят мир. Что делать жителям городка? Конечно же объединиться, чтобы накостылять инопланетному врагу.
Инопланетный враг, в принципе не злой, просто природа его такова — расти и занимать место. Земляне, понимая это, отметают ненависть и злобу, и сосредотачиваются на поиске оптимальной схемы приложения своих сил. В этом — их природа. Этим и прекрасен данный в фильме образ землян — несовершенные и маленькие, в любой момент они готовы объединиться и проявить свои сильнейшие качества. Земляне, в которых хочется верить.
Необходимо, пожалуй, вынести за скобки наивности и мягкость «научности» фантастики этого фильма, и просто наслаждаться его кинематографичностью. Эта кинематографичность сохраняет свою естественную прагматику — показывать зрителю мир таким, каким его хочется и не хочется увидеть. Кино (и такое кино становится классикой) настойчиво практикует себя как репрезентацию людского опыта бытия внутри технологии опыта (кино)зрения.
Как и многие фильмы 50-х, «The Monolith-monsters» изящно композиционен. Конечно, несколько уступает «Куотермассу 2», но… В «Монстрах-монолитах» есть сцена, когда персонажи (надо срочно спасать город, а там и планету) в спешке прыгают в автомобиль и, перекинувшись репликами, выезжают. Сцена принципиальна, пожалуй для всего американского кино, потому что сосредоточена на одном из ключевых атрибутов этой культуры XX века — машина с открытым верхом. Персонажи в этой машине показаны извне — ракурсом диагонально-сверху. Снять так крытую машину невозможно, а здесь машина одновременно и оказывается сценой и обрамляет показываемый образный сюжет. Это надо видеть, сцена, в которой заключена схематичная картина всей композиционности пятидесятых.
Собственно, для чего нужно кино, как не для показа человечеством самому себе собственных идеалов? Массовая культура наиболее чиста, и оттого крайне отрадно наблюдать в её самопознании чистоту здорового сознания, чистоту композиционного удивительного бытия. Композиционная стройность пронизывает это кино — в кадрах, в целесообразности героев, в динамике угроз, которым герои противостоят всё удивительно так, как надо. В итоге мы получаем добрый фильм про то, как здоровый и дружный мир противостоит гигантскому инопланетному углю — плечом к плечу, с песней, не бросая своих.
9 из 10
21 июня 2017
Со дня сотворения кинематографа укоренилось старое доброе правило: из космоса ничего хорошего не жди. Вариант невелик: либо ты сам прилетаешь на планету к неведомой бяке, либо неведомая бяка прилетает к тебе на планету. Добавьте к этому всплеск ядерной паранойи 50-х, которая игриво подмигивала из-за спины практически каждого киношного монстра или инопланетянина тех годов — и получите примерное представление о том, что являли собой классические фильмы жанра ужасы/фантастика тех времён.
Однако присутствовал в этих картинах и позитивный посыл, зачастую граничащий с искренней, кристально чистой, практически детской наивностью о том, что человечество осознает свои ошибки, прекратит огораживаться от внешних проблем ядерными боеголовками и вообще всем сладкую вату бесплатно 24 часа в чутки 7 дней в неделю. Об этом зрителя извещали позитивными речами американские парни-красавцы с держащими их за руку и восхищённо хлопающих глазёнками американскими девушками-красавицами.
«Монстры-монолиты» — типичный образчик этой самой фантастики 50-х, разве что минус антиядерная пропаганда. Здешние кристаллы-разрушители не были порождены радиацией и росли не из-за неё — а из-за самой обычной воды. Так что никакого особенного посыла здесь, если честно, и нету — просто час семнадцать минут развлечения, вспарывающих земную твердь кристаллов и людей, пытающихся эту заразу остановить.
Когда это действо переходит на поле интеллектуального фронта, то фильм может показаться немного нудноватым, как раз-таки из-за здешних научных размышлений главных героев о природе кристаллов, способах их остановки и пагубном влиянии на человеческую кожу. Но когда режиссёр возвращается к зрелищному аспекту, то всё возвращается в норму: спецэффекты сделаны аккуратно и умело, выглядят вполне презентабельно, хотя если честно я чуть-чуть надеялся на то, что масштаб действий выйдет за рамки тихого маленького городка в пустыне и монолиты дойдут до большого города, ну да и что есть — вполне презентабельно.
Конечно, лента Джона Шервуда (который умрёт через два года после выхода картины и, к сожалению, ничего больше не снимет) так и не выбилась в разряд классики и образцов жанра, но и не является дешёвым, лубочным, карикатурным гадким утёнком, которых в пятидесятых тоже наплодили в этой сфере немало. Хорошая история, хорошие актёры и отличный визуальный ряд, пусть и не шибко масштабный.
8 из 10
27 апреля 2015
Не складываются у нас отношения с Космосом. Как что ни прилетит на землю — так или мы его в зоне 51 сгноим, или оно нас уничтожить пытается. А потом ученые с военными расхлебывают последствия. Так и в этом фильме — ну кто мог подумать, что блестящие черные камни, валяющиеся тут и там, подложат людям такую свинью?
Фильм сам по себе удивительно хорош. Начинается сразу с начала, а не с длиннющей предыстории, как у нас иногда любят делать. Первая смерть — уже минут через десять. События разворачиваются, как снежный ком, страх нагнетается постепенно и умело. Заваленный черными каменьями дом, безмолвие и темнота — очень сильная сцена. А уж когда эти булыжники начинают расти — офигительно красиво и жутко. Только полюбоваться на гигантские антрацитовые друзы высотой метров в сто, как они вытягиваются вверх, как рушатся с оглушительным треском, ломая все на свем пути, — и то уж удовольствие.
Ученые, конечно, оказались не сильно на высоте — не сообразить использовать воду в качестве катализатора роста! Пока до них дошло, что к чему, начался дождь со всеми вытекающими. Я бы, в силу своей кровожадности, все же допустила бы монолиты в городок — могла бы выйти роскошная апокалиптическая картинка.
Фильм хорош прежде всего своей правдоподобностью. Фантастика должна быть правдоподобной и реалистичной, тогда она достигает нужного эффекта. Здесь все настолько реально смотрится, что немного не по себе — а вдруг и в нашу степь свалится вот такая пакость, что мы будем делать? Поливать морской водичкой, понятное дело… Да, о фильме. Интересно, что и актеры играют так, будто они и не играют вовсе. Они естественны, органичны в данном сюжете, даже девочка, хотя умение изображать больную с окаменевшей рукой ей дается с трудом.
Конечно, присутствует и некая наивность, и ограниченность, и затянутость некоторых проходных сцен, но в целом получилось неплохое, а местами даже очень впечатляющее зрелище.
8 из 10
19 августа 2011
В пустыне падает метеорит и раскалывается на несколько небольших кусков. Осколки при контакте с водой начинают пениться, булькать, расти… Столкновение людей с «монолитными монстрами» приводит к тому, что первые каменеют. По задумке сценаристов осколки метеоритов забирают кремний, а кожа человека без кремния теряет свою эластичность. Люди каменеют, а на городок, что рядом с пустыней, обрушивает огромный ливень. И «монстры» принялись расти и размножаться, а умники-учёные (главные герои фильма) решать судьбу чуть ли не всего человечества…
Спецэффекты весьма правдоподобные, что меня неожиданно удивило. Диалогов много и вся эта псевдонаучность может наскучить, но всё равно смотрится неплохо, а для своего времени так вообще замечательно.
20 августа 2009